Конспект нетрадиционного урока по математике на тему: Среднее арифметическое. 4 класс.
Технологическая карта урока.
Ф.И.О. учителя: Зайцева Елизавета Сергеевна.
Класс: 4 «Г»
Дата: 19.10.15.
Предмет: математика
Место и роль урока в изученной теме: изучение нового материала; урок – путешествие.
Тема: Среднее арифметическое.
Цель урока: Создать условия для формирования новой учебной информации – алгоритма нахождения среднего арифметического.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о среднем арифметическом и алгоритме нахождения среднего арифметического, сформировать умение работать по этому алгоритму;
Развивающие: способствовать развитию умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), таблицей, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память, познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки и самопроверки;.Воспитательные: способствовать воспитанию воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Дидактические средства:
Для учителя: учебник математика 3 класс, ИКТ (презентация), части карты.
Для ученика: учебник математика 3 класс, тетрадь.
Характеристика этапов урока.
№
Название этапа, цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма работы Результат
Формирование УУД
1 Мотивация учебной деятельности.
Цель: Включение в учебную деятельность.
Подготовка учащихся к уроку. Здравствуйте! Меня зовут Елизавета Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок математики.
Посмотрим на доску. В верхнем углу вы можете увидеть сову. Как вы знаете, сова символ чего?
Сегодня она приготовила для нас послание. Но чтобы его узнать, нужно отправиться в небольшое путешествие по стране Знаний. Нас ждут следующие этапы : Вспоминай – ка!, Узнавай – ка!, Решай – ка! и Выполняй - ка!. В каждом этапе нас ждет задание, а выполнив его мы получим куски карты, из которой потом и получим послание Мудрой Совы. Начнем наше путешествие. Учащиеся проверяют готовность к уроку.
Настрой на урок.
Символ мудрости.
Фронтальная -Самоопределение (Л)
-Смыслообразование (Л)
-Целеполагание(П)
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).
2 Актуализация опорных знаний.
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построение нового способа действий.
Геометрический материал
Устный счет 1 этап – Вспоминай – ка. Посмотри на слайд. Что дано?
Что есть у этой окружности?
Что такое радиус?
Во сколько раз диаметр окружности меньше ее радиуса? Из скольки радиусов состоит диаметр?
Назовите диаметр окружности.
Что такое диаметр?
Назовите диаметр.
Что такое центр фигуры? Назовите ее.
Хорошо, первую часть выполнили. Перейдем к следующему заданию.
Снова посмотрите на слайд. Даны примеры. Ваша задача среди выражений, не производя вычислений, найти те, значения которых равны. Назовите номера этих выражений. Обратите внимание на выполняемые действия в выражениях.
126 * 3* 2
126 * 2 : 3
2 * 126 * 3
126 : 2 : 3
126 : 3 : 2
3 * 126 : 2
С первым заданием мы справились и теперь можем открыть первую часть карты. Окружность.
Центр, радиус и диаметр.
Отрезок, соединяющий центр окружности (или сферы) с любой точкой, лежащей на окружности (или поверхности сферы) , а также длина этого отрезка. Радиус составляет половину диаметра.
OA
Отрезок, соединяющий две точки на окружности (сфере) и проходящий через центр окружности (или сферы) , а также длина этого отрезка. Диаметр равен двум радиусам.
СD.
Точка, равноудалённая от всех точек, лежащих на окружности. Точка О.
1 – 3
2 – нет подходящий значений
4 – 5
6 – нет подходящих значений. Фронтальная - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии(Р)
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р).
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К)
3 Выявление места и причины затруднения.
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
Формулирование темы и цели урока.
Проблемная ситуация. Перейдем к следующему этапу Узнавай – ка!. Посмотрите на слайд. Прочитаем задачу. Урожай огурцов собрали в 2 корзины. Когда взвесили урожай, то оказалось, что масса первой корзины - 28 кг, а масса второй – 20 кг. Сколько килограммов в среднем составляет масса одной корзины с огурцами?
Что нам известно?
Что надо найти?
Другими словами нам надо найти среднее арифметическое. А что же это такое? Как его найти?
Так о чем же мы поговорим сегодня на уроке? Чему научимся?
Хорошо. Познакомимся с тем, что такое среднее арифметическое. (если есть предположения – высказывают). Прочитаем на слайде, что же такое среднее арифметическое.
А теперь попробуйте своими словами сказать правило. 1 корзина – 28 кг
2 корзина – 20 кг
Среднюю массу.
О том, что такое среднее арифметическое, как его находить.
Средним арифметическим несколько чисел называется число, равное частному от деления суммы этих чисел на их количество. Фронтально - подведение под понятие(П)
-Постановка и формулировка проблемы(П)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К)
4 Построение проекта выхода из затруднения
Цель: Построение детьми нового способа действий
и формирование способности к его выполнению.
Объяснение нового материала. Вернемся к нашей задаче. Мы сказали, чтобы найти среднее арифметическое. Нужно найти сумму всех чисел и разделить его на их количество. Первым действием что сделаем?
Какое второе действие? Что нашли?
Ответили на вопрос задачи?
А теперь немного усложним и добавим еще 1 корзину, масса которой 27 кг. Тогда какое будет первое действие?
Вторым действием найдем среднее арифметическое? Каким действием?
Так какова будет средняя масса 1 корзины?
Молодцы. Откроем вторую часть карты. Складываем всю массу
28 + 20 = 48 (кг) –общая масса.
Делим сумму на количество корзин.
48 : 20 = 24 (кг) – средняя масса одной корзины.
28 + 20 + 27 = 75 (кг)
Да
75 : 3 = 25 (кг)
25 кг Фронтально - Самоопределение(Л)
- смыслообразование(Л)
- Волевая самоегуляция в ситуации затруднения(Р)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
- учет разных мнений(К)
-Использование критериев для обоснования своего суждения(К)
Физкультминутка Видеофрагмет5 Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: усвоение нового способа действий.
Решение задач из учебника.
Отправляемся к поиску следующей части карты и для этого выполним упражнения из учебника. Откроем стр. 49. Выполняем упражнение № 1. Работаем с пунктами 1 и 2. К доске пойдет …. Что делаем первым? Что дальше? Сколько чисел? На сколько делим?
12, 17, 18, 20, 28
260, 290, 200, 150
Приступаем к выполнению задания 2. Каждый прочитайте задачу.
В столовой за 7 дней израсходовали 250 кг картофеля, 160 кг капусты и 80 кг других овощей, во все дни поровну. Сколько в среднем овощей расходовали ежедневно в столовой.?К доске пойдет..Что известно в задаче?
Что нужно найти?
Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
Какими действием мы это найдем?
Теперь можем ответить на вопрос задачи?
Каким действием?
Ответили на вопрос задачи? Запишем ответ.
Хорошо. И чтобы, наконец, открыть 3 часть карты, выполним последнее задание. Решим задачу под номером 3. К доске пойдет ….
В день 9 коров дают в среднем 126 л молока. Сколько в среднем литров молока дадут в день 30 таких коров?
Что известно в задаче?
Что нужной найти?
Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
Каким действием это можем найти?
Теперь можем ответить на вопрос задачи?
Каким действием?
Ответили на вопрос задачи? Запишем ответ.
Складываем все числа:
12 + 28 + 17 + 18 + 20 = 95
95 : 5 = 19
260 + 290 + 200 + 150 = 900
900 : 4 = 225.
7 дней – 250 кг, 160 кг и 80 кг.
Сколько расходовали в 1 день.
Нет
Нужно найти сколько всего кг овощей было.
Сложением
250 + 160 + 80 = 490 (кг) всего овощей.
Да
Делением
490 : 7 = 70 (кг)
Да.
Ответ: Ежедневно расходовали в среднем 70 кг овощей.
9 коров – 126 л
Сколько литров дадут 30 коров.
Нет.
Т.к. не известно, сколько литров дает 1 корова в день.
Деление
126 : 9 = 14 (л) дает 1 корова в день.
Да
Умножением
14 * 30 = 420 (л)
Ответ: 420 л молока дадут 30 коров в день Фронтально - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П)
- выбор наиболее эффективных способов задач(П)
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
- учет разных мнений(К)
-Использование критериев для обоснования своего суждения(К)
- Самообразование(Л)
- Смыслообразование(Л)
- Построение логической цепи рассуждния(П)
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с ТПО. Открываем последнюю часть карты. Для этого вам потребуется поработать самостоятельно в рабочих тетрадях по вариантам. Откроем стр. 42. Выполним упр. 1. 1 вариант делает первые 2 строчки, 2 – ой –остальные.
Далее проверим.
Какое число вы выбрали в 1 строке? Почему?
Какое число во 2 строке? Почему?
Какое число в 3 строке? Почему?
Какое число в 4 строке? Почему?
И выполняем задание № 6. 2 вариант делает первые 2 примера, 1 вариант -оставшиеся.
Какое число вы записали в 1 кружке?
Какое число вы записали во 2 кружке?Какое число вы записали в 3 кружке?Какое число вы записали в 4 кружке?
Откроем последнюю часть нашей карты. (Самост. выполнение)
9, т.к. 6 + 13 + 8 = 27 : 3 = 9.
70, т.к. 70 + 20 + 132 + 58 = 280 : 4 = 70.
100, т.к. 120+80+40+60+200 = 500 : 5 = 100.
124, т.к. 2+20+200+300+2+220 = 744 : 6 = 124.
9, т.к. 12 + 7 + 8 = 27 : 3 = 9.
55, т.к. 60 + 20 + 10 + 130 = 220 : 4 = 55.
25, т.к. 5 + 15 + 25 + 35 + 45 = 125 : 5 = 25.
91, т.к. 9 + 114 + 150 = 273 : 3 = 91. - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия(П)
- выбор наиболее эффективных способов задач(П)
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р)
8 Итог урока. Рефлексия.
Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний. Итог. Рефлексия.
Информация о домашнем задании. Посмотрите, какое же послание мы получили от Мудрой Совы?
Это верно ребята, вы сегодня постарались, показали все свои знания, поэтому путешествие прошло без проблем.
Вспомним, какова была тема нашего урока?
А теперь вспомните какую цель мы поставили в начале урока. Достигли ли мы поставленной цели?
Что такое среднее арифметическое? Как его найти?
Оценим нашу работу на уроке.
Я поставлю 5 (имя ученика) за…
4 (имя ученика) за….
Запишем Д.З: учебник стр. 49 № 1 (3, 4 строчка), № 5.
Спасибо за урок! Вы молодцы!
-Познакомится с многозначными числами, научиться записывать и читать их.
Среднее арифметическое
Научится находить среднее арифметическое
Средним арифметическим несколько чисел называется число, равное частному от деления суммы этих чисел на их количество. Фронтально
- рефлексия способов и условий действий(П)
- Контроль и оценка результатов деятельности(П)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)
- Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.