ДокладОрганизация развивающей предметно- пространственной среды в 1 младшей группе в соответствии ФГОС ДО 
-1032510-41846500Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»
.
  
« ОРГАНИЗАЦИЯ  РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ   В  1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ 
 В  СОТВЕТСТВИИ   С ТРЕБОВАНИЯМИ  ФГОС ДО»
                                               Подготовила: воспитатель
Яворская  Светлана Ильинична
                         
г. Губаха 2016г.
Вопрос  организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО). В требованиях Федерального государственного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена предметно-игровая организация его жизни.
 «Предметная развивающая среда»-это система материальных объектов деятельности  ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволит каждому  ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.    
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей  в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие  определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие
            Познавательное развитие
            Речевое развитие
            Художественно-эстетическое развитие
            Физическое развитие.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться  на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.
Одно из основных потребностей раннего возраста является потребность в движениях. Для этого в спортивном уголке подобрано физкультурное оборудование, которое побуждает детей к двигательной активности, дает им возможность разнообразить движения. В уголке  имеются различные материалы:  мячи, обручи, разноцветные флажки, ленточки, султанчики. А мешочки набитые песком, горохом, крупой, колечки, массажные дорожки   служат для ходьбы, перешагивания, прыжков.  Так же используются разнообразные яркие игрушки, предметы, которые являются стимулом к выполнению разнообразных движений. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы стимулировали двигательную активность, побуждали к интересным и посильным действиям. 
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. 
Предметы игрового обихода формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.  Это, прежде всего игрушечная мебель, посуда. Мебель удобна для усаживания и укладывания кукол, животных. Имеется доска для глажения, зеркало и одежда для одевания: юбочки, платочки, жилетки, кепки. Чтобы поднять игру на более высокий уровень, необходимы игрушки заместители. Отсутствие их тормозит не только развитие игры, но и мышления, речь детей. Рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки – двигатели (машины, коляски, каталки). Транспортные игрушки должны оправдывать свое название: на них можно кого – то и что – то перевозить.          
 Учитывается в группе гендерное направление, интересы мальчиков и  девочек.   Мальчикам нужны инструменты для работы, машины. Поэтому создан гараж и мастерская.
                           
А  девочкам для игры бытовой уголок.  Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды. Всё это есть в уголке ряженья. А  также украшения,  банты, сумочки, есть в  «Парикмахерской» . 
                    
Но самое главное  в игре, она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
 Немаловажную роль в создании эмоционального комфорта играет музыкальный уголок и способствует развитию у детей музыкальных способностей (барабаны, бубны, колокольчики, бубенчики и т.д.),  все эти музыкальные игрушки привлекают детей своим внешним видом (яркие). 
             
Наличие в группе различных пространств,  таких как   уголок  конструирования,  книжный уголок, центр воды и песка   вносят разнообразие в деятельность детей, дают им проявить себя с другой стороны и право выбора с другой стороны.  Игровой материал в уголках  периодически сменяется, появляются новые предметы, стимулирующие  игровую деятельность детей. 
                            
Все уголки и игровые зоны доступны для ребят. Они сами имеют  доступ к игрушкам, спортивному инвентарю,  книгам и  дидактическому пособию. Дети берут то, что им захотелось  на их усмотрение.  Весь материал и оборудование  исправное, безопасное в обращении и  эстетичное          
 В сенсорном уголке дидактические игрушки и игры способствуют действенному  развитию детей. Подобранные игрушки и пособия не только привлекают внимание детей, но и способствуют развитию восприятия ребенка. В процессе практических действий с матрешками, пирамидками, втулками и т.д. дети знакомятся с цветом, формой, величиной, расположением в пространстве.  Игрушки привлекательные, яркие, эстетичные.               
         
 Строительный уголок с конструктором способствует появлению у детей игровой инициативы. А набор небольших игрушек позволяет учить детей обыгрывать постройку. Есть и нестандартный – это обычные губки мытья посуды, которые являются замечательными кирпичиками для построек.  
Экспериментирование – этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.
   Для игр с песком используются совочки, формочки, воронки, ситечко для пересыпания.
    Для игр с водой используются рыбки, лодочки, заводные игрушки.
После каждого занятия песок высыпается в пластмассовые ведерки, которые хранятся в недоступном для детей месте. Перед играми детям надеваем непромокаемые фартуки.
          
В группе  появилась возможность использования  различных  составляющих предметной среды.  Это детская мебель, мягкие модули, ширмы, палатка уединения, которые трансформируемы и полифункциональны.
              
Таким образом,  развивающая предметно- пространственная среда необходима детям раннего возраста, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
       Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Развивающая предметная среда детства-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.