Кадетство как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания классного коллектива
Кадетство как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания классного коллектива
“одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить”. Д.С.Лихачёв
В своей работе с классом я применяю методику обучения в сотрудничестве, построенную на принципах коммунарской методики, разработанной профессором Ленинградского пединститута И.П. Ивановым на основе идей А.С.Макаренко. Сотрудничество предполагает выполнение совместного дела, общение, обмен мнениями, решение общих задач, умение вести себя в коллективе, раскрытие личностных качеств человека.
Опыт показывает, что обучение в сотрудничестве делает процесс обучения и воспитания интереснее и эффективнее, особенно в условиях кадетского движения.
Положительным моментом в своей работе считаю сотворчество и содружество с первым учителем нашего класса. Ее советы, поддержка и рекомендации помогли мне, особенно на первом этапе работы - сплочении коллектива и адаптации учащихся в 5 классе. Удачей было то, что в нашей работе оказалось много точек соприкосновения.
Приступив к работе в кадетском 5 «А» классе в качестве классного руководителя в 2010 году, я внесла коррективы в свою воспитательную программу, взяв за основу принципы и правила кадетства.
Стоит отметить положительное влияние кадетских дисциплин и режимных моментов на школьников. Утреннее построение и зарядка организуют и дисциплинируют учащихся, уроки этики учат хорошим манерам, хор и хореография формируют чувство ритма и такта, стрельба и рукопашный бой учат основам самообороны, мероприятия гражданско-патриотической направленности способствуют воспитанию любви к большой и малой родине, эмпатии и неравнодушия, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
Традиционными мероприятиями патриотической направленности являются:
Конкурс «Когда поют кадеты»
Кадетский бал
Праздник песни и строя
Участие в концертных программах ко Дню Победы и Дню Защитника Отечества
Городское мероприятие «Я – гражданин»
Участие в республиканском военном параде и другие.
Нашей задачей стало вовлечение учащихся в кадетские мероприятия, привлечение родителей к участию, проявление активности, инициативы, творчества всеми членами коллектива, распределение обязанностей.
В нашем классном коллективе есть свои традиции. Самой ключевой является наше совместное с учащимися и их родителями участие в мероприятиях класса.
Традиционно каждая четверть заканчивается походом или поездкой по родной Хакасии или городам России. С 2010 года учащиеся класса посетили такие интересные поселки и города, как Черемушки, Сизая, Казановка, Шушенское, Минусинск, Усть–Абакан, Абакан, Черногорск, Новосибирск, Москва, Санкт Петербург. Особое значение для кадетов имеют места, связанные с патриотическим наследием нашего города, республики, страны.
В третьей четверти у нас проходит собрание - концерт, на котором учащиеся и их родители не только вместе обсуждают результаты успеваемости и участия в делах класса, но и участвуют в викторинах, конкурсах, театре - экспромте. Дети выступают с концертом перед родителями, - и это тоже стало традицией.
Сменный состав актива класса учащихся и их родителей по четвертям - еще одна традиция нашего коллектива. В результате, каждый член совместного коллектива в течение учебного года выполняет порученное ему дело, отчитывается на родительском собрании и передает как эстафетную палочку свое ответственное поручение следующему активу.
Безразличных людей к делам коллектива, пассивных наблюдателей в классе нет и быть не может. Мы все вместе принимаем участие в учебно-воспитательном процессе и заинтересованы в его положительных результатах.
Назовем то, что мы в процессе совместной работы открыли для себя:
всегда найдется дело, поручение каждому, даже самому скромному;
каждый уникален и талантлив по-своему;
всегда ощущаешь поддержку, взаимопонимание у своих одноклассников и их родителей.
Наиболее важными моментами коллективного дела являются формирование у ребенка самооценки, умение оценить свою работу и работу товарища. Большинство классных мероприятий проводится по принципу «здесь и сейчас» как любое коллективно-творческое дело (КТД). Это в первую очередь касается социально-значимых акций. Назовем некоторые из них:
Городская акция «Кот и пес» в 2010-2016гг.
Городская акция «Неделя добра» (оказание помощи детям из малообеспеченных семей, участие в концерте ко Дню Матери), 2010-2015гг.
Городская Акция «Письмо милиционеру», 2011г.
Республиканская акция «Открытка для пожилого человека» (участие в конкурсе открыток и концерте ко Дню пожилого человека), 2010 -2013гг.
Республиканская акция «Творить добро!» (оказание помощи людям Донбасса, 2014)
Акция «Нет! - наркотикам», 2014г.
Республиканская акция «Доброе сердце» (оказание помощи погорельцам Хакасии, 2015)
Городская акция «Открытка в окне» (к 70-летней годовщине Победы в ВОВ, 2015г.) и «Голубь Мира»
Городская Акция «Письмо фронтовика», 2015г. (в День Героев Отечества кадеты нашего класса раздавали письма о ветеранах ВОВ и тружениках тыла нашего города жителям Саяногорска)
Акция «Нет! - наркотикам», 2016г.
Работа в кадетском классе строится с учетом особого режима, специальных кадетских дисциплин и мероприятий патриотической направленности. Начиная с пятого класса, наш коллектив становится визитной карточкой школы, так как именно кадетам нашего класса отводилась главная роль представлять наше учебное заведение на мероприятиях разного уровня. Стоит назвать самые значимые выступления за 6 лет. Это показательные выступления танцевальных пар, хора и группы барабанщиц на школьных линейках в День Знаний и на выпускных вечерах, на мероприятиях «Кадетский бал», «Посвящение в кадеты», «Когда поют кадеты». Это выступления в рамках работы городских и республиканских семинаров, республиканского конкурса «Учитель года», городского праздника «Я - гражданин». Очень значимо участие кадет нашего класса в городских концертах для тружеников тыла и детей войны, в конкурсах военно-патриотической песни, в показательном смотре песни и строя, в военных парадах в г. Абакане и Новосибирске, парадах, митингах и концертах для ветеранов ВОВ и участников локальных войн, в праздничных программах ко Дню Победы, Дню пожилого человека, Дню учителя, Дню Защитника Отечества.
Совместное участие учащихся и их родителей в различных конкурсах – еще одна традиция класса. Вот некоторые из них:
– выступление 2-х семей на Республиканском марафоне «За здоровый образ жизни»
- участие во Всероссийском конкурсе презентаций Топ – Слайд с работой «Моя малая родина» (1 семья)
- совместное участие во Всероссийском конкурсе-портфолио «Семейный альбом» (2 семьи).
Работая с коллективом кадетского класса, у нас появилась еще одна традиция, – в середине сентября мы проводим мероприятие «Мы – пятиклассники», «Мы – шестиклассники» и т.д. с песнями под гитару, конкурсами и чаепитием. И нас всегда поддерживают родители детей.
Подобные дела сближают детей и их родителей, классного руководителя, сплачивая всех в дружный единый коллектив. Совместная работа и отдых учащихся и их родителей - лучший пример единения, взаимопонимания, взаимоподдержки детей и взрослых. Итогом нашей совместной работы стало признание 10 «А» «Лучшим классом школы за 1 полугодие в 2015 – 2016 учебном году»
За победы и активное участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности кадеты получают грамоты, благодарственные письма, сертификаты, призы. О них пишут статьи и рассказывают в средствах массовой информации. Все это является хорошим материалом для «Портфолио» каждого ученика, моральным удовлетворением и чувством ощущения собственной значимости.