Урок Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки
28. «Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, беседа, работа в группе.
Методы: словесные (беседа); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (выполнение упражнений, заполнение схем); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение), работа в группе.
Цели: формирование представлений об особенностях строения семейств однодольных растений и их значении в природе и хозяйственной деятельности человека
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств злаки и лилейных класса однодольных;
- показать хозяйственное значение этих растений;
- продолжить учиться составлять морфологическое описание растений;
- расширить и углубить знания обучающихся о многообразии цветковых растений.
Развивающие:
- развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и гербарным материалом;
- продолжить работу по формированию умений распознавать цветковые растения;
- давать морфологическую и систематическую характеристику;
- продолжить формирование умений работать с текстом, рисунками, таблицами, новыми терминами, анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и обучающихся в процессе коллективного способа обучения;
- стимулировать развитие познавательного интереса;
- способствовать формированию у обучающихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы;
- продолжить формирование здоровьесберегающих компетенций у обучающихся: позитивно относиться к своему здоровью, здоровью других людей.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- характеризовать представителей семейства Злаковых и определять их представителей по гербарию и живым растениям;
- сравнивать их, обосновывать принадлежность к определенному семейству;
- описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику;
- записывать формулу цветка растений семейств Злаки и Лилейные;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: кущение; вставочный рост;
- объяснять роль Злаковых растений в природе и жизни человека.
Личностные УУД:
- формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению отличительных признаков растений семейства злаки и семейства лилейные;
- понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, понимать свою успешность при изучении темы.
- формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными характеристиками семейств Злаки и Лилейные, их практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека;
- формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и практическую работу)
Регулятивные УУД:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- выполнять действия для решения задачи;
- оценивать свои действия и полученный результат;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, учитывать сделанные ошибки, выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним;
- строить устные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.
Оборудование к уроку:
1. Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация “Семейства Злаки и Лилейные”.
2. Учебник В.В. Пасечника
3.Раздаточный материал (маршрутный лист)
4. Макеты строения цветков, таблицы с представителями семейств Злаки и Лилейные, рисунки учебника
Основные понятия: семейство Злаки, семейство Лилейные, соломина, колосковые чешуи, цветковые чешуи
Технологическая карта урока: «Семейства Злаки и Лилейные» 6 класс (УМК под редакцией В.В. Пасечника, линия «Вертикаль»)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
Формы организации урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа:
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Приветствует обучающихся:
Здравствуйте, ребята!
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Приветствуют учителя
Личностные: освоение норм и правил поведения, формирование ответственного отношения к учению
Познавательные:
сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать признаки разных семейств
Индивидуальная
2. Проверка знаний
Цель этапа:
проверить знания по теме «Основы классификации растений», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
- Ребята, давайте вспомним, с какой те-
мой вы познакомились на прошлом уроке?
- С целью проверки усвоения вами мате-
риала прошлого урока выполните в Инструктивной карте Задание 1 и Задание 2
На работу вам отводится 10 минут.
- Проверим, что у вас получилось (выборочно, фронтально)
- Семейства класса Двудольные
Самостоятельно выполняют в Инструктивной карте Задание 1 и Задание 2
Проверяют, корректируют ошибки
Предметные:
формирование представления
о многообразии цветковых
растений
Индивидуальная
3. Актуализация и мотивация к обучению, постановка темы и задач урока
Цель этапа:
осознание проблемной ситуации
Предлагает ответить на вопрос:
- Какой еще один класс Покрытосеменных растений вы знаете?
Об особенностях этого класса мы уже знаем. Сегодня же мы изучим два из более чем восьмидесяти семейств, входящих в состав класса Однодольные растения.
Тема:
- Класс Однодольные. Семейства Злаки и Лилейные
- Какова цель урока?
- Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы добиться этой цели?
- По каким позициям мы характеризуем семейства?
- Класс Однодольные
Тему записывают в тетради
Цель урока - выявить признаки растений семейства злаки.
- познакомиться с отличительными признаками и многообразием растений семейств злаки и лилейных класса однодольных
- продолжить учиться составлять морфологическое описание растений
- строение цветка
- формула цветка
- жилкование
- корневая система
Познавательные:
сформировать умение анализировать и обобщать
Регулятивные:
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).
Фронтальная
4. Изучение нового материала.
Цель этапа:
Обеспечение восприятий, осмысления и первичного закрепления обучающимися
Физкультминутка
-Давайте посмотрим на растения (гербария, рисунки в учебнике), какие особенности строения являются отличительными для этих растений.
Ваша задача – найти общие признаки в строении злаков, объединяющих их в одно семейство.
Занести данные в схему «Рыба» в Инструктивной карте
Работа с гербарными экземплярами злаковых растений:
1. Рассмотрите и определите тип корневой системы злакового растения.
2.Рассмотрите стебель растения.
3.Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их.
4.Рассмотрите цветок пшеницы и ржи, выделите особенности их строения
Проверка работы группы I
Проверка работы группы II
Так как вы уже познакомились с семейством Злаки, я предлагаю вам составить характеристику семейства Лилейные самостоятельно по плану (стр.168-10 учебник):
1) Составьте характеристику растений семейства Лилейные по плану:
- Корневая система-
- Листья-
- Строение цветка: формула цветка -
диаграмма цветка-
- Типы плодов-
2. Обсудите выполненные задания с классом.
- Работают в группах с гербарием
- Работают с текстом учебника стр. 170- 172 рис.131
Заносят результаты в схему «Рыба» в Инструктивной карте
Предлагают варианты ответов
Выполняют физкультминутку
Выполняют задание по плану
Обсуждают, проверяют
Регулятивные:
формирование умения самостоятельно обнаруживать биологические особенности растений по объектам; классифицировать; формулировать свои выводы;
Познавательные:
формирование умения анализировать схемы и иллюстрации
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности
Познавательные:
сформировать умение классифицировать и обобщать
Регулятивные:
сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
Коммуникативные:
умение строить логическое высказывание и отстаивать аргументировано свою точку зрения.
Работа в группах
5.Первичная проверка понимания
Цель: применение нового знание в типовых заданиях, выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий,
обеспечение их коррекции.
Вставьте пропущенные слова.
Слайд №34
Демонстрирует два сорта хлеба
- Из чего делают хлеб?
- Из зёрен изготавливают множество разных круп: пшённую, перловую, овсяную, манную, кукурузную. А из некоторых злаковых растений даже строят дома и плетут мебель, лён – одевает весь мир..
- Так неужели злаковые растения не заслуживают нашего внимания?
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Выполняют задание в тетради
Группа I (рассматривает тёмный хлеб)
Группа II (рассматривают белый хлеб)
Отвечают: из зёрен пшеницы и ржи
Предметные:
умеют определять представителей семейства злаковых; умеют выявлять особенности строение представителей злаковых;
понимают смысл биологических терминов и применяют на практике при описании биологических объектов
Фронтальная
6. Первичное закрепление
Цель: закрепить знания о представителях семейств Злаки и Лилейные
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания
Выполните Лабораторную работу «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» по инструктивной карточке на стр.173 учебника и №128 в РТ
С последующим обсуждением
Выполняют Лабораторную работу «Строение пшеницы (ржи, ячменя)» по инструктивной карточке на стр.173 учебника и №128 в РТ
Проверяют, анализируют, корректируют
Коммуникативные:
участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности; владение монологической и диалогической речью
Регулятивные:
умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Индивидуальная
Фронтальная
7. Включение нового знания в систему знаний и повторения
Выполните в РТ Задание № 129 и №130
Выполняют задание в РТ №129 и №130
Познавательные:
умение работать с информацией, смысловое чтение; выполнение учебно-практической задачи; работа по алгоритму
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Индивидуальная
8. Домашнее задание
1.Параграф 29 пересказ, вопр.3
По выбору:
1. Укажите признаки злаковых, которые не изучались на уроке.
2.Найти пословицы и поговорки о луке и пшенице
Обучающиеся воспринимают информацию, выбирают задание.
Индивидуальная
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа:
самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности
Ребята, выберите к каждому вопросу ответ:
Выбирают ответ:
На занятии я работал
·активно
·пассивно
Своей работой на занятии я
·доволен
·не доволен
Занятие для меня оказалось
·коротким
·длинным
За занятие я
·не устал
·устал
Моё настроение
·стало лучше
·стало хуже
·не изменилось
Материал урока мне быллось твет:не понятен
·интересен
Обучающиеся формулируют основные выводы урока.
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка деятельности на уроке.
Коммуникативные:
умение строить логическое высказывание и отстаивать аргументированно свою точку зрения;
Личностные:
Формирование интеллектуальных умений
(анализировать, делать выводы)
Индивидуальная
QђЗаголовок 515