Календарно-тематическое планирование Химия 11 класс. Рудзитис.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по химии
№ урока
Тема занятия Вводимые опорные химические понятия и представления. Лабораторные опыты/
Демонстрации Требования у уровню подготовки учащихся Задание на дом Дата проведения
1 2 3 4 5 7 8 9
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ
Тема 1. Важнейшие понятия и законы химии (3ч) по плану факт
1 Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества Знать: химический элемент, атом, молекула, современные представления о строении атома.
Уметь: определять состав изотопов, отличать простые вещества от сложных § 1, упр. 1-3, задача 1 (с. 7) 2.09 2.09
2 Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Химические законы Знать: формулировки законов сохранения массы вещества и энергии; историю открытия законов.
Уметь: записывать химические формулы веществ, определять качественный и количественный состав веществ по их формулам. § 2, упр. 4-7, задача 2 (с. 7) 5.09 5.09
3 Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения Закон постоянства состава, его история открытия, исключения из закона. Знать: формулировку закона постоянства состава, вещества, на которые распространяется данный закон; положения атомно – молекулярного учения.
Уметь: определять вещества молекулярного и немолекулярного строения, предвидеть их свойства.
§2, №7, задача2,с.7 9.09 9.09
Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов в свете учения о строении атома (5ч)
4 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Структура П.С. главные и побочные подгруппы, малые и большие периоды. Различные варианты Периодических систем Знать: структуру таблицы
химических элементов Д.И. Менделеева, отличия малого и большого периода.
Уметь: определять принадлежность элементов к гланой и побочной подгуппе, периодам.
§3, записи в тетради 12.09 12.09
5. Атомные орбитали. s-, p- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.
Энергетические уровни, подуровни. Орбиталь, s-, p-, d-орбитали, энергетические подуровни, спин, спаривание электронов Таблица «Формы орбиталей» Знать: строение атома, формулировку Периодического закона,
Уметь: различать понятия
«Электронное облако» и
«орбиталь», характеризовать
s, p,d-электроны, составлять
электронные конфигурации
атомов химических элементов. §3, записи в тетради, задача2, с.22 16.09 16.09
6 Положение в периодической система Д.И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов
Лантаноиды. Актиноиды. Искусственно полученные элементы Знать: физический смысл порядкового номера, номеров периодов и группы.
Уметь: давать характеристику элемента на
Основании его положения в
ПСХЭ §§2,3, задача4, с.22записи в тетради,№8--10, с.222 19.09 19.09
7 Валентность и
валентные возможности атомов.
Периодическое изменение валентности и размеров атомов. Валентные возможности. Свободные орбитали, донор, акцептор. Донорно-акцепторный механизм образования во дородной связи Изменения атомного радиуса, числа энергетических уровней, числа валентных электронов в периодах и группах ПСХЭ. Знать: определение валентности в свете строения
Атомов, закономерности изменения свойств химических элементов в периодах и группах.
Уметь: сравнивать понятия
«валентность» и «степень
окисления», определять валентность элементов приобразовании химической связи по донорно-акцепторному механизму.
сравнивать различные свойства химических элементов на основании их положения в ПСХЭ. §5, №13-14, с.22 23.09 23.09
8 Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции. Решение задач Знать: алгоритм решения задач подобного вида, форулы нахождения количества вежества.
Уметь: составлять уравнения реакций, применять формулы. Пов.§4,5, задачи 3,5 26.09 26.09
Тема 3. Строение вещества (9ч)
9 Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность Ковалентная связь, её
разновидности и
механизм образования.
ЭлектроотрицательностьИонная, металлическая
связь Таблица «Химическая связь». Знать: определение химической связи, виды химической связи, механизм их образования.
Уметь: определять вид химической связи в соединениях, объяснять природу различных видов
химической связи.
§6,№1-4 с41 30.09 30.09
10 Ионная связь. Катионы и анионы. Степень окисления и валентность химических элементов. Направленность ковалентной связи, длина связи, кратность связи. Качественный и количественный состав
вещества. Знать: характеристики химической связи
Уметь: сравнивать длину связи в разных веществах, определять её кратность. §6, записи в тетради 3.10 3.10
11 Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ. Гибридизация, её виды, линейные и угловые молекулы. Набор для моделирования молекул Знать: линейные и угловые формы молекул, понятие гибридизации.
Уметь: моделировать строение молекул веществ, определять тип гибридизации в молекуле. §7,№5-6 с41 7.10 7.10
12. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки. Модели ионных. атомных. молекулярных
и металлических
кристалличес-
ких решеток Знать: вещества молекулярного и немолекулярного строения,
типы кристаллических решеток.
Уметь: объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения,
определять тип кристаллической решётки.
§8, №7,8 с41 задачи1,2 с41 10.10 10.10
13 Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
вычисление массы продукта
реакции (количества вещества, объема) если для его получения дан раствор с определенной массовой долей. Изомерия, гомология, аллотропия.
Решение задач. Модели молекул изомеров и гомологов, модификации серы и фосфора. Знать: понятия аллотропия, изомерия, гомология, функциональная группа, углеродный скелет
Уметь: решать задачи по уравнению реакции с применением формул по теме «Растворы» §9,№9 с41 14.10 14 Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, способы разделения смесей, истинные растворы.
Растворение
окрашенных
веществ в воде
(сульфата меди (II), перманганатакалия, Хлорида железа (III). Знать: классификацию
дисперсных систем
Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни. § 10, упр. 10, (с. 41), задача 3 (с. 42) 17.10 15 Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.
Золи, гели, понятие о коллоидах.
Практическая работа №1 «Проведение химических реакций в растворах. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией» Способы выражения концентрации растворов Знать: правила ТБ, способы выражении концентрации: массовая доля, молярная концентрация.
Уметь: применять правила ТБ, использовать приобретенные знания в практической деятельности. Повторение
Правил ТБ 21.10 16 Важнейшие химические законы. Периодический закон и Периодическая система химических элементов на основе учения о строении атомов. Строение вещества. Повторение и обобщение материала Уметь: применять приобретенные знания для выполнения заданий и упражнений. Повторение §§ 1-9, записи в тетради 24.10 17 Самостоятельная работа по темам: Важнейшие химические законы. Периодический закон и Периодическая система химических элементов на основе учения о строении атомов. Строение вещества. Знать: формулировки важнейших химических законов. ПЗ и ПСХЭ в свете строения атома, виды химической связи, способы выражения концентрации растворов, алгоритмы решения задач. Задача 3 28.10 Тема 4. Химические реакции (13ч)
18 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. химии.
Тепловой эффект химических реакций. ОВР. Обратимые и необратимые реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Правило протекания реакций в растворах Реакция
экзо- и эндотермическая. Знать: признаки классификации химических реакций в неорганической и органической химии , определение теплового эффекта.
Уметь: классифицировать химические реакции по признакам и приводить примеры различных типов;
Решать задачи на вычисление теплового эффекта реакции. § 11, упр. 3, 4 задача 2 (с.48) 31.10 19 Окислительно – восстановительные реакции. Классификация ОВР, метод электронного баланса, алгоритм его составления, окислитель, восстановитель. Знать: определение ОВР, метод электронного баланса, алгоритм его составления.
Уметь: определять ОВР, составлять схемы электронного баланса, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР. §11, № 4,8, с.48, задача211.11 20 Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Химическая кинетика. Гомогенная и гетерогенная среда. Энергия активации. Кинетическое уравнение реакции. Катализ, катализатор, ингибитор Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Знать: понятие скорости гомогенной и гетерогенной реакции, факторы, влияющие на скорость.
Уметь: объяснять действие каждого фактора, влияющего на скорость реакции. § 12, упр. 5-6 с62 задачи 1-2 (с.63) 14.11 21 Катализ. Катализаторы Катализ, катализатор, ингибитор. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора
(оксида марганца (IV)и фермента каталазы) Знать: сущность катализа, применение катализаторов и ингибиторов. §12 (с52-55). в 4,5,6 на с 62 18.11 22 Практическая работа. №2 «Влияние различных факторов на скорость химической реакции». Влияние различных факторов на скорость химической реакции Знать: правила ТБ, зависимость скорости гомогенной и гетерогенной реакций от различных факторов.
Уметь: применять полученные знания в практической деятельности, наблюдать и делать выводы. Повторить §12 21.11 23 Химическое равновесие. Обратимость реакции. Обратимость реакции. Химическое равновесие Знать: определение состояния химического равновесия,
Уметь: приводить примеры обратимых и необратимых реакций
§13, № 7, с.63, задача 3, с.63 25.11 24 Способы смещения химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Химическое равновесие и способы его смещения. Знать: факторы, влияющие на смещение химического равновесия.
Уметь: объяснять на примерах способы смещения
Химического равновесия, применяя принцип Ле-Шателье.
§13, № 8, с.63 28.11 25 Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Таблица «Производство серной кислоты» Знать: основные стадии производства серной кислоты.
Уметь: определять возможность протекания химических превращений в различных условиях и оценивать их последствия. §14, № 10,11 с.63, задача 4, с.63 2.12 26-27 Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Водородный показатель (рН). Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Водородный показатель (рН). Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная Определение рН разных растворов с помощью индикаторов Знать: определение электролита и неэлектролита, электролитической диссоциации,
Уметь: определять характер среды водных растворов. §15,16, № 3,4,5,6, с.68, задача 1, 3, с.68 5.12
9.12 28 Реакции ионного обмена в водных растворах. Реакции ионного обмена, полные и сокращенные ионные уравнения. Качественные реакции на ионы. Знать: определение реакций ионного обмена, условия необратимости их протекания
Уметь: составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения, объяснять их сущность в свете ТЭД §17, № 2,3, с.74, задача 2, с.74 12.12 29 Гидролиз органических и неорганических веществ. Гидролиз неорганических (солей) и органических (сложных эфиров, углеводов, белков) Гидролиз различных солей, определение рН среды. Знать: определение гидролиза, вещества, для которых характерен этот процесс; продукты гидролиза органических соединений.
Уметь: записывать уравнения гидролиза солей, определять рН среды §17, № 2,3, с.74, задача 2, с.74 16.12 30 Решение расчетных задач
Урок обобщения и повторения материала по теме Химические реакции. Задачи: вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. Уметь: применять полученные знания, умения и навыки при решении тренировочных заданий. Подготовка к контрольной работе 19.12 31 Контрольная работа №1 по темам: Периодический закон и Периодическая система химических элементов, Строение вещества, Химические реакции. Уметь: применять знания, умения и навыки, полученные при изучении тем 1,2,3,4. 23.12 Тема 5. Металлы (13ч)
32-33 Анализ результатов контрольной работы .№2
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Металлы Металлы. Положение металлов в ПС Электрохимический ряд напряжений металлов.
Образцы металлов и их соединений. Знать: строение, свойства и применение простых веществ металлов.
Уметь: характеризовать химические элементы металлы по положению в ПС и строению атомов, характеризовать химические свойства металлов, записывать уравнения реакций в молекулярном и ОВ виде. Металлы – введение в тему (с. 77-79) упр. 1-4, (с. 88); упр 6 с98 26.12
13.01 34 Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями Взаимодействие металлов с кислотами, солями. Уметь: записывать уравнения химических реакций в молекулярном и в окислительно –восстановительном виде. таблица-схема 7 на с.78, записи в тетради 16.01 35 Общие способы получения металлов.
Общие способы получения металлов: восстановление углем и оксидом углерода, алюминием, водородом.
Знать: общие способы получения металлов.
Уметь: записывать химические уравнения, характеризующие основные способы получения металлов. §19, упр. 5-7,задача 2 с88-89 36 Электролиз расплавов и растворов веществ Сущность электролиза.
Практическое применение электролиза.
Анод, катод. Знать: процессы, происходящие в растворах и расплавах на катоде и аноде.
Уметь: записывать схемы процессов на катоде и аноде, §19, таблица 4, с.79, № 5-10, с.88-89, задачи 2-3, с.89 37 Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии Коррозия. Химическая коррозия, электрохимическая коррозия. Способы защиты. Опыты по коррозии металлов и защиты от неё. Знать: причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии. §20 в 11-13 с 89 38 Металлы главных подгрупп периодической системы. Металлы, виды, типы. Образцы металлов Знать: области применения металлов главных подгрупп
ПСХЭ I-IIIгрупп.
Уметь: давать общую характеристику металлов главных подгрупп по положению в ПСХЭ и строению атома § 21, табл. 5,6,7, с98 задача139 Химические свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Взаимодействие металлов (I-III групп) с простыми и сложными веществами Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Уметь: прогнозировать и доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения химических реакций. §21, таблица 5, с.92-96, № 1-10, с.97-98, задачи 1-3, с.98 40 Обзор металлов Б-группы ПСХЭ Д.И. Менделеева. Положение меди, цинка, титана, хрома и железа в периодической системе
Общие закономерности металлов побочных подгрупп Образцы металлов побочных подгрупп Знать: области применеия металлов побочных подгрупп ПСХЭ.
Уметь: давать общую характеристику металлов побочных подгрупп по положению в ПСХЭ и строению атома. § 22, 23, 26-27 упр. 1-4, 7-12, задачи 2, 4 (с. 118) 41 Химические свойства металлов: меди, цинка, железа, хрома, никеля, платины. Взаимодействие металлов побочных подгрупп с простыми и сложными веществами (кислотами), их получение и применение Взаимодействие меди с кислородом, горение железа в кислороде. Знать: получение и химические свойства металлов.
Уметь: Записывать реакции
получения и химические свойства металлов с составлением электронного баланса §24,26,27, упр.с.118, задача 2, 4,5, с. 118 42 Оксиды и гидроксиды металлов Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Уметь: называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. § 29, упр. 16-18, задача 3, (с. 118) 43 Сплавы металлов.
Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного Решение задач Образцы сплавов металлов Знать: названия распространенных сплавов и их состав.
Уметь: решать задачи с применением массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного §28, таблицы 10-12, № 13-15, с.118 44 Обобщение и систематизация знаний по теме Металлы Уметь: применять полученные знания, умения и навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений. Задание по кар
точкам Повторить §19-29, задание в тетради 45 Самостоятельная работа по теме Металлы. «Металлы» Уметь: применять полученные знания для решения контрольных заданий. Тема 6. Неметаллы (8ч) 46 Неметаллы. Неметаллы и их физические свойства. Строение атомов неметаллов. Образцы неметаллов..Знать: понятие « вещества молекулярного и немолекулярного строения».
Уметь: устанавливать причинно – следственные связи между строением и свойствами вещества. § 30, упр. 1-4, задача 2 (с. 138) 47 Окислительно – восстановительные свойства типичных неметаллов. Окислительно – восстановительные свойства неметаллов ( на примере водорода, кислорода, серы) Горение серы, фосфора, возгонка йода Уметь: характеризовать общие химические свойства неметаллов §30, таблицы 16-19, 13 в, с.138, задача 1 48 Общая характеристика подгруппы галогенов.
Водородные соединения неметаллов Водородные соединения неметаллов. Бескислородные кислоты Знать: водородные соединения неметаллов IV-VII(A)-групп, их свойства §32. в11,12 с 138 49 Оксиды неметаллов Оксиды неметаллов, кислородосодержащие кислоты, характерные им. Знать: изменение свойств оксидов элементов в ПС от основным к кислотным.
Уметь: называть изученные вещества, определять принадлежность веществ к различным классам. §31, до с.132, №5,6, 13 б задача 2, с.138 50 Кислородосодержащие кислоты Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов химических соединений. Таблица «Классы неорганических веществ» Знать: названия важнейших кислородосодержащих кислот, их свойства; классификацию неорганических моединений.
Уметь: составлять уравнения реакций с участием кислородосодержащих кислот §31, № 8,9,10, с.138 51 Окислительные свойства азотной и серной кислот. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами и неметаллами; химические свойства азотной кислотыюЗнать: особые свойства концентрированной серной и азотной кислот;
Уметь: записывать уравнения химических реакций в молекулярном , ионном и окислительно – восстановительном виде. §31, задания по карточкам 52 Решение качественных и расчетных задач Лабораторный опыт:
распознавание сульфатов, хлоридов, карбонатов. Знать: качественные реакции на ионы; формулы для решения расчетных задач.
Уметь: выполнять качественный анализ веществ, записывать уравнения качественных реакций. Повторить §30-32, задание в тетради 53 Самостоятельная работа по теме Неметаллы. «Неметаллы» Уметь: применять приобретенные знания, умения, навыки для выполнения контрольных заданий. Тема 7. Химия и жизнь. Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум (14 ч)
54 Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. §34, упражнение на с143 55-56 Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Подг.сообщения. 57 Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Решение экспериментальных задач по неорганической химии. Знать: правила ТБ, качественные реакции.
Уметь: применять полученные знания на практике. С. 144 58-59 Генетическая связь неорганических и органических веществ Генетическая связь неорганических и органических веществ Знать: правила ТБ, генетическую связь между классами неорганических соединений.
Уметь: применять полученные знания на практике. С.144 60 Практическая работа №4
Решение экспериментальных задач по органической химии Решение экспериментальных задач по органической химии. Знать: правила ТБ, качественные реакции классов органических соединений.
Уметь: применять полученные знания на практике. С.144-145 61 Бытовая химическая грамотность. Уметь: применять полученные знания на практике. Чит.П.34. 62 Практическая работа Решение практических расчетных задач №5 Решение практических расчетных задач Знать: формулы для расчетных задач, правила ТБ
Уметь: применять полученные знания на практике. С145 63 Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Экологически грамотного поведения в окружающей среде
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека С145 64 Практическая работа №6 Получение, собирание и распознавание газов – неорганических веществ. Проведение химических реакций при нагревании. Получение, собирание и распознавание газов – неорганических веществ Знать: правила ТБ
Уметь: проводить химический эксперимент, наблюдения. Делать выводы
С 145-146 65 Обобщение и систематизация знаний по темам Металлы, Неметаллы. Уметь: применять полученные знания, умения, навыки при выполнении тренировочных заданий и упражнений. Задачи по карточкам 66 Контрольная работа №2 по темам: «Теоретические основы химии» и «Неорганическая химия». Уметь: применять знания, умения, навыки, полученные при изучении курса 67 Анализ контрольной работы Индивидуальные задания по карточкам 68 Решение расчетных задач разных типов Литература
Учебник «Химия. Основы общей химии. 11 класс.» Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана, рекомендованного Министерством образования и науки РФ, М.: Просвещение, 2009г.
Дополнительная литература –Троегубова Н.П.: Поурочные разработки по химии, 11 класс. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, Г.Е.Рудзитиса - М.: «Вако», 2011 г.
Контрольные и проверочные работы по химии И.Н. Городничева – М.:Аквариум 2007 год.
Химия 10 класс. Поурочные планы. Л.М.Брейгер. – Изд. «Учитель – АСТ».- 1999.
Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 классы – М.:Дрофа, 2001.
Контрольно-измерительные материалы по химии начиная с 2007 года.
Решение задач по химии. Справочник школьника. – М.: «Слово» -1996.
Репетитор. Химия. Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В. – М.: Просвещение, 2000.
Химия в схемах и таблицах для 8-11 классов общеобразовательных школ/ Э.В.Левина – СПб.: Тригон, 2011
Материалы сети Интернет:
www.1september.ru - газета «Химия» - приложение к «1 сентября»
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»