Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Храбрый утёнок


МКОУ 1 - Петропавловская СОШ


Составила: учитель начальных классов
Пионицина Ирина Викторовна
2011-1012 учебный год

Класс: 2.
Тема: Б.С.Житков «Храбрый утенок».
Цель: Знакомство детей с творчеством писателя Б.С. Житкова и содержанием рассказа.
Задачи: 1. Формировать полноценное восприятие текста, умение делить текст на
смысловые части, озаглавливать их, рисовать словесную картину к каждой
из частей и составлять план пересказа.
2. Развивать коммуникативные универсальные действия, развивать
навыки выразительного чтения; работать над развитием речи, памяти,
мышления, воображения.
3. Воспитывать интерес к урокам литературного чтения, любовь и
бережное отношение к природе воспитывать чувства сострадания,
сопереживания.
Эскиз доски:
Число.
Классная работа.
Оборудование: учебник, тетради, ручки, рисунки с изображением стрекозы, утёнка, картинный план, рисунок сундука, карточки для словарной работы, карточки для чтения по слогам, портрет Б. Житкова, листочки для теста, рисунки – фото. Литература: 1. Учебник «Родная речь.2 класс.» 1 часть.– 3е издание - М.:
Просвещение, 2006 г.
2. Интернет – ресурсы.

Ход урока:
этапы урока деятельность учителя деятельность
учащихся
I. Орг. момент.
II. Проверка д/з.
1) Беседа.
2) Пересказ.
III. Изучение нового материала.
1) Знакомство с героями.
2) Игра.
3) Сообщение темы урока.
4) Сообщение.
5) Беседа.
6) Рассказ учителя.

7) Работа с учебником.
8) Словарная работа.
9) Чтение слов по слогам.
10) Первичное знакомство с текстом.

11) Беседа по содержанию.
IV.Закрепление изученного материала
1). Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.
2) Тест.
Итог.
-Садитесь. Начинаем наш урок.
-Вспомним, как называется раздел, над которым мы работаем сейчас на уроках литературного чтения?
-Кого имеют в виду говоря «братья наши меньшие»?
-Над каким произведением мы работали на последних уроках?
-Дома вы должны были приготовить пересказ этого произведения. Давайте послушаем.
-Отметки…

- Сегодня познакомимся с новым произведением о животных. А кто же герои? Давайте отгадаем загадки.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это?
(Вывешивается рисунок стрекозы).
-В каком произведении нам встречалась стрекоза?
-Какой она представлена И.А.Крыловым?
-А какая она на самом деле, в жизни? Что вы знаете о ней?
-Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее.
-Кто же второй герой?
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Вывешивается рисунок утёнка).
-Что вы знаете о них?
- Давайте немного поиграем. « Угадай малышей».
-Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных?
Если я права – хлопайте в ладоши, если нет – исправьте меня. У кошки- котенок, У собачки – собачонок, У зайчихи – зайчонок, У утки – утенок, У овечки – овченок, У курочки – куренок, У ежихи – ежонок, У коровы – коровенок, У свиньи – свиненок, У лисы – лисенок, У рыбки – рыбенок, У лосихи – лосенок, У волчицы – волченок.

- Молодцы!
Итак, сегодня мы узнаем интересную историю, которая однажды произошла с нашими героями.
Сочинил её для вас известный писатель Борис Степанович Житков(вывешивается портрет писателя), о котором сейчас нам расскажет…

- Кем были родители Бориса Житкова?
-Кем он был по образованию?
-Кем был Борис Житков на корабле и чем занимался?
- Борис Житков много путешествовал. Богатый жизненный опыт, умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге и привели Б.С.Житкова в детскую литературу.
Посмотрите на выставку книг Б.С.Житкова (Выставка книг на доске). Все они посвящены детям. В них опубликованы морские
истории, сказочные повести, научно-популярные и научно-художественные произведения. Всего Житковым создано около 200 произведений. Он писал о гордых и смелых людях, о редких животных и дальних странах. Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам. И сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б.С.Житкова.
- Откройте учебник на с 139.
Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать.
-Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в рассказе?
-Скоро проверим, верны ли ваши предположения.
Но прежде…что у нас на доске? (Вывешивается рисунок сундука, в котором находятся таблички со словами).
-Этот сундук не простой. Внутри него спрятались слова из нашего рассказа. Сейчас мы будем их оттуда извлекать и объяснять значение слова для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.
(Из сундука достаются таблички со словами, объясняется их значение).
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
-Сейчас поупражняемся в чтении слов, которые встретятся в рассказе Житкова «Храбрый утенок». Читаем вместе.
под-бе-га-ли, у-бе-га-ли
рас-ска-за-ли
пе-ре-пу-ган-ны-е
на- е-да-лисьруб-ле-ных
стре-ко-та-ли рас-ска-за-ли ис-пу-га-ешь-ся за-жуж-жа-ла
по-ло-ман-ным

-Давайте прочитаем рассказ. Читаем вслух «по цепочке».
-Оправдались ли ваши предположения? О чем рассказ?
-Как и чем хозяйка кормила утят?
-Почему утята не ели? Кого они боялись и почему?
-О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
-Кто пришел в гости к утятам?
-Что он им пообещал и сдержал ли свое обещание?
-Прилетала ли стрекоза еще раз?
-Стоило ли утятам бояться стрекозы?
-Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?
-Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?

- Теперь поработаем над планом текста. Откройте тетради, запишите число, классная работа, автор, название, план.
-1часть.
С чего начинается рассказ?
- Какую иллюстрацию нарисовали бы к 1 части? (Вывешивается иллюстрация).
- Как озаглавим 1часть?
-2 часть.
Почему утята не ели?
-Какую иллюстрацию нарисовали бы ко 2 ч.? (Вывешивается иллюстрация).
-Как озаглавим 2 ч.?
-3 часть.
Чему удивлялась хозяйка?
-Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 ч.? (Вывешивается иллюстрация).
-Как озаглавишь 3 ч.?
-4 часть.
Кто к ним приходил в гости?
-Что происходило между ними?
-Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 ч.? (Вывешивается иллюстрация).
-Как озаглавишь 4 ч?
-5 часть.
Что произошло?
-Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч.?
-Как озаглавишь 5 ч.?
6 часть.
Чем заканчивается рассказ?
-Какое чувство испытывают утята?
-Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 6 ч.? (Вывешивается иллюстрация).
-Как озаглавишь 6 ч.?

- Итак, мы познакомились с новым произведением. Давайте посмотрим, как вы его запомнили. Я читаю предложение.
Если вы согласны, ставьте «+», если нет – ставьте «-».
Утят кормили яйцами.
Из сада вылетала стрекоза и кусала утят.
Утята боялись пчелы.
Хозяйка думала, что утята заболели.
Утята ложились спать голодными.
В гости к утятам пришёл гусёнок.
Храброго утёнка звали Алёша.
Утята думали, что Алёша хвастает.
Алёша прогнал стрекозу.
Утята и Алёша стали друзьями.
- Вы хорошо поработали на уроке.
Домашнее задание: с 139 – 141 пересказ. А наши герои приготовили для вас своё фото. Только оно чёрно – белое, но вы можете его раскрасить.
Все свободны.
-О братьях наших меньших.
-Животные.
-В.Бианки «Сова».
Пересказ детей по цепочке.

-Стрекоза.
-Басня Крылова «Стрекоза и Муравей».
-Ленивая, беззаботная.
Ответы детей.
-Утенок.
Ответы детей.
-Да.
-Щенок.
-Ягненок.
-Цыпленок.
-Теленок.
-Поросенок.
-Малек.
-Борис Степанович Житков родился в Новгороде, семье учителя математики и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. Учился в гимназии и был одноклассником К.И.Чуковского. По образованию биолог, химик, инженер кораблестроитель. Работал капитаном научно-исследовательского судна, изучал рыб. Преподавал черчение и физику.
-Учитель математики и пианистка.
-Биолог, химик, инженер.
-Капитаном. Изучал рыб.
-Б.С.Житков «Храбрый утенок».
Ответы детей.
Сундук.
Чтение и объяснение слов.
Чтение слов по слогам.
Читают «цепочкой» рассказ дети.
Ответы детей.
-Хозяйка выносила утятам тарелку рубленых яиц. Она ставила её возле куста, а сама уходила.
-Из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она страшно стрекотала. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
-Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят".
-Их сосед, маленький утёнок Алёша.
- Он сказал: «Я один прогоню эту стрекозу».
-С тех пор она никогда не прилетала в сад.
-Нет.
-Храбрый.
-Да. Животные разговаривают.
Дети выполняют.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Хозяйка кормит утят.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Утята боятся стрекозы.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Удивление хозяйки.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Разговор Алеши с утятами.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Алеша прогоняет стрекозу.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Довольные утята.
Работа на листочках.
Запись д/з.
ПРИЛОЖЕНИЕ


Борис Степанович
Житков
стре-ко-та-ли рас-ска-за-ли ис-пу-га-ешь-ся за-жуж-жа-ла
по-ло-ман-ным
под-бе-га-ли, у-бе-га-ли рас-ска-за-липе-ре-пу-ган-ны-ена-е-да-лисьруб-ле-ных
хозяйка
рубленые яйца
храбрец
хвастун
стрекотала
насилу вырвалась