Анализ работы районного методического объединения учителей гуманитарного цикла
АНАЛИЗ
работы районного методического объединения
учителей гуманитарного цикла за 2014/2015 учебный год
Гуманитарное образование становится сегодня одним из главных направлений работы многообразной и развивающей сети учебных заведений. Это требует качественно нового учителя, готового к работе в современных условиях, способного адаптироваться к педагогическим новациям.
Современная школа призвана решать две важные и взаимосвязанные задачи: сохранение здоровья учащихся и повышение качества образования. Их выполнение зависит от эффективной совместной деятельности педагогов и учащихся.
Методическая работа с учителями-филологами в минувшем учебном году была направлена на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей и их компетенций в области учебного предмета и методики преподавания, через изучение требований современности к организации учебного процесса посредством включения их в работу районных МО, курсовую переподготовку в ГОИРО и АПО, оказание методической помощи во время изучения деятельности учреждения образования по повышению качества образовательного процесса, методических выездов. Приоритетной задачей являлась организация совместной работы преподавателей по определению оптимальных путей повышения качества образования. Решались проблемные вопросы в обучении, разрабатывался и накапливался новый практический материал. Уделялось внимание проведению тематического и итогового контроля.
В ряде проблемных вопросов, разобрать которые преподавателям хотелось бы в следующем учебном году на предметных секциях, названы: критерии и методика оценки тестов, подготовка учащихся к ЦТ и олимпиадам, система работы с одарёнными детьми, технологический подход к образовательному процессу и пути его реализации, проблемы возрастных особенностей современных школьников, постановка целей и задач. Выше обозначенное будет учитываться при планировании методической работы, в частности, определения тематической направленности занятий РМО и проблемных групп.
Основная проблема над которой работали учителя района – это внедрение в практику работы современных образовательных технологий, а так же подготовка учащихся к олимпиадам и ЦТ. Анализ нынешней ситуации свидетельствует о недополучении многими учащимися тех знаний и умений, которые формируются учебными программами. Низкая мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность, незначительные достижения в олимпиадном движении. Это обусловлено отсутствием желания для получения более глубоких знаний самими учащимися. Мотивировать учащихся быть более активными на занятиях есть основная задача всех педагогов, с которыми педагогическая служба проводит определенную работу.
Учителя района работали над формированием у учащихся ключевых компетенций, то есть готовности использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни.
Анализ кадрового состава учителей гуманитарного цикла.
Известно, что содержание методической работы районного методического объединения во многом определяется особенностями образовательной ситуации, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов по уровням их квалификации.
Число педагогов по уровню образования и квалификации
№ п/п
Категория учителей
Всего учителей
Имеют образование
Имеют категории
высшее
Среднее специаль
ное
высшую
первую
вторую
без категории
1
Учителя русского языка и литература
42
42
(100%)
-
12
(28,5%)
22
(52%)
8
(19,5%)
-
2
Учителя белорусского языка и литературы
41
41
(100%)
-
15
(36,5%)
21
(51,5%)
5
(12%)
-
3
Учителя английского языка
20
14
(70%)
6
(30%)
1
(5%)
7
(35%)
4
(20%)
8
(40%)
4
Учителя немецкого языка
21
18
(86%)
3
(14%)
5
(24%)
10
(48%)
3
(14%)
3
(14%)
Проанализировав квалификационный уровень педагогов можно сделать вывод, что среди учителей-филологов есть претенденты для сдачи на высшую квалификационною категорию.
В настоящее время проблемой остается то, что не так много учителей подают заявления на повышение своей квалификации. Эта тенденция связана с некоторым усилением предъявляемых требований к аттестующимся учителям, а также с обновлением состава учителей иностранного языка учреждений района, а также с тем, что большинство учителей прошли аттестацию в предыдущие годы.
Проблемой также остаётся недостаточная работа администраций учреждений образования по вовлечению в аттестационные процессы педагогов, имеющих необходимый стаж работы, достижения в профессиональной деятельности для повышения квалификационного уровня.
Одной из задач районного методического объединения в следующем году является разъяснительная работа среди руководителей учреждений образования о необходимости организации системного подхода к аттестации педагогов на протяжении трех лет (межаттестационного периода). Направить деятельность по реализации этой задачи через повышение уровня профессиональной компетентности при повышении квалификации, работу по теме самообразования и участие в методической работе.
В систему работы методического объединения вошло изучение нормативных правовых документов по организации филологического и информационного образования, новинок методической литературы (методические письма, государственный стандарт, учебно-методические комплексы)
Состав учителей по стажу работы
№ п/п
Категория учителей
Всего учителей
По стажу работы
до 5 лет
5-10 лет
10-15 лет
15-20 лет
свыше 20 лет
1
Учителя русского языка и литературы
42
2
3
5
7
25
2
Учителя белорусского языка и литературы
41
1
1
2
3
35
3
Учителя английского языка
20
10
2
3
2
3
4
Учителя немецкого языка
21
8
3
3
5
2
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что наибольшее количество педагогов русского языка и литературы, белорусского языка и литературы имеют стаж работы свыше 20 лет. Большой стаж педагогической деятельности свидетельствует о достаточно высоком профессиональном уровне учителей.
В целом, качественный состав педагогических кадров позволяет совершенствовать систему филологического образования в школах района и качественно организовывать образовательный процесс.
Анализируя стаж работы учителей иностранного языка, мы видим, что в учреждениях образования 50% учителей со стажем работы до 5 лет.
Олимпиады. Среди основных направлений в работе районного методического объединения особое место занимает «способный, одарённый» ребёнок.
Значимым условием успешного развития одарённых детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности.
С целью реализации потенциала особо мотивированных детей, формирования интереса к учебным дисциплинам в районе традиционно проводятся районные этапы республиканской и областной предметных олимпиад.
В 2014/2015 учебном году во втором этапе республиканской олимпиады приняли участие:
№пп.
Предмет
Республиканская олимпиада
Областная олимпиада
1
Белорусский язык
32
71
2
Русский язык
29
58
3
Английский язык
9
26
4
Немецкий язык
116
34
На 3-ем этапе республиканской олимпиады учащийся 9 класса Лельчицкой районной гимназии Игнатовский Александр награжден дипломом 3-ей степени по русскому языку.
Учащаяся 6 класса Лельчицкой СШ №1 Миличенко Алина стала победителем заключительного этапа областной олимпиады по русскому языку и награждена дипломом 1-ой степени. Учащаяся 9 класса Лельчицкой районной гимназии Гавриловец Анна награждена дипломом 3-ей степени за победу в областной олимпиаде по немецкому языку. На заключительном этапе областной олимпиады по белорусскому языку учащаяся 7 класса Лельчицкой районной гимназии Воянец Варвара награждена дипломом 3-ей степени.
Анализируя результаты предметных олимпиад, необходимо отметить невысокую активность участия учреждений образования в районных олимпиадах, а также низкий уровень подготовки учащихся, так как далеко не все работы учащихся, занявших призовые места, отличались высоким качеством, поэтому не набрали необходимых баллов.
Все это повлияло на результативность участия школьников района в олимпиадах по предметам.
Из приведенных данных следует, что районному методическому объединению необходимо направить деятельность учителей на поиск новых форм и методов целенаправленной работы с одаренными детьми, своевременное выявление и оказание поддержки учащимся, проявляющим повышенный интерес к изучению предмета.
Конкурсы. Выявлению талантливых, творчески работающих педагогов, активизации роста их профессионального мастерства способствуют проводимые в районе конкурсы.
Ежегодно проводятся районные конкурсы риторического мастерства «Знай и люби русский язык», «Гавары са мной па-беларуску» «Искусство говорить», литературный конкурс «Сохраним мир вместе», конкурсы чтецов.
Наиболее активное участие в районных конкурсах принимают участие учащиеся Лельчицкой районной гимназии, Лельчицкой СШ №1, Лельчицкой СШ №2, Глушковичской СШ, Симоничской СШ, Стодоличской СШ, Ударненской СШ, Дубровского д/с-СШ, Марковского д/с-БШ, Замошской БШ.
Есть определенные результаты участия учащихся в областных конкурсах (указаны втаблице)
Результат участия учреждений образования Лельчицкого района
в областных, республиканских и международных предметных конкурсах гуманитарного цикла
№пп.
Название конкурса
ФИО участника
Учреждение
образования
Степень диплома
1
Международный литературный конкурс, посвященный памяти писателя К.Симонова и 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков в номинации «Поэзия»
Вересович Виктория Викторовна
Симоничская СШ
Диплом 3-ей степени
2
Областная Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе
Шуканов Антон
Лельчицкая районная гимназия
Диплом 1-ой степени
3
Областная Интернет-олимпиада по русскому языку и литературе
Фицнер Татьяна
Лельчицкая районная гимназия
Диплом 2-ой степени
4
Областной конкурс риторического мастерства «Гавары са мной па-беларуску»
Шур Валерий
Лельчицкая СШ №1
Диплом 1-ой степени
5
Областной конкурс риторического мастерства «Гавары са мной па-беларуску»
Гавриловец Анна
Лельчицкая районная гимназия
Диплом 3-ей степени
6
Областной конкурс риторического мастерства
Астапович Алена
Лельчицкая районная гимназия
Диплом 1-ой степени
7
Областной конкурс риторического мастерства
Тушинский Денис
Лельчицкая районная гимназия
Диплом 3-ей степени
Но несмотря на некоторые положительные тенденции в этом направлении, проблемой остаётся нежелание многих учреждений образования участвовать в конкурсах.
В связи с этим возникает необходимость активизировать работу по привлечению педагогов к участию в конкурсах разного уровня, а также способных учащихся учреждений образования района.
Деятельность районного методического объединения учителей гуманитарного цикла строилась на основе диагностики и имела практическую направленность.
Выявление проблем, наиболее актуальных вопросов деятельности педагогов образовательных учреждений, отслеживание динамики знаний учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса, анкетирование учителей позволило определить круг вопросов, на которые необходимо будет обратить внимание.
Вследствие этого в работу районного методического объединения учителей необходимо будет включить следующие вопросы:
разъяснительная работа среди руководителей учреждений образования о необходимости организации системного подхода к аттестации педагогов на протяжении трех лет;
организация деятельности учителей на поиск новых форм и методов целенаправленной работы с одаренными детьми, своевременное выявление и оказание поддержки учащимся, проявляющим повышенный интерес к изучению предмета;
работа по привлечению педагогов к участию в конкурсах разного уровня, а также способных учащихся учреждений образования района;
организация исследовательской деятельности учащихся на уроках;
информационные технологии как средство повышения мотивации обучения языку и литературе;
подготовка учащихся к итоговой аттестации и централизованному тестированию по белорусскому языку, русскому языку, иностранным языкам;
развитие познавательного интереса учащихся с использованием информационных технологий.
ЗАДАЧИ
Провести разъяснительную работу среди руководителей учреждений образования о необходимости организации системного подхода к аттестации педагогов на протяжении трех лет.
Активизировать деятельность учителей на поиск новых форм и методов целенаправленной работы с одаренными детьми, своевременное выявление и оказание поддержки учащимся, проявляющим повышенный интерес к изучению предмета.
Активизировать работу по привлечению педагогов к участию в конкурсах разного уровня, а также способных учащихся учреждений образования района.
Организация более качественной работы педагогов по подготовке учащихся к итоговой аттестации и централизованному тестированию по белорусскому языку, русскому языку, иностранным языкам.
15