Урок русского языка в 5 классе «Употребление глаголов настоящего времени в повествовании»


Урок русского языка в 5 классе
«Употребление глаголов настоящего времени в повествовании»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с употреблением формы настоящего времени в повествовании, формировать познавательную активность.
Тип урока: урок развития речи
Цели деятельности ученика:
-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Планируемые результаты:
Предметные: знать об употреблении формы настоящего времени в повествовании, уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования.
Метапредметные:
Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;
Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1.Оргмомент. Мотивация Слово учителя
Проверка домашнего задания:
( рассказ по рисункам упр.697, употребляя в рассказе о прошлом глаголы в форме настоящего и будущего времени)
Личностные результаты:
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие Учитель: Запишите число, классная работа
Анализ текста ( По М.Пришвину «Кладовая солнца») ( текст распечатан)
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок
широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
"Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.
"Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило* длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке
деревянную посуду, но добрые люди просят, кому - шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому - кадушечку солить огурцы или грибы или дажепростую посудинку с зубчиками - домашний цветок посадить.
Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех
собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.
- определите стиль и тип текста (художественный, повествование с элементами описания)
- глаголы какого времени употребляются в тексте?
- каким предстает в тексте Митраша?
-благодаря чему вы его так себе представили?
-посмотреть по словарю лексическое значение слов «ладило», «фуганок», «бондарь» и др. Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения Слово учителя: Вспомните, пожалуйста, что вы знаете о времени глагола? Какие действия обозначают глаголы в форме каждого из этих времен?
Ребята, как вы думаете, для чего в повествовании вместо прошедшего времени употребляется настоящее?
(для «оживления»рассказа)
Предположите, какова тема урока? Почему?
Запишите тему : «Употребление глаголов настоящего времени в повествовании о прошлом». Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока Учитель: Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.
Регулятивные УУД
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5.Открытие нового знания 1. Выполнение упр.696,703
2.Вопросы :-что такое «живописное настоящее» время?
-какую роль выполняют такие глаголы?
3. Учитель подводит обучающихся к выводу, что в повествование могут быть включены и глаголы настоящего времени, которые, соседствуя с формами прошедшего времени, используются как экспрессивный прием речи. Такое настоящее время употребляется в повествовании о прошлых событиях для придания рассказу живости: слушатели как бы переносятся в прошлое и становятся непосредственными наблюдателями развивающихся событий. Это настоящее время получило название настоящего исторического, или живописного настоящего. Познавательные УУД:
1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность 1.Самостоятельная работа.
-напишите мини-сочинение « Незабываемый случай из моей школьной жизни», применяя сведения о «живописном» настоящем, полученные на уроке.
- глаголы какого времени будут в вашем повествовании?

2. Выборочное чтение и анализ самостоятельной работы (мини-сочинений), самооценка Регулятивные УУД
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Коммуникативные УУД
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
7.Итоги. Рефлексия Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке. Коммуникативные УУД
1.Строить связное монологическое высказывание
Регулятивные УУД
Соотнести цели и результаты своей деятельности
8.Домашнее задание Дописать мини-сочинение, самостоятельно проверить ошибки.