Конспект урока литературного чтения по теме Б.Житков Храбрый утенок
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №63
ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.К.ЖУКОВА
КОНСПЕКТ УРОКА
по литературному чтению
2 класс
Б. Житков «Храбрый утенок»
Разработала:
учитель начальных классов
Щербакова Л.В.
Тема урока: Б.Житков. «Храбрый утёнок»
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.Житкова; учить делить текст на смысловые части; учить составлять картинный план; познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления о произведении;
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;прививать любовь к природе, воспитывать любовь к природе, доброе отношение к животным; содействовать осознанию учащимися ценности поддержки и взаимовыручки.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказать подробно по плану.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка.
(СЛАЙД 1)
У пруда утёнок – крошка
В страхе кличет утку – мать:
- Ой, боюсь!
Укусит мошка,
Помоги мне убежать!
III. Проверка домашнего задания
Е. Чарушин «Страшный рассказ» - пересказ по плану:
Легли спать.
За дверью кто-то топает ногами.
Пришли папа с мамой.
Да это ёжик!
IV. Постановка цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Б.Житкова и научимся составлять картинный план.
V. Работа по теме урока.
(СЛАЙД 2,3)
Знакомство с биографией Б. Житкова. Показ портрета.
- Борис Степанович Житков (1882-1938г.), писатель.
- Борис Житков родился в 1882 году недалеко от Новгорода, в деревушке, где родители снимали дачу. Семья много поколесила по России, пока не осела в Одессе, где отцу удалось устроиться кассиром в пароходстве. Мать боготворила музыку.
В Одессе Борис впервые пошёл в школу: частную французскую гимназию, где вместо отметок давали фантики и игрушки. Потом поступил в гимназию. Гимназист был необычный. Его увлечения не знали границ: то часами играл на скрипке, то изучал фотографию. Но изучатель он был дотошный и результатов часто добивался отличных! Увлекался спортом - получал призы, вместе с товарищами построил яхту. Выпускал рукописные журналы. Всю жизнь вёл дневник; его рука с детства тянулась к перу. Его письма порой – целые рассказы. Первый рассказ был опубликован в 1924 году в журнале «Воробей».
Подготовительная работа перед чтением.
(СЛАЙД 4)
Чистоговорка – загадка: Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
- Как вы думаете, почему именно это слово было отгадкой? (Ответы детей)
- Прочитайте название рассказа (с.139) («Храбрый утенок»)
- Подумайте, какие события могут в нем развиваться?
(СЛАЙД 5)
Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
руб-ле-ных - рубленых
стре-ко-та-ли - стрекотали
рас-ска-за-ли - рассказали
ис-пу-га-ешь-ся - испугаешься
за-жуж-жа-ла - зажужжала
по-ло-ман-ным - поломанным
(СЛАЙД 6)
Читайте целыми словами:
бег - подбегали, убегали
рассказ - рассказали
испуг - испугаешься
еда - наедались
Первичное чтение по цепочке.
(СЛАЙД 7)
Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.
(СЛАЙД 8)
- Понравилось произведение?
- О чём оно?
- Это сказка или рассказ? Почему?
- Как хозяйка кормила утят?
- Почему утята не ели? Кого они боялись?
- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
- Кто пришёл в гости к утятам?
- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
- Прилетала ли стрекоза ещё раз?
- Каким был утенок Алеша?
VI. Физкультминутка
Уточка луговая,Серая, полевая,Где ты ночку ночевала?
Под кустиком, под берёзкой.Сама, утя, хожу,Детей своих вожу.Сама, утя, поплыву.Детей своих поведу.
VII.Закрепление изученного
(СЛАЙД 9)
Составление картинного плана
а) С чего начинается рассказ? (Хозяюшка кормит утят)
б) Почему утята не ели? (Боялись стрекозы)
в) Как вели себя утята? (Что можно нарисовать?)
г) Чему удивлялась хозяйка?
д) Кто к ним приходит в гости? Что делает Алёша?
е) Чем заканчивается рассказ?
(СЛАЙД 10)
План- это самое краткое изложение текста
Ни строительство дома, ни путь капитана,
Не получатся, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу – обдумывай план!
VIII. Рефлексия.
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что вам особенно удалось?
IX. Подведение итогов урока
(СЛАЙД 11)
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой? Докажите.
- Чему ещё научились на уроке?
Выставление и комментирование оценок
(СЛАЙД 12)
Домашнее задание.
Стр. 139-141, пересказ по плану.