Индивидуальная программа с дисциплины Профессиональная ориентация выпускников на рынке труда
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВА ЛНР
ОСП Славяносербский техникум Луганского национального аграрного университета
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
Индивидуальная программа
По специальности 38.02.04 «Коммерция»
2016
Автор: Анохина О.Н.., преподаватель высшей категории,
ОСП Славяносербский техникум ЛНАУ
Рецензент: Безбатченко И.В., преподаватель высшей категории,
ОСП Славяносербский
техникум ЛНАУ
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта СПО ЛНР по профессии/специальности среднего профессионального образования 38.02.04 «Коммерция»
Рассмотрена и одобрена цикловой комиссией бухгалтеско-экономических дисциплин
Протокол № от «_____»___________2016 г
Председатель комиссии И.В.Медведева
Заместитель директора по
учебной работе С.В.Визир
Пояснительная записка
Программа изучения учебной дисциплины "Профессиональная ориентация выпускников высших учебных заведений на рынке труда" для высших учебных заведений I-II уровней составлена в соответствии с требованиями требованиями ГОС СПО ЛНР , образовательно-профессиональных программ подготовки младших специалистов по специальности 38.02.04 «Коммерция» и предпологает повысить уровень трудоустройства выпускников высших учебных заведений, профессиональной ориентации на рынке труда.
Изучение учебной дисциплины "Профессиональная ориентация выпускников высших учебных заведений на рынке труда " предоставляет студентам необходимых теоретических и практических знаний для дальнейшего трудоустройства, овладение навыками использования различных способов поиска работы, приобретения опыта поиска работы и умение презентовать свои знания, умения и навыки будущему работодателю.
Основными задачами изучения дисциплины "Профессиональная ориентация выпускников высших учебных заведений на рынке труда "является содействие трудоустройству студентов и выпускников учебных заведений, адаптация к современным условиям рынка труда.
Согласно требованиям студенты должны знать:
законодательно-нормативную базу в области трудоустройства выпускников
Вузов;
что такое рынок труда;
особенности определения объекта рынке труда;
основные концепции занятости;
виды и формы занятости;
структуру Государственной службы занятости;
основные документы при приеме и увольнении с работы;
новейшие технологии при поиске работы и др.
Уметь:
составлять разнообразные резюме;
владеть навыками поведения во время собеседования;
представить собственный профессиональный и творческий потенциал и тому подобное.
На изучение учебной дисциплины отводится 54 часа .
Ориентировочный тематический план
Название раздела, темы
Количество часов
всего
Лекции
Практические, семинарские занятия
Самостоятедьное изучение
Введение
1 Законодательные акты и нормативные документы по вопросам трудоустройства выпускников Вузов
4
-
-
4
2 Основнык принципы функционирования рынка труда
10
2
2
6
3.Особенности трудоустройства в современных условиях (техника поиска 0)работы)
20
2
10
8
4. Система профессиональной подготовки специалистов для работы в сельской местности и их трудоустройство
12
1
6
5
5. Правовое регулирование трудовых отношений
8
2
2
4
Всего
54
7
20
27
Тематический план, приведенный в программе, является ориентировочным. С целью оперативного отображения изменений или дополнений разрешено корректировать учебную программу в пределах общего объема времени, отводимого на изучение дисциплины. Изменения, которые вносятся в программу, обсуждаются на заседании цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
3. Вид итогового контроля успеваемости - зачет
4. Средства диагностики успеваемости - индивидуальные, тестовые задания, задания для практических занятий.
Содержание учебных дисциплин
Введение
Задачи, цели и содержание дисциплины, связь с другими дисциплинами. Образование как важная характеристика индивидуального предложения труда. Необходимость, сущность и значение развития инфраструктуры рынка труда. Организации и учреждения, обеспечивающие функционирование рынка труда,
1. Законодательные акты и нормативные документы по вопросам трудоустройства выпускников вузов
Конституционные основы регулирования рынка труда и занятости в ЛНР оны Украины "О занятости населения", "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы", "Кодекс законов о труде Украины". Нормативно-правовая среда, регулирующего рынок труда Украины.
2. Основные принципы функционирования рынка труда
Определение рынка труда. Особенности определения объекта рынке труда Структура рынка труда, его элементы.
Классификация и сегментация рынка труда. Рынок труда как составляющая рыночной системы.
Функции рынка труда и необходимости его регулирования
Задача центров занятости и их структура. Процедура обращения в центры занятости выпускников вузов по трудоустройству. Меры содействия занятости сельского населения. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с целью эффективного использования трудовых ресурсов на селе.
3. Особенности трудоустройства в современных условиях
(техника поиска работы)
Ознакомление с наиболее распространенными подходами к поиску работы: какая именно работа Вам нужна (собственное желание), соответствует ли она Вашему квалификации (личные навыки и умения) и потребностям рынка труда.
Поиски источников вакансий. Понятие "источник вакансий". Определение и поиски различных источников получения информации о вакансиях. Ценность использования этих источников.
Резюме как один из самых эффективных инструментов поиска работы. Цель составления резюме. Правила оформления резюме. Понимание принципов его написания. Техника собеседования с работодателем.
Собеседование - важный этап поиска работы. Виды собеседований.
Планирование и подготовка к прохождению собеседования. Психологические аспекты общения. Отработка ответов на часто задаваемые вопросы собеседования.
Вызов работодателю как эффективное средство получения приглашения на собеседование. Преимущества телефонных звонков в нахождении и обработке потенциальных рабочих мест. Важность подготовки к телефонному разговору с работодателем. Советы по преодолению неуверенности в себе во время телефонного разговора с работодателем.
Определение сущности деловых писем. Принципы построения деловых писем, их структура. Реквизиты. Характеристика деловых писем, общие требования к ним. Виды деловых писем: инициативные, рекомендательные, сопровождающие. Объявления. Требования составления и размещения объявления о поиске работы.
Написание деловых писем.
Первая встреча с работодателем.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1-4
Выполнение практических упражнений по составлению собственного резюме.
Практические упражнения по отработке техники использования источников вакансий на примере трех методов: личные связи, справочник "Желтые страницы", рекламы в газетах (с указанием необходимости отработки нескольких вакансий ежедневно), электронные информационные средства (интернет).
Деловая игра "Собеседование с работодателем относительно возможного трудоустройства". Техника общения по телефону с работодателем.
Отработка навыков написания деловых писем.
4. Система профессиональной подготовки специалистов для работы в сельской местности и их трудоустройства
Особенности подготовки специалистов для работы в сельской местности. Создание собственного предприятия на селе. Предотвращение развития безработицы на селе и меры по созданию рабочих мест в сельской местности.
Меры содействия занятости сельского населения. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов с целью эффективного использования трудовых ресурсов в деревне.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5
Порядок подготовки документации для создания собственного предприятия на селе
5. Правовое регулирование трудовых отношений
Общий порядок принятия на работу и увольнения с работы. Основные документы при приеме на работу. Трудовой договор. Рабочее время работника и время отдыха. Срок испытания при приеме на работу. Права и обязанности молодого специалиста. Нарушение прав работника и способы их защиты. Порядок принятия на государственную службу.
Литратура
Основные источники
1. Конституция ЛНР 2014
2. Закон Украины "О занятости населения" // Ведомости Верховной Рады (ВВР), 1991 -№ 14.-170 с.
5. Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы № 168 (1988г..) Конвенции и рекомендации, принятые Международной организацией труда 1 965 - 1999, Том II, Международное бюро труда, Женева.
7. Васильченко В.С. Государственное регулирование: Учебное. пособие. В.С.. Васильченко. К .: КНЭУ, 2005.-252 с.
8. Волкова А.В. Рынок труда: учебное. пособие. О.В.. Волкова. - М .: Центр учебной литературы, 2007. - 642 с.
9. Гришнова А.А. Человеческий капитал: формирование в системе образования и
профессиональной подготовки. - М .: Т-во "Знание", КОО, 2001. - 254 с.
10. Гришнова А., Тертычная Л. Экономическая природа и значение категории "человеческий капитал" // Украина: аспекты труда. - 2003. - № 7. - С. 33-37.
11. Гуменюк А. Особенности ситуативного и возрастного развития Я- концепции / А. Гуменюк // Психология и общество. - 2005. - № 1. - С. 46 - 62.
12. Занюк С. С. Психология мотивации / С. С. Занюк. - М .: Просвещение, 2002. - 304 с.
Дополнительные источники
13. Молодежь на пороге упавшего жизни / Дмитрук Д.А., Яременко А.А.,
Балакирева О.Н. и др. - Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2004. - 166 с.
14. Осовская Г.В. Управление трудовыми ресурсами: Учебное. посибн. /
В. Осовская. - М .: ЦУЛ, 2008 - 224 с.
15. Социальные проблемы трудоустройства молодежи / А.Н. Балакирева,
А.А. Яременко, О. Глинобитные и др. - М .: Государственный институт проблем семьи и молодежи, 2004.-132 с.
17. Яценко А.Б. Международные рынки ресурсов: навч.посиб. / А.Б. Яценко. -К.: ЦУЛ, 2005. -194 с.
15