Конспект урока литературного чтения по сказке Б.Житкова Храбрый утёнок


Тема: план и пересказ сказки Б. Житкова «Храбрый утёнок».
Цель: создать условия для развития умения составлять план и пересказывать текст по плану.
Задачи:
1. образовательные: отрабатывать навык сознательного чтения; учить отвечать на вопросы, составлять высказывания с элементами рассуждения; выделять смысловые единицы текста.
2. развивающие:​  развивать речевые навыки, навыки выразительного чтения, умение пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух, жужжащее чтение.
3. коррекционные: развивать слуховое восприятие, устную речь учащихся; обогащать словарный запас.
4. воспитательные: способствовать формированию адекватной самооценки своей деятельности на уроке; воспитывать чувства взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесные, наглядные, практические, частично–поисковые. Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Структура урока:
1.Организационный момент, постановка целей и задач урока.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
3.Изложение нового материала.
4. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
5.Постановка домашнего задания.
6. Итог урока.
ХОД УРОКА
Организационный момент, постановка целей и задач урока.
1.Очень важно нам, ребята, (читает учитель)
Хорошо … уметь читать. (дополняют дети)
А ещё важнее, дети, (читает учитель)
Прочитал что –… понимать! (дополняют дети)
Ну, а чтобы всё понять, (читает учитель)
Нужно… думать, рассуждать, (дополняют дети)
Быть внимательным, усердным(читает учитель)
И … друг другу помогать! (дополняют дети)
-что мы будем делать на уроке?
читать
понимать
думать
рассуждать
друг другу помогать
Для того, чтобы хорошо читать, нам необходима  разминка:
читаем хором, по строчке – девочки, мальчики (тихо-громко)
2.Речевая разминка
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? «Храбрый утёнок» (открыть запись на доске)
– Кто автор?- Борис Степанович Житков. (открыть запись на доске)
- Какое было домашнее задание? (прочитать, ответить на вопросы)
Как вы с ним справились проверим поиграв в игру «Я хочу задать вопрос…» Дети задают вопросы друг другу (Я хочу задать вопрос… . зачитывает вопрос. Тот кому вопрос задан, зачитывает ответ. Оценивание. (Справился с заданием? ! ). Тот кто зачитывал ответ, задаёт вопрос следующему и т.д.
1. Как хозяйка кормила утят?(Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)
- Каждое утро выносила хозяйка полную тарелку рубленых яиц.
2. Почему утята боялись стрекозу?(Учащиеся отвечают словами из текста.)
- Утята боялись, что стрекоза их всех перекусает.
3.Как вела себя стрекоза?
(Учащиеся отвечают словами из текста.)
Она так страшно стрекотала. Садилась на тарелку, пробовала еду, а потом улетала.
4.О чем думала хозяйка, когда убирала, пустую тарелку?
- Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят.
(Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)
5.Кто пришел в гости к утятам?
- Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша.6. – Что он им пообещал?
- Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
7. –Что ответили утята?
8.Сдержал ли он свое обещание? Как ему это удалось?- Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло.
9.– Прилетела ли стрекоза еще раз?
- С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта.
10. -Как отблагодарили утята Алёшу?
-они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.
С домашним заданием справились все! Молодцы!
3.Изложение нового материала.
- Вспомните, как называется раздел, по которому мы сейчас работаем?
(план и пересказ) (открыть карточку на доске)
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не получится, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!
Что будем делать? (учиться составлять план и пересказывать)
- Сейчас вам предстоит проделать очень интересную работу. Я предлагаю поработать в парах.
(конверты с карточками, клей, листы бумаги)
1.-Достаньте из конверта карточки с картинками. Что это за картинки?
-Разложите иллюстрации в соответствии с содержанием рассказа. Что было сначала, что случилось потом. Чем всё закончилось.(практическая деятельность детей). Не забывайте сверяться с текстом.
Проверка. ( открыть готовый картинный план). У кого также? Поставьте !Что у нас получилось? (План) План –это краткое изложение текста.
Какой? (картинный) (табличка)
Достаньте из конверта карточки со словами. Это заголовки частей текста.
Расставьте рядом с картинками в нужном порядке заголовки частей текста.
(практическая деятельность детей). Не забывайте сверяться с текстом.
Проверка.
Какой заголовок поставили первым? (карточка на доске)
Вторым? И т.д.
План:
1.Хозяйка кормит утят.
2.Утята боятся стрекозы.
3. «Должно быть, утята заболели».
4. Разговор Алёши с утятами.
5. Алёша прогоняет стрекозу.
6.Стрекоза больше не прилетала.
-Кто справился, поставьте !- Что получилось? (словесный план) (карточка)
(соотнесение картинок и заголовков)
4. Осмысление, обобщение и систематизация знаний.
- Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)
- А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)
- Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?
- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)
Физкультминутка.
Сейчас мы с вами к каждому пункту плана подберём отрывок из текста. (для слабых готовые карточки с текстом- им нужно подобрать отрывок)
- Что для этого нужно? (читать текст) жужжащее чтение.
Фронтальная работа.
- Какой отрывок подберём к 1 части? Зачитай …
- как начинается вторая часть?
- найдите отрывок к третьей части.
-зачитайте ….
Зарядка для глаз.
-Для чего нам нужен план? Для пересказа. Попробуйте пересказать друг другу в парах сказку.(дети пересказывают)
- кто считает что сосед рассказал хорошо? Поставьте соседу !Кто нам перескажет всю сказку по картинному и словесному плану?(пересказ одного учащегося)
(Оценивание)
5.Постановка домашнего задания.
Подготовит пересказ текста по плану.
6. Итог урока.
Вернуться к орг. моменту
Что делали на уроке?
Читали что читали?
Поняли что поняли?
Думали когда?
Рассуждали когда?
друг другу помогали когда?
Посчитайте, сколько у вас !4- «5»
3-2 –«4»
Спасибо всем за урок!