Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Храбрый утёнок 
                                                      МКОУ 1 - Петропавловская СОШ 
                                                                           
                                       
                                                                        Составила: учитель начальных классов
                                                                                            Пионицина Ирина Викторовна
                                                         2011-1012 учебный год
    Класс: 2.
    Тема:  Б.С.Житков «Храбрый утенок».
    Цель:  Знакомство детей с творчеством писателя Б.С. Житкова и содержанием  рассказа.
    Задачи:    1. Формировать полноценное восприятие текста, умение делить текст на   
                   смысловые части, озаглавливать их, рисовать  словесную картину  к каждой  
                   из частей и составлять план пересказа.
                       2. Развивать   коммуникативные универсальные действия,  развивать  
                    навыки  выразительного чтения; работать над развитием   речи, памяти, 
                    мышления, воображения.
                       3. Воспитывать интерес к урокам  литературного чтения,  любовь и  
                    бережное  отношение к природе   воспитывать чувства сострадания, 
                    сопереживания.
Эскиз доски: 
                                Число.
               Классная работа.
      Оборудование: учебник, тетради, ручки, рисунки с изображением  стрекозы, утёнка, картинный план, рисунок сундука, карточки для словарной работы, карточки для чтения по слогам, портрет Б. Житкова, листочки для теста, рисунки – фото.    Литература: 1. Учебник  «Родная речь.2 класс.» 1 часть.– 3е издание - М.: 
                         Просвещение, 2006 г.
                         2.  Интернет – ресурсы.
                     
Ход урока:
    этапы урока               деятельность учителя        деятельность 
          учащихся
I. Орг. момент.
II. Проверка д/з.
1) Беседа.
2) Пересказ.
III. Изучение нового материала.
1) Знакомство с героями.
2) Игра.
3) Сообщение темы урока.
4) Сообщение.
5) Беседа.
6) Рассказ учителя.
  
7) Работа с учебником.
8) Словарная работа.
9) Чтение слов по слогам.       
10) Первичное знакомство с текстом.      
                                 
11) Беседа по содержанию.
 IV.Закрепление изученного материала
1). Чтение текста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.
2) Тест.
Итог.
  -Садитесь. Начинаем наш урок. 
  -Вспомним, как называется  раздел,  над которым мы работаем сейчас на уроках литературного чтения? 
  -Кого имеют в виду говоря «братья наши меньшие»?
  -Над каким произведением мы работали на последних уроках?
  -Дома вы должны были приготовить пересказ этого произведения. Давайте послушаем.
   -Отметки… 
     
   - Сегодня познакомимся  с новым произведением о животных. А кто же герои? Давайте отгадаем загадки.                                                                                                                                                 
                На ромашку у ворот                                                                         
                Опустился вертолет –                                                                                                    
                Золотистые глаза                                                                                         
                Кто же это?  
(Вывешивается рисунок стрекозы).
   -В каком произведении нам встречалась стрекоза?  
   -Какой она представлена И.А.Крыловым?   
    -А какая она на самом деле, в жизни? Что вы знаете о ней?
   -Стрекоза – хорошо летающее насекомое.  С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых  приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее.  
   -Кто же второй герой?                                                                        
              Удивительный ребенок
              Только вышел из пеленок,
               Может плавать и нырять,
               Как его родная мать.   
(Вывешивается рисунок утёнка).
  -Что вы знаете о них?
   - Давайте немного поиграем. « Угадай малышей». 
   -Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а  знаете ли вы, как правильно называют других  детенышей домашних животных?
   Если я права – хлопайте в ладоши, если нет – исправьте меня.                                                                        У кошки- котенок,                                                                            У собачки – собачонок,                                                                           У зайчихи – зайчонок,                                                                            У утки – утенок,                                                                           У овечки – овченок,                                                                     У курочки – куренок,                                                                       У ежихи – ежонок,                                                                        У коровы – коровенок,                                                                  У свиньи – свиненок,                                                                           У лисы – лисенок,                                                                           У рыбки – рыбенок,                                                                           У лосихи – лосенок,                                                                           У волчицы – волченок.     
                                                                    
   - Молодцы!
   Итак, сегодня мы узнаем  интересную историю, которая однажды произошла с нашими героями. 
   Сочинил её для вас известный писатель Борис Степанович Житков(вывешивается портрет писателя), о котором сейчас нам расскажет… 
    
   - Кем были родители Бориса Житкова?
   -Кем он был по образованию?
   -Кем был Борис Житков на корабле и чем занимался?
   - Борис Житков много путешествовал. Богатый жизненный опыт, умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге и привели Б.С.Житкова в детскую литературу.
   Посмотрите на выставку книг Б.С.Житкова (Выставка книг на доске). Все они посвящены детям. В них опубликованы морские
  истории, сказочные повести, научно-популярные и научно-художественные произведения. Всего Житковым создано около 200 произведений.  Он писал о гордых  и смелых  людях, о редких животных и дальних странах.  Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам. И сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Б.С.Житкова.
   - Откройте учебник на с 139.
Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать.
   -Попробуйте предположить, о чем пойдет речь в рассказе? 
   -Скоро проверим, верны ли ваши предположения. 
   Но прежде…что у нас на доске? (Вывешивается рисунок сундука, в котором находятся таблички со словами).
   -Этот сундук не простой. Внутри  него спрятались слова из нашего рассказа. Сейчас мы будем их оттуда извлекать и объяснять значение слова для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.
(Из сундука достаются таблички со словами, объясняется их значение).
   Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство.
    Рубленые яйца – мелко нарублены.
    Храбрец – смелый человек.
    Хвастун – хвастает, что любого поборет.
    Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
    Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
   -Сейчас поупражняемся в чтении слов, которые встретятся в рассказе  Житкова «Храбрый утенок». Читаем вместе.
под-бе-га-ли, у-бе-га-ли
 рас-ска-за-ли
пе-ре-пу-ган-ны-е
на- е-да-лисьруб-ле-ных                   
стре-ко-та-ли            рас-ска-за-ли              ис-пу-га-ешь-ся          за-жуж-жа-ла         
 по-ло-ман-ным        
         
    -Давайте прочитаем рассказ. Читаем вслух «по цепочке».
  -Оправдались ли ваши предположения? О чем рассказ?
   -Как и чем хозяйка кормила утят?
   -Почему утята не ели? Кого они боялись и почему?
   -О чем думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
   -Кто пришел в гости к утятам?
   -Что он им пообещал и сдержал ли свое обещание?
   -Прилетала ли стрекоза еще раз?
   -Стоило ли утятам бояться стрекозы?  
   -Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?
   -Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?
 
   - Теперь поработаем над планом текста. Откройте тетради, запишите число, классная работа, автор, название, план.
   -1часть. 
    С чего начинается  рассказ?
  - Какую иллюстрацию  нарисовали бы к 1 части? (Вывешивается иллюстрация).
  - Как озаглавим 1часть?
   -2 часть.
    Почему утята не ели?
   -Какую иллюстрацию  нарисовали бы ко  2 ч.? (Вывешивается иллюстрация).
   -Как озаглавим 2 ч.?
   -3 часть.
    Чему удивлялась хозяйка?
   -Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к  3 ч.? (Вывешивается иллюстрация).
   -Как озаглавишь 3 ч.?
   -4 часть.
     Кто к ним приходил в гости?
   -Что происходило между ними?
   -Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к  4 ч.? (Вывешивается иллюстрация).
   -Как озаглавишь 4 ч?   
   -5 часть.   
    Что произошло? 
   -Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к  5 ч.?
   -Как озаглавишь 5 ч.?            
   6 часть.
    Чем заканчивается рассказ?
   -Какое чувство испытывают утята?
   -Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к  6 ч.? (Вывешивается иллюстрация).
   -Как озаглавишь 6 ч.?
       
   - Итак,  мы познакомились с новым произведением. Давайте посмотрим, как вы его запомнили. Я читаю предложение.
Если вы согласны, ставьте «+», если нет – ставьте «-».
Утят кормили яйцами.
Из сада вылетала стрекоза и кусала утят.
Утята боялись пчелы.
Хозяйка думала, что утята заболели.
Утята ложились спать голодными.
В гости к утятам пришёл гусёнок.
Храброго утёнка звали Алёша.
Утята думали, что Алёша хвастает.
Алёша прогнал стрекозу.
Утята и Алёша стали друзьями.
   - Вы хорошо поработали на уроке. 
Домашнее задание: с 139 – 141 пересказ. А наши герои приготовили для вас своё фото. Только  оно чёрно – белое, но вы можете его раскрасить.
    Все свободны.                                                                            
-О братьях наших меньших.
-Животные.
-В.Бианки «Сова».
Пересказ детей по цепочке.
 
-Стрекоза.
-Басня Крылова «Стрекоза и Муравей».
-Ленивая, беззаботная. 
Ответы детей. 
-Утенок.
Ответы детей.
-Да. 
-Щенок.
-Ягненок.
-Цыпленок.
-Теленок.
-Поросенок.
-Малек.
-Борис  Степанович  Житков родился  в Новгороде, семье  учителя математики и пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание. Учился в   гимназии и был одноклассником К.И.Чуковского. По образованию биолог, химик, инженер кораблестроитель. Работал   капитаном научно-исследовательского судна,   изучал рыб. Преподавал черчение и физику.
-Учитель математики и пианистка.
-Биолог, химик, инженер.
-Капитаном. Изучал рыб.
-Б.С.Житков «Храбрый утенок». 
Ответы детей.
 Сундук.
Чтение и объяснение слов.
Чтение слов по слогам. 
Читают «цепочкой» рассказ дети.
Ответы детей. 
-Хозяйка выносила утятам   тарелку рубленых яиц. Она ставила  её возле куста, а сама уходила.
-Из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними. Она  страшно стрекотала. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. 
-Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят".
-Их сосед, маленький утёнок Алёша.
- Он сказал: «Я один прогоню эту стрекозу».
-С тех пор она никогда не прилетала в сад.
-Нет.
-Храбрый.
-Да. Животные разговаривают.
Дети выполняют.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Хозяйка кормит утят.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Утята боятся стрекозы.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Удивление хозяйки.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Разговор Алеши с утятами.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Алеша прогоняет стрекозу.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
-Довольные утята.
Работа на листочках.
Запись д/з.
ПРИЛОЖЕНИЕ
              
                
Борис Степанович
Житков
стре-ко-та-ли            рас-ска-за-ли              ис-пу-га-ешь-ся          за-жуж-жа-ла         
по-ло-ман-ным          
под-бе-га-ли, у-бе-га-ли рас-ска-за-липе-ре-пу-ган-ны-ена-е-да-лисьруб-ле-ных      
хозяйка
рубленые яйца
храбрец
хвастун
стрекотала
насилу вырвалась