Комплексная программа по профилактике правонарушений, безнадзорности и других негативных явлений социума


Комплексный план
по профилактике правонарушений, безнадзорности
и других негативных явлений социума
Пояснительная записка
Актуальность. Динамизм современной жизни, глубокие и резкие изменения социальных стереотипов предъявляют повышенные требования не только к взрослым, но и детям. Все это обостряет действие таких психотравмирующих социальных факторов, как: неадекватные воспитательные воздействия в семье, искажение ценностных ориентаций, явная и скрытая безнадзорность, появление асоциальных явлений в поведении детей. За этим стоит ряд причин, среди которых: тяжелое экономическое положение семьи в сочетании с асоциальным поведение родителей; конфликты в школе и дома; трудности в социальной адаптации; проблемы со здоровьем; отставание в развитии и т.д.
Особую тревогу вызывает тот факт, что за последние несколько лет увеличилось количество случаев асоциального поведения детей и подростков, увеличилось количество детей, самовольно ушедших из семей, где не обеспечивались минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития, допускающих жестокое обращение с ними. Безнадзорные дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества.
За последние годы на территории Кольского района (по данным статистики) снизилось количество преступлений, совершённых подростками:
2009 2008
Совершено преступлений н/л 21 (3,4 %) 47 (6,2 %)
В группе 10 17
Повторно 2 9
Тяжких 4 17
В алкогольном опьянении 1 0
Несмотря на отсутствие преступлений, совершенных обучающимися ОУ, в классе есть учащиеся, вызывающие тревогу:
- опоздания, пропуски уроков (2 человека)
- пробелы в знаниях (2 человека)
Таким образом, если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер (профилактических, дисциплинарных), появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Он станет проводить свободное время на улице. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
Кроме того, в сентябре месяце проведено анкетирование «Я в современном мире» (Приложение № 3).
Выявлено следующее:
Планирование свободного времени
508030480
Занятость подростков в кружках, секциях
5080142875
Отношение к курению

ЗОЖ
-1397054610
Знание законов
-444531750
Отношение к экстремизму
Экстремизм
-3175159385
-933455760720
ЦЕЛЬ:
1.     Комплексное решение проблем профилактики правонарушений, безнадзорности, наркомании и других негативных явлений социума среди обучающихся класса, защита их прав, социальная адаптация и реабилитация.
 
 
ЗАДАЧИ:
1.     Осуществление мероприятий, содействующих развитию позитивных интересов, развитию социальных навыков детей и привлечение учащихся к досуговой деятельности.
2.     Проведение исследований по проблемам правонарушений, безнадзорности и наркомании (анкетирование, диагностирование и т.д.).
3.     Выявление детей и семей, нуждающихся в социальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической  помощи с привлечением специалистов.
4.     Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
5.     Помощь семье в проблемах, связанных с учебой и воспитанием ребенка.
6.     Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость.
 
Основные направления работы
 
1.     Работа по профилактике неуспеваемости и непосещаемости учащихся.
        Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
             Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Он станет проводить свободное время на рынках, компьютерных клубах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
2.     Организация досуга учащихся.
             Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу – одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
3.     Профилактика злоупотребления ПАВ. Пропаганда здорового образа жизни.
             В настоящее время физическое состояние учащихся по ряду причин вызывает большую тревогу. Плохая экология, недостаточный уровень питания, стесненные жилищные условия, низкий уровень медицинского обслуживания, низкий уровень интереса к собственному здоровью – все это влияет на физическое здоровье детей.
             В начале ХХ1 века злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии.
             За последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью наркотических и психоактивных веществ превратилось в проблему, представляет серьезную угрозу здоровью населения, социальной, экономической сферах, правопорядку.
4.     Правовое воспитание.
             Акцентирование внимания несовершеннолетних и их родителей на правовых вопросах дает мотивацию на ответственность за свои действия.
5.     Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
             Необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь.
6.     Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении - лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни и здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении – это семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и/или содержанию и/или отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Информацию  о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально-опасном положении школа получает из разных источников: от ребенка, учащихся класса, школы, общественности, КДН и ЗП, ОДН ОВД Кольского района, посещение семьи.
7.     Проведение индивидуальной воспитательной работы.
Ожидаемые результаты:
1.     Снижение количества обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам.
2.     Снижение количества детей с пробелами в знаниях.
3.     Максимальный охват несовершеннолетних досуговой деятельностью.
4.     Снижение количества несовершеннолетних детей, склонных к правонарушениям,  безнадзорности, наркомании и другим формам негативного социального поведения.
 
 
План
деятельности по профилактике правонарушений, беспризорности
и других негативных явлений социума
№ п/п Мероприятие Срок Участники Ответственный Отметка о выполнении
Организационные мероприятия
1 Составление социального паспорта класса Сентябрь
ежегодно Классный руководитель 2 Анкетирование «Я в современном мире» Сентябрь
Декабрь
Май Классный руководитель Работа по профилактике неуспеваемости и непосещаемости учащихся
1 Контроль за поведением, успеваемостью и посещаемостью занятий учащимися Ежедневно Классные руководители 2 Совещание при завуче «Успеваемость в классе » 1 раз
в четверть Заместитель директора по УВР
Классные руководители 3 Рейд «Посещаемость» 1 раз
в четверть Заместитель директора по УВР
Дежурный класс 4 Работа по итогам успеваемости, посещаемости Классные руководители
Заместитель директора по УВР Организация досуга учащихся
1 Анкетирование обучающихся «Мир моих увлечений» Сентябрь ежегодно Заместитель директора по УВР 2 Организация внеурочной деятельности согласно анализу анкет. Вовлечение подростков в кружки, секции различной направленности Сентябрь ежегодно Директор
Заместитель директора по УВР
3 Организация летнего оздоровительного отдыха (ЛОЛ, санаторное лечение) Май
ежегодно Директор ОУ
Заместитель директора по УВР 4 Организация летней трудовой бригады Июнь
ежегодно Директор ОУ
Заместитель директора по УВР Профилактика злоупотребления ПАВ. Пропаганда ЗОЖ
1 Проведение и анализ мониторинга распространения вредных привычек среди подростков 2 раза
ежегодно Заместитель директора по УВР 2 Декада «SOS» Декабрь ежегодно Преподаватель – организатор ОБЖ 3 Неделя ЗОЖ Декабрь ежегодно Преподаватель – организатор ОБЖ 4 Классный час «Если хочешь быть здоров…» Согласно плану работы МО классных руководителей Классный руководитель 5 Лекции с приглашением специалистов Согласно плану ОУ Преподаватель – организатор ОБЖ 6 Неделя здоровья Февраль ежегодно Заместитель директора по УВР
Учитель физкультуры 7 Организация горячего питания Сентябрь ежегодно Заместитель директора по УВР 8 Спортивные соревнования Согласно плану ОО, ОУ Учитель физкультуры 9 Акция «Мы выбираем жизнь» Декабрь ежегодно Заместитель директора по УВР
Учитель физкультуры Правовое воспитание
1 Анкетирование обучающихся и анализ ответов по теме: «Знаешь ли ты российское законодательство» Согласно плану работы отдела образования Заместитель директора по УВР 2 Неделя правовых знаний 2 раза
ежегодно Заместитель директора по УВР
Учитель истории 3 Родительское собрание «Знаем ли мы свои права и обязанности» Согласно плану работы ОУ Приглашённый специалист Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации
1 Просмотр презентации «Молодёжные субкультуры» Согласно плану работы ОУ Заместитель директора по УВР 2 Классный час «Истинный патриотизм» Согласно плану работы МО классных руководителей Классные руководители 3 Круглый стол «Патриотизм без экстремизма» Март Классный руководитель Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально – опасном положении
1 Рейд «Семья» 1 раз
в четверть Заместитель директора по УВР
Общественный инспектор по охране прав детства
Классный руководитель