Реферат на тему Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста


Тема: Влияние сказок на развитие творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и совсем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказки, как богатейший материал и «кладезь мудрости» далеко не в полной мере используется для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.
Дети – это удивительные фантазёры, и стоит только им сказать, что бы они что-то придумали, как тут же заработает воображение и ребёнок начинает сочинять, рисовать и т.д. Способность сочинять, придумывать связанно с развитием воображения и мышления.
Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте
Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способностей нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.
Фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления.
Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Старший дошкольный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии.
Воображение ребенка позволяет ему воспринимать как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации.
Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Дошкольник, например, придумывает себе друга – маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.
В сказках значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказке пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием.
Воображение формируется у детей на базе развития восприятия.
Особенности развития воображения и мышления в дошкольном возрасте:
- эти процессы приобретают произвольный характер, предполагая создание замысла.
- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование.
- ребёнок осваивает приемы и средства создания образов.
- воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Воображение и мышление обеспечивает следующую деятельность ребенка:
построение образа конечного результата его деятельности;
создание программы поведения в ситуации неопределенности;
создание образов, заменяющих деятельность;
создание образов описываемых объектов.
Роль сказки в развитии творческого воображения и мышления
Сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
Сказки заставляют детей волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.
Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении сказки должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям.
Сказка особенно побуждает активность ребенка. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли слушателя, им хочется действовать, активно помогать. Есть дети, которые слушая сказку, застывают в напряженной позе. Их захваченность событий не проявляется явно. Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети.
Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким-либо выражением приучают детей мыслить, определять ее значение, находить в нем поучение.
Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна оставаться с детьми на долгие годы, по сути дела, навсегда.
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.
Сказки, как любому явлению искусства присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: во времени, пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д. Искусство в целом, в частности и сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, подключая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональным и этническом мире сказок. Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения сказки и т.д.
Во-вторых, сказке присуще креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образная и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т.д.) способности.
В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию, с нашей точки зрения проявляющуюся в трех основных формах.
Прежде всего, голографичность образных посторенний сказки проявляется в её способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина; макромир, микромир; небесный, земной, подземный миры; неживая, живая природа и человеческое общество) и временном измерениях (прошлое, настоящее, будущее). Эти аспекты пространственно – временного содержания сказок как бы образуют его голографический континуум (универсальность, целостность, многомерную объемность), что созвучно психике ребёнка.
Далее, голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова. Эта способность сказки не только актуализировать все органы чувств человека, но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы . Иначе говоря, сказка как большое локальное образование с конкретным сюжетом и конкретными образами способна отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости т.е. она характеризуется всем тем, что специфично для голографического эффекта.
В-четвертых, выделяется развивающее-терапевтическую функцию сказки. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основание для формирования целого направления – эстетотерапия, т.е. лечение людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца.
В сказке присутствует и функции профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охрана человека от пагубных, носящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию, поэтому целесообразно использовать общее понятие «развивающе-терапевтическая функция». Это соответствует становлению здоровьесберегающего направления, цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждение здорового образа жизни.
Если учитывать, что сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме, то сказкотерапию можно рассматривать как одно из направлений софиотерапии. При этом, если софиотерапия скорее обращена к интеллектуально – рассудочной сфере личности, то сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности.
В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка – это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д.
В-шестых, в исследованиях сказок с позиции литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владения многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью. Внешне данная лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способности к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что эти взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время.

Заключение

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.
Анализ и составление собственной сказки позволяет решить следующие задачи:
Развитие творческого мышления ребёнка.
Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
Развитие фантазии и воображения.
Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.
Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
Педагогу необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы приобщиться к сказке, проявить самостоятельность и творчество.




Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., 1998
Алиева Т. Ребёнок в мире образа // Дошкольное воспитание. – 1996. - №2. – С.68.
Богомовская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1966.
Венгер Л. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. – 1991. - №5. – С.45.
Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1976.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Гурович Л. М. и др. Ребёнок и книга. – СПБ., 1996.
Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой // Дошкольное воспитание. – 1993. - №11. – С.43.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.
Наумчик В.Н. Воспитание творческой личности. – Минск., 1998.
Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - М., 1999.
Фесюкова Л.Б Воспитание сказкой. – Харьков, 1996.
Эмоциональное развитие дошкольника/Под ред. Н.А. Кошелёвой. – М., 1985.



























































13PAGE 15


13PAGE 14215




15