Урок Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением


Тема урока: Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением .

Цель:
Проверить знания и умения учащихся по изучаемой теме.
Задачи:
Совершенствовать навык написания однокоренных слов с изучаемыми непроверяемыми гласными.
Формировать умение воспроизводить лексическое значение слова, развивать речевые умения учащихся.
Создавать условия для формирования УУД. Прививать любовь к изучению русского языка.
Оборудование:
1). Таблички «Безударная гласная в корне», «Проверяемая», «Непроверяемая».
2). Образец выполнения домашнего задания.
3). Лист с инструкцией (творческий диктант).
4). Карточка со словом малина.
5). Картинки с изображением малинового куста и ягоды малины.
6). Таблички для формирования УУД.
7). Ноутбук. Диск с материалом для урока.
Ход урока
1). Организационный момент.
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Проверить готовность к уроку, наличия словариков, правильной посадки, мотивационная установка.
2). Минутка чистописания.
Что написано на доске? Анализ элементов строчных букв: о, и, а. Выделение общих элементов. Запись букв, звуковой диктант для записи соединений: о а и, и о а, а и о. Обратить внимание на то, что все соединения нижние.
3). Актуализация знаний, проверка выполнения домашнего задания.
Какие буквы прописывали? (гласные). Почему? (Мы изучаем орфограммы – безударные гласные, в домашнем упражнении вставляли гласные буквы в слова).
На какие 4 группы разделили слова? (с ударной гласной в корне, с безударной гласной, проверяемой ударением, с непроверяемой ударением гласной).
Проверьте правильность распределения слов на группы по образцу на доске.

В каких столбиках гласная, которую вы вставляли, является орфограммой? Подумайте и скажите как называется эта орфограмма?
На доске открывается табличка:
«Безударная гласная в корне»
Как можно назвать орфограмму во втором столбике, в третьем? ( Проверяемая ударением, непроверяемая). Почему? (К словам третьего столбика нельзя или очень трудно подобрать проверочные слова).
Какой вывод можно сделать о видах безударной гласной в корне?
На доске изображена схема:
«Безударная гласная в корне».



«Проверяемая» «Непроверяемая»

4). Раскрытие темы и задач урока.
С какой орфограммой начали работать на предыдущем уроке?
Сегодня мы продолжим работу с непроверяемой безударной гласной (напротив таблички с лупой остаётся надпись «Непроверяемая безударная гласная в корне».)
Скажите пожалуйста, какие задачи будут стоять перед нами?
Продолжать учиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой.
А что для этого необходимо? (Запоминать слова.)
А что делать, если встретилось слово, которое мы ещё не изучали? (Пользоваться словарём).
5). Выполнение заданий, решающих первую задачу урока.
Сейчас мы начнём выполнять задание, которое поможет решить первую задачу урока, а о второй вы узнаете позже.
Обратите внимание, на карточках записана инструкция, по которой вам необходимо подобрать слово из словаря (слова уже знакомы учащимся).
Вы должны выписать в тетрадь слово из инструкции, выделенное жирным шрифтом, а рядом на строчке записать найденное слово.
Слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);
Слово – название плода яблони (яблоко);
Слово, близкое по значению слову дети (ребята);
Слово – название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);
Птенец вороны (воронёнок).
6). Вторая задача урока.
Какая пара записанных слов лишняя? (Дети – ребята).
Почему? (Это близкие по значению слова, а остальные однокоренные).
Вот мы и подошли ко второй задаче урока:
нам необходимо понаблюдать за корнем однокоренных слов из словаря и сделать вывод о его написании.
Выделите корень в записанных вами однокоренных словах, что вы заметили, наблюдая за написанием (корень пишется одинаково).
Как это наблюдение может помочь нам в написании слов из словаря? ( Зная, как записать корень одного слова, мы так же запишем и другое однокоренное).
7). Закрепление изученных знаний.
Чтобы убедиться, что мы верно решили поставленные перед нами задачи и можем применять полученные знания, выполните упр. 174 в учебнике. Взаимопроверка.
Докажите, что записанные вами слова – однокоренные.

Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. Слова с проверяемой орфограммой пропускаем, с непроверяемой - ловим.
Игра «Лишнее слово».
Хлопать в ладоши, когда слышите не однокоренные слова.

В упр. 173 необходимо найти однокоренные слова. Определить, что они обозначают? В словарь мы запишем новое слово малина.
На доске открываеся карточка со словом. Как вы думаете, сколько значений у этого слова, какие они? (По картинкам: «куст» и «ягода» учащиеся формулируют значения слова малина).
Чтобы лучше запомнить это слово можно опираться на мнение некоторых учёных о том, что слово малина связано с корнем –мал-.
Какие приёмы запоминания слов вы знаете?
- история происхождения слова.
- способ образования.
- орфографическое чтение вслух по слогам.
- воссоздание образа слова с закрытыми глазами.
- чтение слова товарищу, слоговое прослушивание.
Используя перечисленные приёмы запомните написание слова.
8). Подведение итога урока.
Итак, с какой орфограммой мы работали на сегодняшнем уроке?
Какие задачи выполняли, с какими трудностями столкнулись?
Давайте ещё раз убедимся, что нами решены все задачи.
9). Домашнее задание (разноуровневое).
В упр. 174 прочитайте сочетания слов, найдите соответствующие рисунки. Назовите слова из словаря, подберите к ним однокоренные.
Ребята, мы действительно научились находить слова с непроверяемой орфограммой, писать однокоренные слова с этой орфограммой.
Дома вам надо будет выписать слова с непроверяемой безударной гласной (задание первого уровня), рядом записать одно однокоренное (второй уровень). С любым выражением составить рассказ (устно).
10). Рефлексия, оценка деятельности.
Как оцениваете свою работу на уроке?
Что получилось?Что больше всего понравилось?
С какими трудностями столкнулись, как их преодолевали?
Что понравилось, запомнилось на уроке?
Какие советы дадите товарищу?
15