Путешествие в княжество Существительное (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе
Тема урока: Путешествие в княжество Существительное
(повторение изученного)
Цели:
1) образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по разделу «Имя существительное»;2) развивающая – развитие речи учащихся (письменной и устной): составление предложений, текста;3) воспитывающая – воспитание любви к природе, к прекрасному, интереса к русскому языку.
Форма: дидактическая игра-путешествие.
Оборудование: карта путешествия, карточки
Ход урока:
I .Организационный момент.
II .Сообщение темы и целей урока.
Учитель:- Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем.
Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве.
Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Существительное. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Это путешествие очень увлекательное, и займет не один урок.
III .Повторение изученного.
Учитель: Внимание! Сказочный поезд отправляется. На станциях вас будут проверять контролеры, поэтому будьте внимательны.
Первая остановка – станция Число.
-Давайте посмотрим, какие продукты вы взяли с собой в поход.
а) Молоко, сахар, чай... (употребляются только в ед. ч.).б) Консервы, макароны... (употребляются только во мн. ч.)Дополните каждый из списков.
Задание: Поставьте существительные ед. числа во мн. число, обозначьте окончания.
Степь звено
окно друг
поле мать
лисенок перо
дочь мастер
Задание: Поставьте существительные в ед. ч., подберите к ним прилагательные.
Образец: ежи--> колючий еж.
Щенята земли
Ключи деревья
Облака медвежата
Цыплята Утята
- Какие окончания могут иметь существительные во множественном числе?- С помощью каких суффиксов образуются некоторые существительные множественного числа?- Какой признак бывает трудно, а иногда и невозможно определить у существительных во множественном числе?
- Следующая наша станция- Склонение.
-Стоянка несколько минут. Вот и контролер...
- А что такое склонение?- Как правильно определить склонение?- Какие существительные относятся к I, II, III склонению?
Задание:Выпишите из стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта...» по 5 существительных каждого склонения( у детей на столах распечатки со стихотворением).
- Ребята, как думаете, почему контролер предложил именно это стихотворение?
IV. Минута релаксации.
- С заданиями справились, контролер никого не высадил.Поезд отправляется дальше, а на улице, за окнами вагонов весна. Закройте глаза и попробуйте представить, что впереди весенний лес, который начинает просыпаться от яркого солнышка, появляются первые цветочки. теперь поделитесь со мной своими впечатлениями. Составьте небольшой рассказ из 4-5 предложений, используя существительные весна, солнце, лес, подснежник. (Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».)
- Посмотрите на эти проталинки, распустившиеся первоцветы, послушайте жаворонков. Составьте небольшой рассказ из 4–5 предложений, используя существительные весна, солнце, лес, подснежник.- Мы отдохнули, подышали весенним воздухом, поезд отправляется. Впереди станция Род. 6 минут. Контролер проверяет «билеты».
Задание:Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. С любым из существительных составьте предложение.
- Как называются противоположные по значению слова?
Враг тьма
день юг
радость вход
холод шум
утро небо
начало вход
Задание: Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.
Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.
Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.
Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.
Задание:
Апрель, апрель.На дворе звенит капель.(С.Маршак)
- Какого рода существительное капель? Докажите.- Что мы знаем о роде существительных?
- Какие существительные относятся к нарицательным, собственным? Как они пишутся?
Задание: Я буду называть нарицательные существительные, а вы к ним – собственные.
Городрекадеревняозерожурнал
собакапоэтсказочниккнигаимя
фамилиягазетамультфильм
Задание: Какие существительные отвечают на вопрос кто? Как они называются? Приведите примеры слов, которые в различных значениях могут быть как собственными, так и нарицательными; придумайте с ними предложения. Образец: Сережка носит в ухе сережку.
Поезд отправляется.
Следующая станция – Падеж, там живут братья-падежи. Вы не забыли, как их зовут?
А вот и станция. Здесь контролер строгий! На этой станции поезд простоит 10 минут.
– Как правильно определить падеж существительных?
Задание: Выпишите существительные, определите род, число, склонение и падеж существительных.
Карточка.
Вот и возвратилась к нам весна! Весною мы ходим по лугам и лесам. Шумят деревья, начинают зеленеть кусты, из земли пробивается травка. Может показаться, что растения мало чем отличаются одно от другого. Даже деревья одинаковые. Только одни с листьями, а другие с иглами.
Задание: Поставьте существительные в родительном, дательном и предложном падежах:
I – лекция; II – санаторий; III – здание.
Задание: Вставьте пропущенные буквы и определите падеж, выделите окончания существительных.
I: Плыли на лодочк_капало с крыш_струился по долин_сидит у речк_появились на полянк_
- Когда у существительного I склонения в ед. ч. пишется окончание -и, а когда – -е?
II: О весеннем денечк_в зеленом наряд_сидит на листик_живет в скворечник_говорил о дождик_
- Когда у существительных II склонения в ед. числе пишется -е, а когда – -и?
III: Просил о помощ_искал до ноч_лежать на скатерт_полосы от гряз_беспокоиться о дочер_
- Расскажите о правописании падежных окончаний существительных III склонения.
Задание: Когда после шипящих в именах существительных пишется на конце мягкий знак, а когда он не пишется? Приведите примеры.
Цифровой диктант. Если нужно писать на конце слова после шипящих Ь,то пишем -1, если нет- 0. НОЧЬ, НОЖ, МИМО ДАЧ, ЛУЧ, ДОЧЬ, РЕЧЬ, КУЛИЧ, КАЛАЧ, С УДИЛИЩ, МЫШЬ.
Взаимопроверка. Ключ: 1 0 0 0 1 1 0 0 0 1.
Мы уже все ближе и ближе прибываем к княжеству Существительное. Но мы должны преодолеть еще одно испытание, чтобы попасть во дворец, где живет существительное.
Задание: Произведите морфологический разбор существительного.
I: В эти мартовские дни на снежной скатерти увидишь голубые тени.
II: Весенние ветерки пахли свежей травой и птичьими гнездами.
III: От каждого дерева тянется на снегу голубая лента.
Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.