Разработка интегрированного урока по биологии и самопознанию на тему Семейство Лилейные
План урока биологии,
интегрированного с предметом «Самопознание»
Урок: №48
Тема: «Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры»
Класс: 6 «А» Количество учащихся: 25
Ценность: праведное поведение
Качества: поиск знаний, видеть во всем хорошееТип урока: изучение нового материала
Методы: словесные, наглядные, практические
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры» через общечеловеческую ценность «праведное поведение»
Задачи урока:
Актуализировать общее представление о признаках растений класса Однодольные и признаках растений семейства Лилейные, роль растений данного семейства в природе и жизни человека
Развитие коммуникабельности, умение определять по внешним признакам принадлежность растений к классу и семейству; определять экземпляры растений семейства Лилейные.
Воспитывать стремление видеть во всем только хорошее и стремление к поиску новых знаний
Ресурсы :
учебник по биологии для 6 класса под редакцией Р. Алимкулова, А Аметов, Ж.Кожантаева, К. КАйым, К.Жумагулова, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, рабочий лист с заданиями, тесты, ассоциативная карта, таблица «Семейство Лилейные». Для рефлексии карточки, карточки для деления на группы, рисунки представителей семейства лилейных, стикеры для оценивания выступлений.
Ход урока:
Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания)
1.Орг.момент
Приветствие класса. Проверка отсутствующих.
Позитивный настрой. Концентрация на дыхании.
Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании. У нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства.
Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени.
Вдо-о-ох…, вы–ы-ыдох… (9-10 раз, медленно).
Вопрос учителя:
- Кто хочет поделиться впечатлениями?
2. Актуализация опорных знаний
По методу «Ассоциативная карта»
Каждому учащемуся преджлагается заполнять в течение урока «Рабочий лист».
Давайте сейчас вспомним, по каким признакам отличаются растения класса «Однодольные» от класса «Двудольные» и заполним таблицу:
Признаки растений класса Однодольные:
Признаки класса Характеристика
Двудольные Однодольные
Жилкование листьев Сетчатое Корневая система Стержневая Число семядолей в семени Две семядоли Назовите растения – исключения из правил (вороний глаз и подорожник).
Устные вопросы.
Какие семейства Двудольных растений вы знаете?
Назвать представителей сложноцветных.
Почему имеют такое название?
Виды цветов
Написать формулу трубчатого цветка
Какие плоды
Значение сложноцветных
Игра «3 лишний»
Выберите из ряда предложенных растений лишнее по вашему мнению и объясните, почему.
Атра, георгин, ромашка
Подсолнечник, сафлор, мать-и-мачеха
Полынь, календула, хризантема
За каждый правильный ответ на поля ученик ставит 1балл.
В конце урока подсчитываем баллы, у кого 5 баллов – оценка «5», у кого 4 балла «4», у кого 3 балла задаем доп. вопрос.
Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока)
3.Позитивное высказывание
«Сердца, как цветы, — их нельзя открыть силой, они должны раскрыться сами».
Учитель: Как вы понимаете данное высказывание?
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
4.Угадайте о каких цветах идет речь?
«Рассказ о …»
Легенды об этих прекрасных цветах было сложено множество историй, мифов и легенд. Издавна люди поклонялись этому цветку как одному из самых прекрасных созданий на земле. Даже пожелание благополучия звучало так: "Пусть твой путь будет усыпан розами и …". Символ надежды в Древней Греции, мира и непорочности на Руси, а во Франции эти цветы обозначали - милосердие, сострадание и правосудие.
Хотя они бывают разных оттенков, но именно белым цветам придается особый символический смысл. Белый цвет этого цветка - символизирует невинность и с давних времен олицетворяет чистоту и непорочность. Не случайно они - цветы невест. Да и само название цветка в переводе с древнегреческого означает "белый-белый".
Греки приписывают ей божественное происхождение. Они считали, что этот цветок белого цвета - символ невинности и чистоты вырос из молока матери богов - Геры (Юноны), которая нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса и, зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в эти цветы.
Но гораздо ранее, чем грекам, этот цветок был известен древним персам, у которых даже столица называлась Суза, что означает "город …". Немалую роль играл этот цветок у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвященных богине весны - Флоре. У испанцев и итальянцев, а также на других католических землях считается цветком Пресвятой Девы, и изображение Божьей Матери окружено гирляндой из этих цветов. В венках из этого цветка идут в этих странах девушки в первый раз к святому Причастию.
Цветок пользовался всеобщей большой любовью во Франции. Цветок этот считался искони выражением высшей степени благоволения и уважения, и потому в аристократических семьях было в обычае, чтобы жених посылал своей невесте каждое утро, вплоть до самой свадьбы, букет из живых цветов, среди которых должно было быть непременно несколько белых цветов.
В древнегерманской мифологии бог грома Тор всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный данным цветком, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем маленьких сказочных созданий - эльфов.
При строительстве храма Соломона, великий тирский архитектор придал изящную форму цветка чудным капителям громадных колонн, а так же украсил изображениями этого цветка его стены и потолок, разделяя мнение с евреями, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди людей, молящихся в храме.
Цветок встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду.
Как вы думаете о каком цветке идет речь? Ответы учащихся.
5. Сообщение темы урока
- Итак, тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры»
Каковы задачи нашего сегодняшнего урока? На доске записываем.
Нарисуйте лилию в тетрадке. Вспомните, в каких книгах произведениях упоминается это растение. Демонстрация лилий на слайде.
Общая характеристика лилейных. Растения семейства лилейных — многолетние луковичные или корневищные травы. Они распространены по всему земному шару. Однако большая их часть произрастает в субтропических и умеренных поясах. К семейству лилейных принадлежат разные виды лилии, тюльпана (рис. 114, 115, 116).
Рис. 229.
Представители семейства лилейных.
Записываем в тетрадь, рассматриваем на рисунках, и слайдах презентации.
Строение цветка.Цветки лилейных правильные, с простым околоцветником из 6 лепестков, расположенных в 2 круга . Тычинок в цветке обычно 6 (по 3 в двух кругах), пестик 1. Формула цветка — О3+3Т3+3П1 (О — простой околоцветник).Записать на доске.
Цветки у большинства лилейных собраны в соцветие кисть, реже — одиночные.
Плоды лилейных — коробочка или ягода. В семенах находится маленький зародыш и сильно развитый эндосперм.
Игра «Вставь пропущенное слово»
У растений класса Однодольные корневая система ____________________. У однодольных зародыш имеет _________ семядолю. У представителей этого класса жилкование листьев чаще _________ или __________. Но есть исключение, это растение _________. Листья у однодольных _______, сидячие с цельным краем. Семейство Лилейные относится к классу _______. Растения лилейных имеют плод ______ или __________. Цветок у них, как правило, без __________. Венчик состоит из _________ лепестков, тычинок __________ и один ______. Соцветие ___________. Жизненная форма представлена ____________ растениями. Выполнение следующего задания предполагает работу в группах.
6.Творческая работа (групповая)
Деление на группы по цветам карточек. На карточке написано значение растений семейства лилейные.
В ходе групповой работы выясните значение растений семейства Лилейные и среди гербарных экземпляров, или изображений на рисунках, выберите представителей семейства Лилейные, относящихся к группам:
1 группа: Овощные
2 группа: Декоративные
3 группа: Технические
4 группа: Лекарственные.
По учебнику изучите это растение и представьте классу его характеристику.
Слушая выступления групп, составьте схему:
«Значение растений семейства Лилейные»
Взаимооценивание, стикерами оцениваем выступление каждой группы. Объясняем, почему так оценили.
7.Подведение итогов урока. Подумаем вместе …
К какому отделу относятся растения семейства Лилейные? (Покрытосеменные), как по-другому их можно назвать? (Цветковые).
- Что бы произошло, если бы с нашего стола вдруг исчезли все продукты, которые получены из цветковых растений? (ответы учащихся)
- Растения играют в природе и жизни человека огромную роль. Они обеспечивают существование жизни на Земле, выделяя кислород для дыхания всех живых организмов. Высшие цветковые растения укрепляют грунт, склоны оврагов, принимают участие в создании плодородия почвы, обогащая её азотом, а также составляют большую часть нашей пищи (сахар, масло, овощи, фрукты, пряности, напитки и др.) Большое количество цветковых растений используется как лекарственные. А еще они балую нас разнообразием ароматов, и просто вносят в нашу жизнь радость и красоту!
Закрепление урока.
По методу «Графический тест» проводится закрепление урока.
Выполните тестовые задания:
К семейству Лилейные относится:
А\ эремурус Б\ лебеда В\ девясил Г\ полынь
Д\ шиповник.
Формула строения цветка О3+3 Т3+3 П1 соответствует растениям семейства:
А\ злаковые Б\ розоцветные В\ бобовые Г\ лилейные
Д\ пасленовые.
Характерный признак растений класса однодольные:
А\ корневая система стержневая Б\ листья с сетчатым жилкованием В\ трехчленный тип строения цветка
Г\ проводящие пучки с камбием.
К лекарственным растениям семейства Лилейные относится:
А\ тюльпан Б\ лилия В\ рябчик Г\ безвременник.
Эремурус относится к растениям:
А\ овощным Б\ декоративным В\ лекарственным
Г\ техническим
Проверьте правильность выполнения заданий:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Поднимите руку те, кто набрал 5 баллов. Молодцы, кто «4» – тоже хорошо, остальные поработают дома и также наберут 5 баллов.
Этап рефлексии:
Выяснить выполнены ли все задачи урока.
Стратегия «Закончи предложение» Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, дописав предложенное высказывание:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Затруднения вызвал вопрос о …
Я понял , что …
Теперь я могу …
Дома я попробую …
Меня удивило то, что …
Урок дал мне знание о …
В жизни мне пригодится …
Оценивание работы учащихся. Подсчитываем баллы на полях, выставляем оценки.
Домашнее задание:
§ 47, пересказ, ответить устно на вопросы с. 161.
На выбор
Подготовить дополнительный материал (сказки, легенды, стихи, загадки) о представителях семейства Лилейные или нарисовать листовку в защиту лилейных, занесенных в Красную книгу Казахстана
8.Заключительная минута тишины
Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите под звуки медленной музыки добрые мысли в свое сердце и живите с ними! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу! Урок окончен.
Луиза МэйОлкотт - американская HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C" \o "Писатель"писатель-ница
Рабочий лист
Ф. И., класс _______________________________________________________
Задание 1.
Признаки класса Характеристика
Двудольные Однодольные
Жилкование листьев Сетчатое Корневая система Стержневая Число семядолей в семени Две семядоли Игра «3 лишний»
Выберите из ряда предложенных растений лишнее по вашему мнению и объясните, почему.
Атра, георгин, ромашка
Подсолнечник, сафлор, мать-и-мачеха
Полынь, календула, хризантема
Игра «Вставь пропущенное слово»
У растений класса Однодольные корневая система ____________________. У однодольных зародыш имеет _________ семядолю. У представителей этого класса жилкование листьев чаще _________ или __________. Но есть исключение, это растение _________. Листья у однодольных _______, сидячие с цельным краем. Семейство Лилейные относится к классу _______. Растения лилейных имеют плод ______ или __________. Цветок у них, как правило, без __________. Венчик состоит из _________ лепестков, тычинок __________ и один ______. Соцветие ___________. Жизненная форма представлена ____________ растениями. Задание 2.
Выполните тестовые задания:
К семейству Лилейные относится:
А\ эремурус Б\ лебеда В\ девясил Г\ полынь
Д\ шиповник.
Формула строения цветка О3+3 Т3+3 П1 соответствует растениям семейства:
А\ злаковые Б\ розоцветные В\ бобовые Г\ лилейные
Д\ пасленовые.
Характерный признак растений класса однодольные:
А\ корневая система стержневая Б\ листья с сетчатым жилкованием В\ трехчленный тип строения цветка
Г\ проводящие пучки с камбием.
К лекарственным растениям семейства Лилейные относится:
А\ тюльпан Б\ лилия В\ рябчик Г\ безвременник.
Эремурус относится к растениям:
А\ овощным Б\ декоративным В\ лекарственным
Г\ техническим
Проверьте правильность выполнения заданий:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание 3.
«Закончи предложение» Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, дописав предложенное высказывание:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Затруднения вызвал вопрос о …
Я понял , что …
Теперь я могу …
Дома я попробую …
Меня удивило то, что …
Урок дал мне знание о …
В жизни мне пригодится …