Инструктивная карточка на уроках окружающего мира
Инструктивная карточка на уроках окружающего мира
Вопрос о качестве образования был и остаётся актуальным. Приоритетом начального общего образования в Государственном стандарте является формирование общеучебных умений и навыков, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В современном мире необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, преобразовывать. А это – результат деятельности. Стандарт второго поколения во главу угла ставит деятельностный подход в обучении и воспитании, т.к. развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Отношения строятся на основе доверия, сотрудничества, общения. Во взаимодействии «учитель- ученик», «ученик- ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, акцентирует внимание на проблеме, на решении задач. В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности.
Все сказанное придает особую актуальность вопросу реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Деятельный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Эффективным, на наш взгляд, является использование на уроках – практикумах по окружающему миру инструктивных карточек.
Инструктивная карточка в системе работы
по организации развивающего пространства на уроках окружающего мира
Инструктивная карточка представляет собой инструкции, руководство к выполнению практических работ. Практика в начальной школе проходит в два этапа: начальный (1 класс), основной (2-4 классы). Начальный этап имеет особые полномочия – подготовка учащихся работать по инструктивной карточке, знакомство с правилами коллективного взаимодействия, овладение начальными практическими навыками. Основной этап нацелен на развитие у школьников коммуникативных качеств, через умение самостоятельно выстраивать свою работу, используя инструктивную карточку.
Цель и задачи практических работ
Цель: организация развивающего пространства на уроках окружающего мира
Задачи:
*познакомить и научить пользоваться учащихся инструктивной карточкой; *способствовать совершенствованию умений и навыков работы с разными источниками информации, с предоставляемым наглядным материалом и оборудованием; *создать условия для развития коммуникативных навыков, навыков практических действий для достижения поставленной цели в работе;
*создать условия для повышения познавательной активности ребят
Тематическое планирование практических и лабораторных работ
на уроках окружающего мира и во внеурочное время
2 класс
Раздел Название работы № урока Примечание (время проведения, ТБ)
практическая лабораторная Мои помощники Органы чувств 12 На уроке
ТБ при обращении с оборудованием
Остров сокровищ 30 Внеурочное время
Чудеса рядом Превращения воды 43 На уроке
ТБ при поведении опытов
Игры с воздухом 47 На уроке
ТБ при поведении опытов
Знатоки растений Задачки растений 53 На уроке
По материалам экскурсии
Угадай меня! 60 На уроке
По материалам экскурсии
3 класс
Раздел Название работы № урока Примечание (время проведения, ТБ)
практическая лабораторная Природные условия Юные синоптики 3 Внеурочное время
ТБ при обращении с оборудованием
Народные приметы 4 Внеурочное время
По материалам экскурсии
Земля - Матушка
Послание дождевого землепроходца 7 На уроке
ТБ при поведении опытов
Значение комнатных растений 10 Внеурочное время
По материалам внеклассного занятия
Великая битва на Неве 41 На уроке
По материалам внеклассного занятия
Методические рекомендации
Цель практических и лабораторных работ зависит от цели урока: одни из них формируют и совершенствуют природоведческие знания, другие – практические умения и навыки и способствуют более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала.
Эффектность работ с инструктивными карточками будет выше, если они проводятся систематически с начала изучения курса окружающего мира, с 1 класса, с постепенным усложнением заданий и последовательным нарастанием степени самостоятельности учащихся при их выполнении.
Первые работы проводятся под непосредственным руководством и наблюдением учителя в классе, который следит за выполнением работы, дает указания, оказывает необходимую помощь. Таким образом, учитель подготавливает школьников к дальнейшей самостоятельной работе с инструктивной карточкой.
Для эффективности в достижении цели практической работы учителю необходимо подготовить инструктивную карточку с учетом особенностей учащихся своего класса, подготовить специальный для работы раздаточный материал и оборудование.
Задания для инструктивных карточек отвечают следующим требованиям:
должны опираться на знания, имеющиеся у детей;
должны быть посильными и в то же время обладать достаточной степенью трудности;
быть ясно и четко сформулированными;
должны иметь возможность для записи результатов.
Основные этапы и последовательность проведения практических и лабораторных работ:
постановка задач и указания учителя о ходе их выполнения;
выполнение работы: фронтальное, групповое и при необходимости индивидуальное;
анализ работы и выводы.
Таким образом, каждая практическая работа с инструктивной карточкой начинается вводным инструктажем учителя: он разъясняет содержание заданий, дает все необходимые указания по организации труда и фиксации результатов. При необходимости учитель кратко повторяет главные теоретические положения, на которых основаны намеченные практические и лабораторные работы. При этом важно, чтобы в инструкциях имело место постепенное нарастание трудности, так как их преодоление составляет движущую силу развития прогресса овладения знаниями в учебной деятельности.
По завершению практической работы учащимся предстоит рассказать о проделанной работе товарищам, провести анализ коллективного труда и огласить дальнейшие планы.
Применение инструктивных карточек обеспечивает активную деятельность школьников, так как помогает глубже осмыслить материал, усвоить его, способствует развитию мышления и воображения, ибо в основе такой работы лежит не стереотипное повторение, а постановка и решение новой практической задачи, требующей применение знаний, умений и навыков.
Лабораторные и практические работы
на уроках окружающего мира во 2 классе
Практическая работа № 1 «Знаешь ли ты органы чувств?» (урок №12, 2класс)
Цель: обобщить и систематизировать знания об органах чувств.
Оборудование и материалы: таблицы, схема «Строение глаза», схема «Строение уха», таблица «Кто как слышит»; гвоздь, карандаш, лук, камень, бумажная салфетка, монета.
Инструктивная карточка (1 группа)
1.Прочитайте:
Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.
В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».
2.Рассмотрите схему «Строение глаза»
Заполни в таблице нужную графу.
3.Проверте свое зрение с помощью таблицы «Разные буквы»
Заполни в таблице нужную графу.
3.Вспомните советы офтальмолога.
Заполни в таблице нужную графу.
Таблица
№ Орган чувств Строение Отклонение от нормы Коррекция Это интересно
1 ГЛАЗ *_________
*хрусталик
*роговица
*сетчатка *сплюснутая форма ____________
яблока
*вытянутая форма
____________
яблока *утомляет -______________
*успокаивает –
______________
4.Сделай вывод
5.Составьте правило «Как беречь зрение», добавляя нужные слова и словосочетания:
* после часа занятий ______________________________________________________;
* не ___________________ к книге во время чтения;
* не читай, когда _________________________________________________________;
* не читай, когда _________________________________________________________;
* не читай, когда _________________________________________________________;
* выполняй ________________________ для отдыха глаз.
Слова и словосочетания: дай глазам отдых, книга трясется, нагибайся близко, лежишь, плохое освещение, упражнения.
Справка
Упражнение для отдыха глаз: у тебя устали глаза, отведи их в сторону, поморгай ими, повращай глазами так, чтобы стало всем страшно, закрой глаза, откинься на спинку стула и расслабься.
Предполагаемые ответы:
Таблица
№ Орган чувств Строение Отклонение от нормы Коррекция Это интересно
1 ГЛАЗ *зрачок
*хрусталик
*роговица
*сетчатка *сплюснутая форма глазногояблока
*вытянутая форма
глазного
яблока Выполнение рекомендаций окулиста *утомляет - красный
*успокаивает –
зеленый
Правила «Как беречь зрение»:
* после часа занятий дай глазам отдых;
* не нагибайся близко к книге во время чтения;
* не читай, когда плохое освещение;
* не читай, когда книга трясется, например, в маршрутке;
* не читай, когда лежишь;
* выполняй упражнения для отдыха глаз.
Инструктивная карточка (2 группа)
1.Прочитайте:
Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.
В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».
2.Рассмотрите схему «Строение уха»
Заполни в таблице нужную графу.
108585698500003.Проверте свой слух так: шепотом товарищ проговорит слово на небольшом расстоянии от тебя, затем проделает то же, удаляясь. Отметьте точкой своего цвета на схеме, на каком расстоянии вы перестали воспринимать речь.
24707858191500187388581915001276985819150066738581915001085858191500__________________________________________________________________________
1м 2м 3м 4м
Количество точек разного цвета будет соответствовать количеству детей в группе.
Сделайте вывод.
4.Вспомните советы офтальмолога.
Заполните таблицу.
Таблица
№ Орган чувств Строение Отклонение от нормы Коррекция Это интересно
2 УХО *_________
раковина
*наружный
_______________
проход
*желёзки
*______________
перепонка *дельфины – чемпионы
_____________
4.Сделайте вывод
5.Рассмотрите таблицу «Кто как слышит»
-4152907493000 Летучая мышь _________________ в темноте по _____________ .42716459398000
Сова _____________ добычу ____________.
Она очень хорошо ____________________.
Уши у совы _________________________.
Добавьте нужные слова: ночь, охотится, перья, ловит,
эхо, слышит.
Предполагаемые ответы:
№ Орган чувств Строение Отклонение от нормы Коррекция Это интересно
2 УХО *ушная
раковина
*наружный
слуховой
проход
*желёзки
*слуховая
перепонка плохой слух Выполнение рекомендаций ЛОР - врача *дельфины – чемпионы
слуха
Инструктивная карточка (3 группа)
1.Прочитайте:
Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.
В данной работе вам предстоит заполнить таблицу «Органы чувств».
2.Проверь себя! Завяжите глаза товарищу и подносите поближе к его носу по очереди три предмета. Пусть он угадывает, что это такое. Результаты занесите в таблицу.
Имя Количество
проверяемых предметов угаданных предметов
Сделайте вывод: _____________________________________________________________
3.Вспомните советы ЛОР - врача.
Заполни таблицу.
Таблица
№ Орган чувств Строение Отклонение от нормы Коррекция Это интересно
1 НОС Тренировка
___________
___________
___________
*если лошадь боится, она
_____________, чтобы
______________
______________
4.Сделайте вывод
Предполагаемые ответы:
№ Орган чувств Строение Отклонение от нормы Коррекция Это интересно
3 НОС Постоянная заложенность Выполнение рекомендаций ЛОР - врача *если лошадь боится, она
фыркает, чтобы
прочистить себе нос
Инструктивная карточка (4 группа)
1.Прочитайте:
Все вокруг мы воспринимаем с помощью органов чувств. Их пять: глаза (орган зрения), уши (орган слуха), нос (орган обоняния), язык (орган вкуса), кожа (орган осязания). У каждого органа чувств свое назначение. Их центры находятся в коре головного мозга.
В данной работе вам предстоит определить органы чувств.
2. Разгадайте предметы с завязанными глазами (гвоздь, карандаш, лук, камень, бумажная салфетка, монета).
3.Запишите: - Какие органы чувств работали?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Сделай вывод
Практическая работа №2 «Остров сокровищ» (урок 30, 2 класс)
Цель: расширить представление учащихся об ориентировании в пространстве, формирование умения пользоваться компасом.
Оборудование и материалы. Компас, карта с обозначением места спрятанных сокровищ.
Инструктивная карточка
1.Прочитайте:
Всем понятно, что очень важно уметь ориентироваться в пространстве. Ориентироваться в пространстве помогают знания народных примет, а также умение пользоваться специальными приборами. Сегодня вам предстоит путешествие за сокровищами Рутта. Рутт - морской пират, который 100 лет тому назад оставил свои сокровища на острове одинокой пальмы. Если вы бесстрашны и знаете способы ориентирования, то вперед, к сокровищам!
4034790571500с
31489657429500 2.Прочитайте внимательно карту
пиратов. з в
3.Перед вами компас. ю Вспомните, как пользоваться компасом.
4.Начните искать сокровища:
12376158318500 - начало пути ( ) – пальма,
- 4 шага на север,
- 10 шагов на восток, Условные обозначения: 1 шаг – 1 клетка,
- 2 метра на юг, 1 метр – 2 клетки,
- 1 прыжок на восток, 1 прыжок – 3 клетки
- встань лицом к восходу солнца, вытяни руки в стороны, посмотри влево, сундучок с сокровищами через три метра,
- сундучок можно открыть, если пройти лабиринт вопросов, тогда ключ у вас в руках!
5. Пират Рутт приготовил лабиринт вопросов, чтобы тем, кто найдет сундук с сокровищами, не смог открыть его. Чтобы найти ключ в лабиринте вопросов, надо правильно на них ответить.
Лабиринт
1107440-247015003450590685800016598906858000
-406406858000 С какой стороны на коре дерева вырастает мох?
-406404254500 Какой край у муравейника с южной стороны?
-406403619500 Из каких частей состоит компас?
-406403937000 Какой компас используют птицы, возвращаясь в родные места из теплых краев?
6.Откройте сундучок и получите сокровища!
7.Составьте отчет по таблице «Умею ориентироваться в пространстве» (индивидуальная работа)
Таблица «Умею ориентироваться в пространстве»
№ Вопросы Ответы
1 Какие части света ты знаешь? 2 Какие профессии требуют хорошего знания компаса? 3 Какие ориентиры помогут грибнику? (выбери) а) солнце
б) река
в) дерево
г) муравейник
Лабораторная работа №3 «Превращения воды» (урок 43, 2 класс)
Цель: расширить представление учащихся о свойствах воды, учить отгадывать тайны вещества, спрашивать и отвечать на возникающие в ходе опытов вопросы.
Оборудование и материалы: по 3 стаканчика для каждой группы (1 с водой, 2 с молоком, 3 пустой), 2 палочки, щепотка сахара, соломинка для каждого.
Инструктивная карточка
Прочитайте:
Самое привычное вещество для каждого человека – вода. Мы пьем воду, согреваемся с помощью нее и охлаждаемся, поддерживаем чистоту. У воды много свойств. В данной работе вам предстоит с помощью опытов объяснить, какая бывает вода. После проведения опытов заполнить таблицу «Свойства воды»
1.Проведем опыт.
- Рассмотрите два стаканчика (в одном вода, в другом молоко).
- В оба стаканчика положите палочки.
- В каком из стаканчиков палочка видна, а в каком нет?
- Запишите вывод в таблицу.
2.Проведем опыт.
- Перед вами стаканчик с водой.
- Попробуйте ее через соломинку.
- Есть ли у воды вкус?
- Запишите вывод в таблицу.
3. Проведем опыт.
- Понюхайте воду.
- Есть ли у воды запах?
- Запишите вывод в таблицу.
4. Проведем опыт.
- Перед вами два стаканчика (в одном вода, другой пустой).
- Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой.
- Почему вода льется или течет?
- Запишите вывод в таблицу.
5. Проведем опыт.
- Перед вами стаканчик с водой и щепотка сахара.
- Всыпьте сахар в стаканчик с водой.
- Размешайте и попробуйте через соломинку получившийся раствор.
- Что произошло с сахаром?
- Запишите вывод в таблицу «Свойства воды»
6. Таблица «Свойства воды»
№ опыта Свойства воды
1 2 3 4 5 7.Подведем итоги: рассказы детей о проделанной работе.
Лабораторная работа №3 «Игры с воздухом» (урок 47, 2 класс)
Цель: расширить представление учащихся о свойствах воздуха, учить отгадывать тайны воздуха, спрашивать и отвечать на возникающие в ходе опытов вопросы.
Оборудование и материалы: по 1 пустому стаканчику для каждой группы, миска с водой для каждой группы, 4 стеклянные бутылочки с узким горлышком для каждой группы (1 пустая, 2 с кусочком апельсина, 3 с кусочком лука, 4 с ароматизированной салфеткой), по 2 шарика, чашечные весы, карточки для каждой группы с научной информацией. Инструктивная карточка
Прочитайте:
Большое значение для всего живого на Земле имеет воздух. Под действием воздуха и воды формируются погода и климат. В данной работе вам предстоит с помощью опытов объяснить, какие свойства воздуха имеют место. После проведения опытов заполнить таблицу «Свойства воздуха»
1.Проведем опыт.
-Перед вами обычный стакан.
Внимательно рассмотрите, есть ли в нем что-нибудь? ___
-Переверните стакан. Из него что-нибудь высыпалось ли или выпало? ____
-Поднесите перевернутый стакан к прозрачной миске с водой. Медленно опускайте его по очереди, держа стакан прямо. Попадает ли в стакан вода? ____
-Вывод запиши в таблицу «Свойства воздуха»
2.Проведем опыт.
-Опускайте по очереди стакан в миску с водой, но теперь держите его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? ______________________
-Откуда это взялось? _______________________
-Дополни:
________________ выходит из стакана, а его место занимает ____________________ .3.Проведем опыт.
-Перед вами 4 стеклянные бутылочки с узким горлышком (первая пустая, вторая с кусочком апельсина, третья с кусочком лука, четвертая с ароматизированной салфеткой).
-Передавая по очереди каждую из бутылочек (начните с первой), почувствуйте запахи.
-Имеет ли воздух собственный запах? _____
-Вывод запиши в таблицу «Свойства воздуха»
4.Проведем опыт.
-Возьмите два шарика. Один надуйте для проведения опыта.
-Положите на одну чашу весов надутый шарик, на другую ненадутый.
-Какая чаша перевесит? ___________________
-Вывод запиши в таблицу «Свойства воздуха»
5.Таблица «Свойства воздуха»
№ опыта Свойства воздуха
1 3 4 5.Рубрика «Это интересно»
- Перед вами научные новости из энциклопедии «Что такое. Кто такой».
611568567945002991485444500- Расставьте на месте пропусков знак , если пропущено слово воздух, и знак , если пропущено слово вода, а также заполните пропуски окончаний слов.
Выберите те, которые расширяют ваши знания о воздухе.
а) «____ имеет вес. В литровой бутылке, например, больше одного грамма _____. Своим весом ____ давит на нас и на все предметы вокруг нас. Если, например, откачать ____ из консервной банки, то она сплющится»
305498525717500б) «Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на картах изображают ____, без которо не обойтись никому»
в) «Огромную роль в очистке ____ играют растения – легкие планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ и выделяют кислород»
491363023876000350393026416000262763026416000г) «Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже ____? Таково свойство ____ . ____ бывает жидк , тверд , и газообразн »
Ответы на задание из рубрики «Это интересно»
а) «Воздух имеет вес. В литровой бутылке, например, больше одного грамма воздуха. Своим весом воздух давит на нас и на все предметы вокруг нас. Если, например, откачать воздух из консервной банки, то она сплющится»
б) «Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на картах изображают воду, без которой не обойтись никому»
в) «Огромную роль в очистке воздуха играют растения – легкие планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ и выделяют кислород»
г) «Вы удивляетесь, что и твердый лед, и легкий, как газ, пар тоже вода? Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой, и газообразной»
7.Подведем итоги: рассказы детей о проделанной работе.
Практическая работа№5 «Задачки растений» (урок 53, 2 класс)
Цель: систематизировать знания учащихся о растениях нашего края ранней осенью, формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы. Пронумерованные образцы спилов деревьев (липа, осина, клен, сосна, рябина, береза), таблица «Деревья и кустарники», справочная литература.Инструктивная карточка (1 группа)
1.Рассмотрите внимательно образцы спилов деревьев, определите их названия.
Отгадать название вам помогут следующие направления:
- цвет коры, ее степень шершавости,
- цвет на спиле, особенности расположения годовых колец.
липа осина клен сосна рябина береза
№
№
№
№
№
№
2.Рассмотрите внимательно веточки с деревьев, определите их названия.
Отгадать название вам помогут следующие направления:
- цвет коры на веточке, особенности расположения на ней почек,
- форма почек и их цвет,
- запах от веточки и возможное наличие клейкости
липа осина клен сосна рябина береза
№
№
№
№
№
№
3. Угадай по описанию.
Высокое дерево (20-40 м). В верхней части кора красновато – бурая и отслаивается тонкими пластинками. Ближе к земной поверхности кора имеет глубокие трещины у взрослых деревьев. Молодые побеги зеленоватые, с возрастом становятся желтовато – серыми. Крона у молодых деревьев конусовидная, у старых – широкая, округлая, иногда зонтиковидная. Хвоя темно – зеленая, жесткая, с колючим острием, длинная, около 6 см. Шишки серо – коричневые.Название: __________________________
Для остальных групп задание №1 и № 2 остаются прежними. Заменяем только задание №3.
Материалы для задания №3
(2 вариант):
Дерево высотой до 30 м. Молодые ветви имеют темно – серую окраску. Они гладкие. Ствол покрыт черной корой с продольными трещинами. Листья, которые скоро появятся, пятилопастные с шиловидным окончанием и округлыми выемками между лопастями. Цветки имеют зеленовато – желтую окраску и распускаются до появления листьев.
Название: __________________________
(3 вариант):
Ствол у этого дерева серовато – зеленый, высотой до 25 м. Жесткие округлые листья, которые скоро появятся, от малейшего ветерка будут вздрагивать и приходить в движение. Зацветает в конце апреля, когда листовые почки только набухают.
Название: __________________________
(4 вариант):
Небольшое дерево, высотой до 25 м. Имеет серовато – коричневую гладкую кору и ажурную крону. Скоро появятся листья, которые состоят из 9-15 листочков на одном черешке.
Название: __________________________
(5 вариант):
Дерево высотой до 25 м. Кора молодых деревьев темно – серая с красноватым оттенком и гладкая. Когда дереву исполняется 30 – 40 лет, кора у него становится бурой, глубоко бороздчатой. Листья, которые скоро появятся, будут иметь сердцевидную форму.
Название: __________________________
Практическая работа№6 «Угадай меня!» (урок 60, 2 класс)
Цель: систематизировать знания учащихся о растениях нашего края поздней осенью, формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы. Пронумерованные образцы растений (липа, осина, лещина, пастушья сумка, птичий горец, лебеда), таблица «Деревья и кустарники», гербарий «Травянистые растения», справочная литература.Инструктивная карточка (1 группа)
1.Рассмотрите внимательно растения, определите их названия.
липа осина лещина пастушья сумка птичий горец лебеда
№
№
№
№
№
№
2.Распределите растения по группам.
деревья №
кустарники №
травы №
3. Угадай по описанию.
Однолетнее травянистое растение. Встречается этот сорняк очень часто около жилья, у дорог, на пустырях, на полях и лугах, имеет тонкий стебель, листья у него темно-зелёные. Во время ВОВ эта травка использовалась в пищу. Отвар из неё пили для поддержания организма. Она была пищевой добавкой в приготовленную для выпечки лепешек массу из картошки. Оказывается, эта травка сопровождает человека на обрабатываемых почвах с начала каменного века не только как сорняк, но и как пищевое растение – семена использовались как пшено. В настоящее время она используется в животноводстве (листья и молодые побеги охотно поедаются животными), в лечебных целях (как противовоспалительное, обезболивающее, успокаивающее средство). № _____
Название: __________________________
Для остальных групп задание №1 и № 2 остаются прежними. Заменяем только задание №3.
Материалы для задания №3
(2 вариант):
Однолетнее травянистое растение. Стелется на открытых местах зелёным ковром: тонкий стебель, листья мелкие вытянутые овальные. В народе это растение называют «травой муравой». Её охотно поедают птицы. № _____
Название: _________________________________________
(3 вариант):
Однолетнее травянистое растение. Встречается эта травка очень часто на открытых местах: тонкий стебель, листья снизу собраны в небольшую розетку, а к верху тянутся поочередно по стеблю, мелкие белые цветки собраны в щиток. По мелким треугольным плодам вы сразу определите название этой травки. № _____
Название: _________________________________________
(4 вариант):
Один из самых распространенных кустарников в лесу. Молодые тонкие веточки этого растения имеют опушение из оттопыренных жестких волосков оригинальной формы. Листья у этого кустарника крупные, округлой формы, резные по краю. Плоды этого кустарника вкусные и полезные. Они привлекают не только человека, ими питаются некоторые животные, обитающие в лесу, - белки, лесные мыши. № _____
Название: _________________________________________
(5 вариант):
Это древесное растение широко распространено на территории нашей страны. Ствол этого дерева в нижней части тёмно-серый, выше он имеет красивую серовато-зелёную окраску. Одна из характерных особенностей этого дерева – очень подвижные листья, которые приходят в движение даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков. Благодаря такой форме черешок легко изгибается вправо и влево. На дрова это дерево совершенно не годится – мало даёт тепла. Древесина используется главным образом на спички. Кроме того из неё изготавливают кадки, бочки и другое. № _____
Название: _________________________________________
(6 вариант):
Это древесное растение широко распространено на территории нашей страны. Ствол тёмно-коричневый, листья серцевидной формы, причём заметно асимметричны: одна половинка листа несколько меньше, чем другая. Край листа мелко зазубрен, т.е. пильчатый. Цвести это дерево будет летом и привлекать своим ароматом пчёл. Древесина этого дерева в недалёком прошлом широко использовалась человеком на различные бытовые нужды. Из её мочалистой коры, богатой прочным волокном, получали лыко, необходимое для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Из мягкой древесины делали ложки, миски, скалки и другое. Древесина этого дерева сейчас используется для разнообразных поделок. № ____
Название: _______________________________________
Лабораторные и практические работы на уроках окружающего мира в 3 классе
Практическая работа №1 «Мы – юные синоптики» (урок 3, 3 класс)
Тема «Погода в нашем городе» Дата начала работы: ________________
Цель: систематизировать знания учащихся о погодных явлениях, о факторах, влияющих на погоду, о работе специальных служб.
Оборудование и материалы: фотографии приборов (термометр уличный, термометр комнатный, термометр для измерения температуры тела, флюгер, детский флажок, барометр, компас, лупа, телескоп, линейка); Инструктивная карточка (1 группа)
- Рассмотри приборы: термометр уличный, термометр комнатный, термометр для измерения температуры тела, флюгер, детский флажок, барометр, компас, лупа, телескоп, линейка, дождеметр, анемометр (ветрометр); карточки с названием станций (станция юннатов, станция переливания крови, туристическая станция, метеорологическая станция, железнодорожная станция, спортивная дистанция); информация из Интернета и фотографии метеорологической станции; глобус.- Выберите из данных те, которые нужны для измерения погодных явлений.
- Подпишите их названия.
Слова для справок: термометр уличный, флюгер, барометр, дождеметр, анемометр (ветрометр).
- Составьте краткое сообщение о каждом приборе, используя толковый словарь, энциклопедию «Изобретения»
- Расскажите о проделанной работе товарищам.
Инструктивная карточка (2 группа)
- Используя толковый словарь, определите, какая из данных для вас названий станций отвечает за сбор информации о погоде:
станция юннатов, станция переливания крови, туристическая станция, метеорологическая станция, железнодорожная станция, спортивная дистанция.
- Представьте себя агентом туристического агентства.
- Составьте небольшое рекламное объявление для ваших сверстников о том, какая замечательная экскурсия ожидает их на выбранную вами станцию. В помощь вам предоставляется информация из Интернета и фотографии.
Инструктивная карточка (3 группа)
- Рассмотрите сообщения синоптиков о погоде на сегодняшний день в следующих городах: Ульяновск, Москва, Лондон, Рим, Бомбей.
- Найдите данные города на глобусе. Что вы можете сказать об их месторасположении?
- Сравните погоду одного дня в предложенных вам городах. Данные занесите в таблицу «Научный календарь погоды»:
Сведения Гидрометцентра Ульяновск Москва Лондон Рим Бомбей
1.Облачность 2.Температура 3.Направление ветра 4.Осадки - Объясните, почему погода разная.
- Расскажите о проделанной работе товарищам.
Практическая работа №2 «Народные приметы» (урок 4, 3 класс)
Тема «Народные приметы погоды» Дата начала работы: ________________
Цель: учить выбирать нужную информацию на определенную тему из ее большого разнообразия, анализировать ее и делать выводы, развивать любознательность, воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: карточки «Народные приметы», литература о природе.
Инструктивная карточка
Задание 1:
Провести наблюдение за погодой, посмотреть как она изменяется, доказать можно или нельзя предсказывать погоду. Информацию из разных источников занести в таблицу и сделать выводы.
Задание считается выполненным, если в таблицу занесено не менее двух примет.
Дата Народная примета Место наблюдения Дата Состояние погоды
Выводы: _________________________________________________________________
Например:
Дата
Время суток Народная примета
(Наблюдение) Место наблюдения
Дата
Время суток Состояние погоды
(Новости TV, наблюдение, общение)
5.09
день Воробьи перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром. В школьном дворе 5.09
вечер Ветер СВ - 3м в секунду
6.09
утро Ворона купается в луже – к ненастью. Во дворе дома 6.09
Ближе к вечеру Проливной дождь, ветер, небо затянуто тучами.
Задание 2:
Прочитай народные приметы, допиши, какие ты знаешь (не менее трех), относящихся к осени.
Народные приметы:
1.Жаворонки много и долго поют – сохранится хорошая погода.
2.Ласточки летают высоко – на сухую погоду.
3.Несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, темные и черные – к дождю.
4._____________________________________________________________________
5._____________________________________________________________________
6._____________________________________________________________________
Задание 3:
Выбери из списка литературы, те книги, где можно получить информацию о народных приметах.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Дата завершения работы: ________________
Лабораторная работа №3 «Послание дождевого землепроходца» (урок 7, 3 класс)
Цель: расширить представление учащихся о составе и свойствах почвы, учить разгадывать тайны природы, спрашивать и отвечать на возникающие в ходе опытов вопросы, воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: для каждой группы: образцы почвы, стакан с водой; бумажные салфетки для каждого; спиртовка, металлическая пластина, стебельки растений; потрепанная часть письма от дождевого землепроходца.
Инструктивная карточка
Прочитайте:
В данной работе вам предстоит с помощью опытов выяснить, из чего состоит почва. После проведения опытов заполнить таблицу «Состав почвы». Проанализировать какую пользу приносит дождевой червяк.
Представьте ситуацию: « Друг дождевого червяка совсем недавно погиб под ногами человека на дорожке. Этот червяк прислал вам письмо, но оно промокло в дороге, и часть письма не сохранилась. Подумайте, что хотел сказать вам червяк!»
Письмо:
Дорогие друзья!
Большинство людей меня почему-то недолюбливают. А мы, дождевые червяки приносим большую пользу! Мою профессию можно назвать землепроходец. Питаемся мы остатками гниющих листьев, трав, заглатываем комочки земли, песчинки. Вы знаете, из чего состоит почва?...В этом месте письмо обрывается. О чем говорил с нами дождевой червяк дальше?
(Ответы детей)
- Давайте проведем опыты и узнаем состав почвы.
1.Проведем опыт
- Перед вами стакан с водой. Опустите в него комочек почвы.
- Что произошло? __________
- Запишите вывод в таблицу «Состав почвы»
2.Проведем опыт
- Возьмите бумажную салфетку и насыпьте на нее немного почвы.
- Сожмите салфетку.
- Что вы видите?
- Запишите вывод в таблицу «Состав почвы»
3. Проведем опыт (опыт проводит учитель, дети наблюдают и делают выводы)
- Высушенный комочек почвы учитель кладет на металлическую пластинку и нагревает на спиртовке.
- Что вы видите? ____________
- Что вы чувствуете? __________
- Учитель берет стебельки растений, кладет на металлическую пластинку и нагревает на спиртовке.
- Что вы видите и чувствуете? _____________
- Прочитайте:
Это сгорает перегной. Он образуется из остатков растений и животных. Перегной дает почве темный цвет. Плодородие почвы напрямую зависит от количества перегноя в ней.
- Дополните предложение:
Чем больше в почве перегноя, тем ____________ ее цвет.
- Запишите вывод в таблицу «Состав почвы»
4. Проведем опыт
- Учитель высыпает остаток прогретой почвы в стакан с водой, размешивает и дает отстояться.
- Что вы видите? _________
- Запишите вывод в таблицу «Состав почвы»
5. Проведем опыт.
- Ответственный ученик фильтрует воду, в которой долго находилась почва.
- Что вы видите на фильтре? _________
- Учитель профильтрованную воду наливает на стекло и держит над спиртовкой.
- Посмотрите на стекло после прогрева.
- Что вы видите? __________
- Запишите вывод в таблицу «Состав почвы»
6. Таблица «Состав почвы»
№ опыта Состав почвы
1 2 3 4 5 Прочитайте:
Дождевые черви, а также улитки, бактерии, многие жуки, выполняют роль санитаров. Они превращают ненужные остатки растений и животных в удобрения, которые очень нужны для роста растениям. Дождевые черви и их «коллеги» роют ходы и рыхлят почву. По этим ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. Если мы будем беречь и охранять наших «землепроходцев», тем лучше будет почва.
- Что значит «лучше будет почва»? __________
7.Подведем итоги: рассказы детей о проделанной работе.
Предполагаемые ответы:
Давайте проведем опыты и узнаем состав почвы.
1.Проведем опыт
- Что произошло? Из почвы выходят пузырьки воздуха.
2.Проведем опыт
- Что вы видите? На бумажной салфетке – влажное пятно.
3. Проведем опыт (опыт проводит учитель, дети наблюдают и делают выводы)
- Что вы видите? Над почвой появился дымок.
- Что вы чувствуете? Чувствуем неприятный запах.
- Учитель берет стебельки растений, кладет на металлическую пластинку и нагревает на спиртовке.
- Что вы видите и чувствуете? Появился дымок и чувствуем неприятный запах.
- Дополните предложение:
Чем больше в почве перегноя, тем темнее ее цвет.
4. Проведем опыт
- Что вы видите? Песок осел на дно, вода сначала была мутной, потом осела и глина.
5. Проведем опыт.
- Что вы видите на фильтре? Остатки растений, песок, глину.
- Учитель профильтрованную воду наливает на стекло и держит над спиртовкой.
- Посмотрите на стекло после прогрева.
- Что вы видите? Белый налет на стекле.
6. Таблица «Состав почвы»
№ опыта Состав почвы
1 Воздух
2 Вода
3 Перегной
4 Глина и песок
5 Минеральные соли
Прочитайте:
Дождевые черви, а также улитки, бактерии, многие жуки, выполняют роль санитаров. Они превращают ненужные остатки растений и животных в удобрения, которые очень нужны для роста растениям. Дождевые черви и их «коллеги» роют ходы и рыхлят почву. По этим ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. Если мы будем беречь и охранять наших «землепроходцев», тем лучше будет почва.
- Что значит «лучше будет почва»? Она будет очень плодородная.
Практическая работа№4 «Значение комнатных растений» (урок 10, 3 класс)
Цель: обобщить знания учащихся о значении комнатный растениях, формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы: картинки комнатных растений, разделенные на части: хлорофитум, циперус, розмарин, можжевельник, антуриум, энциклопедии по комнатным растениям, в том числе и энциклопедия В.В. Воронцовой «Все комнатные растения», образцы комнатных растений; физическая карта мира, карта природных зон; флажки - зацепки.Задания №1, №2 учащиеся выполняют в группах. Задание №3 выполняется коллективно.
Названия растений для групп:
1 группа – хлорофитум, 2 группа – циперус, 3 группа – розмарин, 4 группа – можжевельник, 5 группа – антуриум.Инструктивная карточка
Задание 1.
- Рассмотрите части картинки комнатного растения.
- Сложите части так, чтобы получилось целое.
- Найдите это комнатное растение в классной комнате.
- Определите его название по энциклопедии В.В. Воронцова «Все комнатные растения»
Задание 2.
- Внешний вид растения может рассказать о многом. Обратите внимание на стебель, листья, цветы (если есть таковые) и с помощью таблицы «Родина растения» определите флажком на физической карте родину данного вам растения.
Таблица «Родина растения»
Регионы
мира Тропические и субтропические Южная Африка Средиземно-морьеЛесная зона Европы и Азии Тропики Америки
-73660444500 Вид
Части
растения Травянистое растение Вечнозеленый кустарник Декоративно – листное, красиво-
цветущее растение
стебель
тростниково-
видный серебристо - бурый листья узколинейные линейные, собранные в прикорневой розетке мелкие, линейные хвоя светло – зеленого цвета,
игловидная, колючая кожистые, серцевидные, верхнее
цветки мелкие мелкие на длинных цветоносах в виде сережек листоподобное образование ярко – красного цвета
название циперус хлорофитумрозмарин можжевельник антуриум
Задание 3.
- Распределите растения на две группы:
*оздоравливают воздух комнаты: _________________________________
*улучшают водно-газовый обмен и уменьшают сухость воздуха в помещении: _________________
Комнатные растения: хлорофитум, циперус, розмарин, можжевельник, антуриум.
Ответы:
*оздоравливают воздух комнаты: хлорофитум, розмарин, можжевельник.
*улучшают водно-газовый обмен и уменьшают сухость воздуха в помещении: циперус, антуриум.
Практическая работа№5 «Великая битва на Неве» (урок 41, 3 класс)
Цель: обобщить знания учащихся о значении Ледового побоища для Родины, уточнить особенности битвы и ее составляющих, формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, воспитывать любознательность.
Оборудование и материалы: карта Руси XIII века, портрет Александра Невского, рисунки воинов XIII века, лента времени.
Инструктивная карточка (1 группа)
Задание
- Найдите лишнее понятие, определите название и время происходившего.
Александр Невский, Чудское озеро, князь Гаврила Олексич, русское войско, «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», хан Золотой Орды, немецкие рыцари.
Ответ:
1242 год – «Ледовое побоище» - Александр Невский, Чудское озеро, князь Гаврила Олексич, русское войско, «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», хан Золотой Орды, немецкие рыцари.
- Расскажи о проделанной работе товарищам.
Инструктивная карточка (2 группа)
Задание
- Заполни таблицу «Как одет и вооружен воин»
Русские воины Крестоносцы
одежда -
- -
-
-
вооружение -
-
-
-
- -
-
-
-
Слова для справок: кольчуга, железные доспехи, мечи, копье, шлем с рогами, боевые топоры, шлем, щиты, луки, латы, белые плащи с крестами.Предполагаемые ответы:
Таблица «Как одет и вооружен воин»
Русские воины Крестоносцы
одежда - кольчуга
- шлем - железные доспехи
- шлем с рогами
- белые плащи с крестами
вооружение - мечи
- копье
- луки
- щиты
- боевые топоры - мечи
- копье
- щиты
- латы
- Подумайте, почему с таким вооружением русские воины в битве на Неве победили хорошо обученных и вооруженных крестоносцев?
- Расскажи о проделанной работе товарищам.
Инструктивная карточка (3 группа)
Задание
- Дополните текст нужными словами, чтобы получился рассказ об истории одежды воина:
Впервые доспехи воина стали __________ около 5 тыс. лет тому назад.
Вначале доспехи заменял _________ , который воин держал на левой руке и ____________ им от стрел и копий. С появлением ____________ и __________ появляется необходимость защиты тела и рук.
Первые __________ состояли из щитков, сделанных из жесткой и очень прочной кожи. К ним прикреплялись металлические нагрудные _____________ . Основная часть тела по – прежнему защищалась кожей или кольчугой.
_________ представляла собой рубаху, сделанную из множества мелких стальных колечек. Собранные вместе они представляли собой гибкое металлическое одеяние, защищавшее воина от ________ и ударов __________ .Предполагаемый ответ:
Впервые доспехи воина стали использовать около 5 тыс. лет тому назад.
Вначале доспехи заменял щит , который воин держал на левой руке и прикрывался им от стрел и копий. С появлением мечей и кинжалов появляется необходимость защиты тела и рук.
Первые доспехи состояли из щитков, сделанных из жесткой и очень прочной кожи. К ним прикреплялись металлические нагрудные пластины . Основная часть тела по – прежнему защищалась кожей или кольчугой.
Кольчуга представляла собой рубаху, сделанную из множества мелких стальных колечек. Собранные вместе они представляли собой гибкое металлическое одеяние, защищавшее воина от стрел и ударов мечей .- Расскажи о проделанной работе товарищам.
Инструктивная карточка (4 группа)
Задание
- Нанесите дату Невской битвы на ленту времени.
- Соедините начало и конец предложения:
В субботу 5 апреля на льду озера придавали им жуткий вид.
Крестоносцы, одетые в тяжелые доспехи сказал Александр Невский.
Каждый конник был покрыт произошло сражение.
Белые кресты на лошадиной попоне и на шлеме черной попоной от головы рыцаря до хвоста лошади.
«Не числом бьют, а умением», - пошли в атаку по льду протоки.
Предполагаемые ответы:
В субботу 5 апреля на льду озера произошло сражение.
Крестоносцы, одетые в тяжелые доспехи пошли в атаку по льду протоки.
Каждый конник был покрыт черной попоной от головы рыцаря до хвоста лошади.
Белые кресты на лошадиной попоне и на шлеме придавали им жуткий вид.
«Не числом бьют, а умением», - сказал Александр Невский.
- Сделайте вывод:
Русские воины одержали победу в том бою, потому что _________________________
а) дрались яростно, за землю родную,
б) пришли сюда за чужим добром,
в) умелое командование,
г) огромное количество воинов,
д) удачный выбор места сражения
- Расскажи о проделанной работе товарищам.