Статья на тему: «Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Автор:
Кобелева Валентина Анатольевна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
МБДОУ №37 детский сад
«Малыш»,
г. Набережные Челны РТ

Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
(из опыта работы)
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребёнка. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей к творчеству в дошкольном возрасте - это залог будущих успехов. Эстетическое воспитание - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка, аппликация, конструирование. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой и гармонически развитой личности. В.А.Сухомлинский писал, что «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для детей, так как есть возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, пластилина, глины, бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается искренностью.
Проанализировав авторские разработки, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребёнку.
Можно учить детей рисовать с помощью плоской бумаги, выдуваемой струей воздуха, жесткой кистью по мокрому фону, на ткани, оттиском смятой бумагой и т. д. При использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Можно предложить детям технику пластилинового налепа или "пластилиновую живопись". Рисуют пластилином не только на картоне. Если использовать органическое стекло, то работы получаются, как настоящие картины. Техника выполнения изделий из солёного теста та же, что из пластилина и глины, но материал для лепки дети готовят сами, используя свойства муки и воды. Из соленого теста можно создавать картины и разнообразные фигурки.
Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов: бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех обычно пришиваются; тополиный пух, вата накладывается на бархатную бумагу без клея.
Увлекательна для детей работа с природными материалами: аппликация из растений, соломки, ваты, семечек, косточек, создание объемных поделок из шишек и др. природного материала. Работа с бросовым материалом: аппликация из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Работа с тканью и другими волокнистыми материалами: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте возможно участие дошкольников в таких видах художественного творчества, как коллаж, бумажная пластика, оригами и др.
Изделия, созданные своими руками, развивают чувство красоты и радости от самостоятельно выполненной вещи, художественный вкус, пространственное и абстрактное мышление, фантазию, моторику рук и познавательность. Для формирования творчества в рисовании, лепке, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова, музыки, изобразительного искусства.
Приобщая ребёнка к миру прекрасного, у него развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию. Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.
Дошкольники приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами: бумагой, картономё нитками, клеенкой, пластилином, соленым тестом и др., учатся использовать элементы дизайна в оформлении предметов быта. Дети, создавая художественный образ, самостоятельно выбирают материал и технику работы с ним. В силу индивидуальных особенностей, развитие коммуникативных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я стараюсь дать возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, поверить в себя и свои силы.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети затрудняются рисовать, потому что, как им кажется, у них ничего не получится. Это связано с тем, что навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности и самостоятельности в себе. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.


Чтобы успешно обучать детей, постоянно занимаюсь самообразованием: читаю методическую литературу, посещаю открытые мероприятия в своем детском саду и в ДОУ города.
При организации работы с детьми по изобразительной деятельности не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков, а стимулирую проявление самостоятельности и творчества, развиваю социально- эмоциональную сферу.
В общении с детьми использую позицию педагог-партнёр. Соблюдаю критерии руководства изобразительной деятельностью: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладения необходимыми навыками.
Занятия провожу в форме игр, цель которых- научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, дарят детям новую широкую гамму ощущений.
Принципы работы с детьми: доступность отбираемого материала; постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью; индивидуальный подход к детям
15