Конспект урока по биологии Дикорастущие лилейные. Ландыш. (7 класс, 8 вид)
Тип урока: комбинированный
Тема: «Дикорастущие лилейные. Ландыш»
Цель: познакомить с характерными признаками дикорастущих лилейных на примере ландыша.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений;
- закрепить знания о характерных признаках семейства лилейных;
- тренировать умение составлять систематическую характеристику растения;
- уточнить представления об условиях роста ландыша;
- познакомить с полезными свойствами ландыша.
Коррекционно-развивающие:
- коррегировать и развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) и связную речь в ходе беседы;
- коррегировать и развивать умозаключение при отгадывании загадки, ребуса, кроссворда.
- воспитывать произвольное внимание при объяснении нового материала;
- развивать зрительную память и внимание при работе с наглядными пособиями и изображениями;
- коррегировать зрительное восприятие при работе с офтальмотренажером Базарного; мелкую моторику через выполнение пальчиковой гимнастики и письменной работы в тетради.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать самостоятельность в работе;
- воспитывать аккуратность при работе с наглядными пособиями.
- воспитывать интерес к уроку через использование наглядности.
Оборудование: гербарии ландыша; изображения цветков, плодов, корневища ландыша; кроссворд; ребус; опорные слова; карточки с заданиями «Верно – неверно».
Методы: беседа, объяснение, демонстрация, работа со статьей учебника, упражнения.
Формы работы: беседа, работа со статьей учебника, разгадывание кроссворда, ребуса, загадки; работа в тетрадях, работа с наглядным материалом.
Ход урока:
Этап урока Содержание Хронометраж
1) Оргмомент Сдача рапорта дежурным. 1 минута
2) Дыхательная гимнастика. Запахи весны (и.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе; поворот туловища влево, глубокий вдох через нос; и.п. – выдох через рот; то же в другую сторону)Тянемся к солнышку (руки вверх-вдох, руки вниз-выдох)Дыхательная медитация (сидя, глаза закрыты. Глубокое дыхание). 2 минуты
3) Проверка домашнего задания. стр. 120, ответы на вопросы.
(слабым учениками задание на карточках «Верно-неверно») 8 минут
3) Сообщение новой темы. - Ребята, посмотрите на доске. Это ребус. Чтобы узнать, о чем мы поговорим на уроке, нужно его разгадать. (Ребус ландыш)Мы с вами изучаем семейство лилейные. На прошлых уроках мы разговаривали об овощных лилейных, цветочно-декоративных лилейных. Сегодня речь пойдет о дикорастущих лилейных.- Что значит дикорастущие растения?В частности, речь пойдет о красивом лесном цветке ландыше. - Прежде чем записать тему, давайте разомнем наши пальчики. 2 минуты
4) Пальчиковая гимнастика. Сидя:«Строим и ломаем шалаш»«Снимаем колечки»Стоя:«Замок»Сжимаем кулачки.Потрясли расслабленной кистью.Сели на места. 2 минуты
5) Изучение новой темы. - Откройте тетради, запишите число и тему «Дикорастущие лилейные. Ландыш».- Сегодня на уроке поговорим о дикорастущих лилейных. Мы узнаем, где ландыш растет, рассмотрим его биологические признаки. Узнаем, почему нужно бережно относится к этому растению. А поможет нам в этом учебник. Открываем стр. 121.На уроке будем работать по плану, который вклеивали в тетради. Найдите его.Прочитайте первый пункт, первую черточку.Читаем по цепочке. Останавливаемся, когда находим ответ. (сильные ученики работают вперед самостоятельно). По ходу чтения, в тетради отмечаются пункты плана.
Работа в тетради:
1) - травянистое- многолетнее- холодостойкое- теневыносливоеЦветёт он майскою порой,Его найдёшь в тени лесной:На стебельке, как бусы в ряд,Цветы душистые висят.(ответ: ландыш)- влаголюбивое- дикорастущее2) – корневая система – мочковатая- стебель – корневище, прямостоячий- жилкование – дуговое- цветок: 6 лепестков, 6 тычинок, 1 пестик- семена в плоде – ягоде- 1 семядоля в семени3) Лес4) Лекарственное растение.
- Скажите, можно ли срывать ландыш в лесу? 12 минут
6) Физминутка для глаз. Общие упражнения (вращения головой,наклоны, потягивания) Офтальмотренажер Базарного.
(физминутка проводится на 20 минуте, включается в этап «сообщение новых знаний») 3 минуты
7) Закрепление изученного материала. - О каком растении шла речь на уроке.- К какому семейству относится ландыш?
Кроссворд «Ландыш» 10 минут
8) Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке?- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке в жизни? Каким образом?- Если вам понравился урок, в тетради нарисуйте улыбчивый смайлик. Если не очень – смайлик без улыбки. А если совсем скучно и вы считаете урок ненужным – грустный. 2 минуты
9) Домашнее задание. Оценки. стр. 121- 122, читать, отвечать на вопросы. 3 минуты