Рабочая программа по русскому языку 10-11 кл.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык»
10– 11 КЛАССЫ
Пояснительная записка
Нормативные ссылки:
Рабочая программа по курсу «Русский язык. 10-11 класс» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы для среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков// М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа рассчитана на изучение дисциплины в количестве 1 часа в неделю, в год – 10 класс 36 часов, 11 класс 34 часа в соответствии с учебным планом, целями и задачами МКОУ Верх - Каргатской СОШ.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова.
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11
классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011г.
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Методические рекомендации к учебнику
«Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11 класс. М., Просвещение, 2011г.
Власенков А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: грамматика, текст, стили речи». 10–11 классы / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2007.
Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс / И. Г. Добротина. – М. : Просвещение, 2009.
Добротина И. Г. Русский язык. Поурочные разработки. 11 класс / И. Г. Добротина. – М. : Просвещение, 2009.
Цели и задачи обучения
Целью рабочей программы является обеспечение выполнения требований Стандарта: повысить речевую культуру старшеклассников и развить их коммуникативные умения в разных сферах функционирования языка.
Задачи изучения курса:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике,
лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом
содержания среднего (полного) общего образования;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы, как и авторской, положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Данная рабочая программа целиком базируется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:
«Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации»;
«Культура учебно-научного и делового общения»;
«Культура разговорной речи»;
«Культура публичной речи»;
«Информационная переработка текста»;
«Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)»;
«Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка»;
«Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование»;
«Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур»;
«Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Изучение русского языка на базовом ровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию
и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Предмет русский язык входит в число обязательных для изучения предметов в общеобразовательных организациях Российской Федерации и относится к предметной области «Филология». Согласно учебному плану на русский язык в старшей школе всего отводится 70 часов, из них на курс 10 класса - 36 часа, 11 класс 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 10 – 11 классах являются:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 10 –11 классах являются:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 10 – 11 классах являются:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
10 КЛАСС (36часов)
Общие сведения о языке (7ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика сточки зрения сферы его употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное
употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика и словообразование (4ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (6ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Синтаксис и пунктуация (4ч)
Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Речь, функциональные стили речи (3ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Устная речь. Письменная речь. Диалог, полилог, монолог.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Оценка текста. Рецензия.
Научный стиль речи (2ч)
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средства научного стиля.
11 КЛАСС (34 часа)
Официально-деловой стиль речи (4 ч.)
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа.
Синтаксис и пунктуация (6 ч.)
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов.
Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
Публицистический стиль речи (6ч)
Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.
Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эсе.
Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Разговорная речь (4 ч.)
Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы (6 ч.)
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нём эстетической функции национального языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Общие сведения о языке (4 ч.)
Язык как система. Основные уровни языка.
Нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм.
Выдающие учёные-русисты.
Повторение (4ч.)
Тематическое планирование на ступень обучения
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 10 класс, 36 часов
№п/п Перечень разделов и тем Количество часов по программе
Общие сведения о языке 7
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. 4
Лексика и фразеология 6
Морфемика и словообразование 4
Морфология и орфография 6
Синтаксис и пунктуация 4
Речь, функциональные стили речи 3
Научный стиль речи 2
ИТОГО 36
Количество контрольных работ – 8
Количество сочинений и изложений – 3
2. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» 11 класс, 34 часа
№п/п Перечень разделов и тем Количество часов по программе
Официально-деловой стиль речи
4
Синтаксис и пунктуация
6
Публицистический стиль речи 6
Разговорная речь
4
Язык художественной литературы
6
Общие сведения о языке 4
Повторение 4
ИТОГО 34
Количество контрольных работ – 7
Количество сочинений и изложений – 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ и тема раздела № урока Тема урока Тип урока, использование
ИКТ Способы организации деятельности учащихся Вид контроля Домашнее задание Примечание
(ЕГЭ)
Общие сведения о языке
(5ч) 1 Язык и общество. Язык и культура. Комбинированный
Лекция, беседа, работа с учебником Анализ текста по вопросам Выписать 3-4 высказывания о языке 2 Язык и история народа. Три периода в развитии русского языка. Урок усвоения новых знаний Лекция, беседа, работа с учебником план Упр. 274 словарные
слова
А14
А15
3 Русский язык в современном мире. Комбинированный,
презентация Беседа,
практикум «Проверь себя» (текст) План, тезисы
Упр.270 А12
А30
4 Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков. Комбинированный Беседа, практикум Упр. 280
А1
5 Активные процессы в русском языке на современном этапе. Комбинированный
практикум тест Индив. задания А2
Русский язык как система средств разных уровней
(2ч) 1
(6) Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
Словари русского языка. Комбинированный,
презентация Сообщение учащихся, анализ текста тест Упр. 227
Индивид
А19, 23, 25,29 А1
А3
2
(7) Единицы языка. Разделы науки о языке. Комбинированный
беседа, анализ текста Анализ текста Анализ текста Фонетика и графика. Орфография и орфоэпия.
(4ч)
1
(8) Обобщающее повторение по теме Урок обобщения и закрепления знаний Беседа, практикум Практикум упр.5,6 Упр.7 А1,
2
(9) Основные нормы современного литературного произношения. Повторительно-обобщающий Беседа, практикум Фонетический разбор Индивид А1
Упр. 10 А1
3
(10) Выразительные средства русской фонетики. Комбинированный,
презентация Беседа, практикум Анализ текста Упр.25 подобрать 2-3 высказывания В8
4 (11) Принципы русской орфографии. Комбинированный,
презентация Лекция
практикум тест Индивид
А10, 30
В8
Упр. 112 А14
А15
А16
Лексика и фразеология
(6ч) 1
(12) Лексическая система русского языка Комбинированный,
презентация
Беседа, практикум Анализ текста Конспект по вопросам А2
А12
2
(13) Сферы употребления русской лексики Комбиниро
ванный
Презента-
ция Лекция, работа с учебником конспект Упр. 76
Индив. задания 3
(14) Русская фразеология Урок усвоения новых знаний Беседа, практическая работа тест Упр.87,
95 А30
4
(15) Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов. Градация. Антитеза. Комбинированный,
презентация
Беседа, сопоставление и анализ текста Анализ текста Комплексный анализ текса (упр. 392) В8
А2
5
(16) Лексические и фразеологические словари Комбинированный,
презентация
Работа со словарем Лексико-фразеологический анализ текста Работа со словарем 6
(17) Контрольная работа в формате ЕГЭ (блок 1)
Урок контроля Контрольная работа Морфемика и словообразование
(4ч) 1
(18) Повторение. Морфемика и словообразование
Обобщения и систематизации.
практикум А14
А15
2
(19) Способы словообразования Урок-практикум Беседа, практикум тест Упр.136 В1
3
(20) Выразительные словообразовательные средства Урок контроля тест Анализ текста В8
4 (21) Словообразовательный разбор Комбинированный,
презентация Беседа, практикум разбор Упр.
131 А8 А30
В8
Морфология и орфография
(6ч) 1
(22) Обобщение по теме «Части речи» Комбинированный
Слово учителя, беседа, анализ текстов Упр. 167
Инд.зад.
А13,14 А11
В2
2
(23) Нормативное употребление форм слов Комбинированный
тест Упр.184
Индив.
А11,В8 А3
3
(24) Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм Комбинированный
Слово учителя, анализ текстов с целью опре-
деления изо-
бразительно-выразительных средств языка Анализ текста Упр.519 А27 А29 А30
В8
4
(25) Трудные вопросы правописания суффиксов Урок-практикум Практическая работа Анализ текста Упр.142, 171
Индив.
А28-30,В8 А28 А29 А30 В8
5
(26) Правописание НЕ и НИ с разными частями речи Урок-практикум тест практикум Упр. 205 А18
6
(27) Морфологический разбор частей речи Обобщение и систематизация разбор Речь. Функциональные стили речи (3ч) 1
(28) Язык и речь. Основные требования к речи Комбинированный
Беседа
практикум тест Упр.276
Инд. зад.
А17-21 А3
А5
2
(29) Текст, его строение и виды его преобразования Комбинированный Лекция, сообщения учащихся Сочинение А28
3
(30) Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся) Урок развития речи сочинение Научный стиль речи
(6ч) 1
(31) Научный стиль: назначение, признаки, разновидности Комбинированный
Практикум тест Упр. 343
Индивид зад. А1,2
А12, В1 А7
А8
2
(32) Научный стиль: его морфологические, синтаксические особенности Комбинированный
Практикум Анализ текста Упр.
353 3-4
(34) Итоговая контрольная работа Урок контроля Тест (часть 1, часть 2) 5-6
(36) Подведем итоги. Анализ контрольной работы Итоговый урок Анализ контрольной работы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ урока Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся Формы контроля
Официально-деловой стиль речи (4 часа)
1 Официально-деловой стиль речи. Сферы его использования, назначение. Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. Теоретический опрос
2 Основные признаки официально-делового стиля. Анализировать официально-деловые тексты с точки зрения точности, неличного характера, стандартизированности, стереотипности. Теоретический опрос
3 Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Анализ деловых текстов с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Практикум
4К Знакомство с основными жанрами официально-делового стиля. Форма делового документа. Создание текстов официально-делового стиля (заявлений, доверенностей, расписок, объявлений, деловых писем, резюме, автобиографий). Практическая работа по теме «Официально-деловой стиль речи»
Синтаксис и пунктуация (6 часов)
5 Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений. Анализировать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Практикум
6 Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование.
Оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Практикум
7 Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речевой практике. Практикум
8 Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речевой практике. Пунктуационный разбор
9 Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. Практикум
10 Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. Выполнять синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложений с прямой речью. Контрольный диктант с лексико-грамматическим заданием
11 Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам. Теоретический опрос
12 Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. Практикум
13 Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка. Практикум
14 Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам. Создавать публицистические тексты (выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле) Теоретический опрос
15 Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. Различать основные виды публичной речи по их основной цели, анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления. Работа с текстом
16 Дифференцированная работа над одним из четырёх жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся с использованием материалов учебника). Организовывать и проводить дискуссии. Выбор темы, подготовка альтернативных тезисов и аргументов, сбор материала из литературы, средств массовой информации, убедительных фактов, наглядных примеров. Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника)
Разговорная речь (4 часа)
17 Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, диалогическая форма. Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам. Практикум
18 Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Анализировать разговорную речь с точки зрения использования в ней лексических, морфологический, синтаксических средств. Практикум
19 Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Сопоставлять и сравнивать разговорную речь с текстами других функциональных разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. Практикум
20 Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося). Сочинение на одну из тем (по выбору учащегося)
21 Общая характеристика художественного стиля. Образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей. Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы. Теоретический опрос
22 Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст. Анализировать фрагменты прозаических текстов с точки зрения темы, идеи. Практикум
23 Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Использование богатства и выразительности русской речи. Теоретический опрос
24 Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Проводить работу над определением видов тропов в текстах прозаических и поэтических. Практикум
25 Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы. Выявление художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы. Практикум
26 Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения. Выполнение работы-анализа предложенного художественного текста. Контрольная работа: анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения
27 Язык как система. Основные уровни языка. Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка. Практикум
28 Нормы современного литературного русского языка, их описание и закрепление в словарях, грамматиках, учебных пособиях, справочниках. Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей. Практикум
29 Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты. Иметь представление о языковой норме, её видах и вариантах. Соблюдать в собственной речевой практике основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Практикум
30 Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями. Выполнение работы по теме: «Общие сведения о языке». Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями
Повторение (4 часа)
31 Повторение темы: «Синтаксис и пунктуация». Практикум
32 Итоговая контрольная работа. Итоговая контрольная работа
33 Защита реферата по выбранной теме. Устные выступления
34 Итоговое повторение курса русского языка. Подведение итогов. Практикум
Требования к уровню подготовки выпускников
По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Учебник
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2013.
Учебно - методическое обеспечение УМК:
1. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2013.
2. Власенков, А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи : учеб, для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2013.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов);
- 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;
- Единый государственный экзамен; Русский язык; 2012-2013; электронное учебное пособие. - СО-КОМ;
- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2012. - СО-КОМ. - М.: Кирилл и Мефодий, 2012.
Интернет-ресурсы
Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ruКультура письменной речи http://www.gramma.ruМир слова русского http://www.rusword.orgОсновные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru