Мастер-класс Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности учащихся.


КОШКАРБАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА имени МАДИ ХАСЕНОВА
Мастер-класс
Жылкыбаева Айгуль Толкынбековна
учитель русского языка и литературы
Тема: Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности учащихся.
Эпиграф: «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Цель:
Учителя осмыслят необходимость внесения изменений в практику преподавания и обучения.
Убедятся в необходимости организации активной учебной деятельности учащихся через игру.
Убедятся в том, что дидактическая игра повышает познавательную активность учащихся на уроке.
Ресурсы:
вопросы и карточки для игры «Бинго»
бумага формата А4, флипчарт, маркеры
рисунки, раздаточный материал
видеоролик «7 чудес света»
презентация «Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности учащихся»
листы обратной связи.
Организационный момент:
Приветствие.
Эпиграф: «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний, сделать их активными участниками и творцами урока».
Стартер: «7 чудес света» видео. Цель стартера: настроить слушателей на работу.
План работы
Деление на группы. «Ходит песенка по кругу». Раздать слушателям бумажные ленточки разных цветов. На бумажных полосках написаны строчки из детских песен. Группы должны собрать свой куплет, пропеть его.
Мозговой штурм
На какие мысли натолкнул ролик? Согласны ли вы с мнением девочки? Составьте синквейн на тему «Чудо». Нарисуйте своё «чудо».
Защита проектов
Слушатели зачитывают свои работы. Дифференциация: ученики послабее зачитывают свои мысли, ученики с более высокими способностями читают пятистишья. Ученики, умеющие рисовать, рисуют рисунки по теме, выражают свои эмоции.
Рефлексия. Обсудите: Что сложнее: отвечать на вопросы, написать пятистишье или изобразить на бумаге главную мысль?
Разминка «Дождь в джунглях»
Встаньте в круг; представьте, что вы в джунглях. Погода – прекрасная, светит солнце, дует прохладный ветерок.
Встаньте друг за другом, положите руки на плечи впереди стоящего соседа. Поглаживая плечи своего соседа, покажите, как дует ветерок.
Ветер усиливается, и вы поглаживаете сильнее.
Пошёл небольшой дождь – легонько постучите пальцами по спине соседа.
Дождь усилился – и вы кончиками пальцев постучите сильнее.
Дождь прекратился, выглянуло солнце – покажите это соседу.
Обернитесь на180 градусов, улыбнитесь друг другу. Можете повторить в обратном порядке.

«КАРУСЕЛЬ»
Количество участников: любое чётное. Материалы: 0. Возможность использования на уроках русского языка: на продвинутом этапе. Необходимое время: 10-15 минут (можно варьировать).
Участники образуют два круга – внешний и внутренний. «Круги» стоят лицом друг к другу, так что образуются пары. В этих парах участники обмениваются мыслями на заданную ведущим тему. Затем внешний круг делает шаг вправо. Образуются новые пары, ведущий задаёт новую тему.
Рефлексия: в какой части урока уместно использовать данный метод?
«СВЕТОФОР»
Используйте цвета светофора как визуальное средство для отображения понимания. Например:
У учеников есть красные, желтые и зеленые карточки, которые они кладут на свою парту, либо поднимают в воздух. (красная = не понимаю, зеленая = все предельно понятно). Ученики оценивают себя, используя цвета светофора. Учитель может затем сделать запись об этих оценках в их дневниках. Одноклассники оценивают презентации и т.д. с помощью цветов светофора.
Рефлексия: можно ли визуально оценить восприятие материала?

«БИНГО»

Рефлексия: когда лучше использовать данную игру?
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

«ИНТЕРВЬЮ».
Количество участников: не больше 20. Материалы: лист бумаги и маркер на каждого. Возможность использования на уроках русского языка: на продвинутом этапе. Необходимое время: 25-30 минут.
Участники интервьюируют друг друга в парах. После этого партнёры представляют друг друга в любой форме: в форме стихотворения, объявления о розыске, брачного объявления, руководства по применению, аукциона и т.д. В качестве варианта можно добавить задание: определить, какая пара представила больше всего информации друг о друге.
СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ. «Дидактические игры как средство активизации учебной деятельности учащихся».
РЕФЛЕКСИЯ. Каждый учитель заполняет лист опроса и с помощью метода «Две звезды и пожелание» даёт рекомендации коучу.
Список использованной литературы:
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1976.
Шамес Р.А. Забавные приключения в стране слов. – Волгоград: Учитель, 2000.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Педагогический поиск, 1999.
Интернет-ресурсы.