Урок по русскому языку Повторение по теме «Имя существительное» Урок-путешествие по Евпатории 
МБОУ «СШ №1» г. Евпатории
Урок русского языка в 6 классе: 
Повторение по теме «Имя существительное»
Урок-путешествие по Евпатории.
Адживиляева Ребия Юсуповна
Цель:  повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи: 
Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;
Закрепить ЗУН об имени существительном  на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности;
Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;
Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.
Продолжать формировать навыки коллективной работы в группах.
Воспитывать любовь к родному краю.
                                        Ход урока
I. Организационный момент:
- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке, который посвящен Имени существительному. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.
II. Сообщение цели и правил  урока:
- Сегодня на уроке мы повторим, обобщим все, что изучали об имени существительном, еще раз убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни.
Я приглашаю вас на экскурсию по городу Евпатории. Нас ждут важные открытия, интересные встречи, увлекательные представления и даже опасности, связанные со знаниями части  речи имя существительное. 
 Откройте свои тетради, в которых мы будем фиксировать путевые заметки, и запишите дату и тему сегодняшнего урока
III.Прежде чем  получить экскурсионный маршрут нашей поездки, мы проведем словарную работу
Словарный диктант
Экскурсия, путешествие, сведения, история, территория, подъезжать, станция, отдохнуть, санаторий, предприятие, репортаж.
IV.Повторение ранее изученного.
С заданием справились, все получают маршрутные листы. Сначала нам предстоит прогулка по городу Евпатории. Внимательно слушайте  экскурсовода и совершайте путевые заметки в тетради Вам необходимо будет записать все собственные имена существительные (давайте вспомним категорию собственных и нарицательных имен существительных, их правописание)
1.Текст  экскурсовода.
Современная Евпатория расположена  на берегу Каламитского залива.В центре курортного района , у берега  Черного моря, раскинулся парк имени  М. Фрунзе- излюбленное место отдыха хозяев и гостей города. Евпаторийцы бережно относятся к культуре. На центральной пощади города расположены городская библиотека и один из лучших в Крыму театров – театр им. А. Пушкина. Но это не единственный театр города. Гостеприимно распахнуты двери детского театра «Золотой ключик». 
Евпатория – город врачеватель, город труженик, и как часть бывает в таких случаях, - город, терпимый к различным религиозным конфессиям. Здесь всегда мирно уживались люди многих национальностей и вероисповеданий. Во второй части города, на ул. Революции, устремились ввысь минареты мечети Хан - Джами. В мечети проходило представление народам Крыма крымских ханов. Сегодня мусульмане приходят сюда к Богу, остальные – восхититься мастерством древних зодчих.  
В ста метрах от мечети, на этой же улице, возвышается собор Святого Николая. Возведенный в конце XIX века «всем миром» в память воинов, погибших в Крымской войне 1854-1856 г., храм был отреставрирован в конце XX века. Совсем недалеко расположена Кафедральная кенаса – культовое сооружение караимов.
(Евпатория, Каламитский залив, Черное море, парк им. Фрунзе, Крым, театр им. Пушкина, детский театр «Золотой ключик», ул. Революции, мечеть Хан-Джами, собор Св. Николая, Крымская война, Кафедральная кенаса).
2. А теперь пересядем на «Трамвай  желаний», который прокатит нас по интересному маршруту. Свои впечатления запишите в тетрадь, будьте внимательны перед тем, как отправиться, давайте вспомним правило «Буква Ь после шипящих в именах существительных»  
Песчаный пляж, множество туч, интересный персонаж, вьющийся плющ, доброжелательная молодежь, морской пейзаж, декоративный кирпич, тираж газеты, звездная ночь.
3. Наш трамвайчик привез в Евпаторийский дельфинарий. 
Билеты на представления – необычные. Во время представления вам необходимо зафиксировать увиденное в ваших билетах – перфокартах. Записать падежные окончания существительных – буквы е или и. Давайте вспомним эту орфограмму. 
Находиться в дельфинарии
плавать в бассейне
кататься на дельфине
рисовать на бумаге
метать по воде
эффект от «дельфинотерапии»
Давайте проверим, правильно ли вы заполнили ваши билеты – перфокарты.
И, е, е, е, е, и.
4.  Ребята, вы посмотрели представление и хорошо потрудились, показав свои знания. «Трамвай желаний» отправляется в кафе «Колизей»
-Добро пожаловать! Заказывайте меню. Но чтобы составить меню правильно, нам нужно вспомнить правило «Род несклоняемых существительных»
А теперь заказываем;
Сладк.. какао
Апельсинов.. желе
Взбит.. суфле
Коктейль «Розов.. фламинго»
Ароматн.. кофе
Тушен.. кольраби
Овощн..пюре
Приятного аппетита!
5.  Ребята, пора отправиться на пешую прогулку по городу. Обратите внимание на чистоту, порядок, оригинальность и своеобразие улиц, зданий.
А достигается все это благодаря труду людей разных профессий.»Каких именно?»-спросите вы. Прежде чем я вам отвечу, давайте вспомним орфограмму «Буквы ч , щ в суффиксах существительных –чик- (-щик-)»
А теперь записывайте:
Резчик,пильщик,каменщик,фонарщик,экскаваторщик,водопроводчик,арматурщик,краснодеревщик.
6.Мудрость народа выражается в пословицах. Запишем мы их в Центральной библиотеке Полное название-«Евпаторийская публичная библиотека им.Императора Александра II»Вокруг здания высажены зеленые насаждения, подчеркивающие величество архитектурных форм. Официальное открытие прошло 15 июля 1916 года. Уже через 3 месяца она насчитывала более 1000 читателей.
   Сейчас библиотека  носит двойное название. Второе, современное, звучит как «Библиотека им. А. Пушкина» и было присвоено к 100-летию со дня гибели А. Пушкина.
А мы сейчас вспомним правило написания «Не с именами существительными»
(Не) правдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
(Не) место красит человека, а человек место.
Признавая  достоинства друга, не закрывай глаза и на его (не) достатки.
Друг познается в (не) счастье.
Какой  темой объединены эти пословицы?
7.А теперь пришло время  физкультминутки
8.Заключительная часть нашей экскурсии-  посещение Краеведческого музея.
Здесь мы разобьемся на группы ,каждая из которых отправится в определенный отдел и будет выполнять свое задание.
Отчет творческих групп.
V.
Подведение итога.
Ребята, наша экскурсия по Евпатории подошла к завершению .Вы сегодня хорошо потрудились, вспомнили все изученные орфограммы, морфологические признаки, синтаксическую роль имени существительного. А еще вы совершили прогулку по улицам родного города, заглянули в уголки, где, может быть, 
давно не бывали, узнали новое и интересное.
Давайте обобщим все, что мы узнали и увидели, заполняя кластер.
                                          Имя  существительное
                     Одушевленные                              неодушевленные
                      Собственные                               нарицательные                                                                                  
             Постоянные признаки                  Непостоянные признаки
     Род                                                                            Число
Склонение                                                         падеж
VIДомашнее задание
1Кластер, составленный в классе как итог нашей работы, дополнить  словами, которые вам запомнились больше всего на протяжении нашей экскурсии, и проиллюстрировать рисунками ,отражающими вашу прогулку.  
2.Составить сложный план устного сообщения на тему «Имя существительное»
VII  Рефлексия.
Отразите свое настроение, впечатления на парусах корабликов, покачивающихся на волнах Черного моря.
В завершение урока мне хотелось бы пожелать вам успехов в учебе, расти здоровыми, умными, ,  инициативными и неравнодушными жителями родного города,  который в скором будущем, благодаря вашим стараниям, станет краше и благоустроеннее!
Список литературы:
 Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя.- М.: «Наука/Интерпереодика», 2000;
А.Ю. Купалова «Текст в занятиях родным языком», -М.: Наука, 1996г;
Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе».-М.: Просвещение,  2002 год);
Г.А.Богданова Уроки русского языка в 6 классе. М., 2007
3.Л.Е. Парфенова Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к русскому языку. В ж. «Русский язык в школе» 2005г. №3
4. Н.А. Филипчик Дидактический материал по теме «Имя существительное»
15