Упражнения, направленные на развитие творческого воображения учащихся
Упражнения, направленные на развитие творческого воображения учащихся
И.В. Алексеева, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №5,
г.Тимашевска Краснодарского края
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к успешной дальнейшей жизни. Человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразуя природу, создает предметы, которых в ней нет. Обычно перед материализацией какого – либо замысла строится мысленный его образ. Такое умение и называется воображением. Именно поэтому, воспитание новой современной личности должно быть ориентированно на развитие творческого воображения. Воображение сопряжено со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно включается в восприятие, обогащает новые образы, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Развитию творческого воображения помогают развитые творческие способности – продукт самостоятельного решения вопросов и задач, самостоятельного вскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, это – продукт развития, при котором учитываются интересы, увлечения и страсть, т.е. главные движущие силы.
Чтобы развивалась творческая личность, необходимо сосредоточенность, нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения, ассоциативного мышления, которое питается за счёт тех или иных разнообразных запасов впечатлений и представлений, почерпнутых в окружающей действительности.
Важно формировать творческое воображение в учебной деятельности младших школьников. Ведь именно оно предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в продуктах деятельности.
От уровня развития творческого воображения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников.
Разработанные задания и упражнения, применяемые систематически, развивают творческое воображение учащихся на уроках литературного чтения.
Используя метод иллюстрирования на уроках чтения, нужно иметь ввиду то, что существуют формы иллюстрирования различной сложности, которые необходимо вводить постепенно, начиная от простого к сложному. Первостепенно необходим анализ иллюстраций и картин, включающий в себя работу над иллюстрацией – портретом, анализ группового портрета и сопоставление иллюстрации и текста; а только затем можно использовать словесное рисование со зрительной динамической опорой; графическое рисование отрывка, с последующим выборочным чтением текста, составление диафильма к изучаемому литературному произведению; драматизацию и музыкальное иллюстрирование.
Для развития творческого воображения на уроках литературного чтения, предлагаю те упражнения, использование которых на каждом уроке, в системе, обязательно поможет развитию воссоздающего и творческого воображения на уроках литературного чтения.
I . Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. Для усиления эмоционального восприятия учащимся предложите следующие задания:
Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и т.п.
Найдите в тексте слова, передающие настроение автора;
Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению.
II. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.
Пробуждение воображения и фантазии учащихся необходимо на каждом уроке. Ведь, чтобы развивать воображение школьников, нужна систематическая и кропотливая работа. И данные упражнения помогут в этой деятельности любому учителю.
Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.п.
Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами;
Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?
III. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.
Работа над образным языком очень важна. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу. Именно выразительные средства языка, красоту поэтических выражений должны понимать дети.
Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;
Изменится ли описанный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?
Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;
Найдите эпитет и слово, которое он определяет.
IV. Упражнения, направленные на выражение личностного отношения:
Любому учащемуся нужно чувствовать настроение автора, произведения в целом, уметь высказывать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности. Предлагаю упражнения, которые помогут выражению личностного отношения:
Какие настроения автора вы почувствовали?
Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном;
Выразите возникшее у вас чувство;
Расскажите о своём отношении к воображаемой после прочтения картине.
Каждому учителю необходимо помнить, что важным методическим условием формирования у учащихся творческого и воссоздающего воображения с помощью иллюстрирования является система форм иллюстрирования, расположенных от простого к сложному.
А что же делать, когда ребёнок ещё не ходит в школу? Воображение непременно необходимо развивать и в этом случае. Рассказывайте детям сказки. Но, сказки можно не только рассказывать, их можно сочинять самим вместе с детьми. На сказках можно тренировать воображение, память, сообразительность ребёнка.
Несколько таких способов для тренировки (по мотивам книги Джанни Родари «Грамматика фантазии»):
Детям предлагается перечислить все случаи употребления слова «кирпич», какие они знают или могут вообразить.
Этим тестом можно проверить и сообразительность, и память, и воображение ребёнка. Можно также пофантазировать как использовали бы кирпич те или иные герои сказок. Например, если любимая сказка ребёнка «Золушка», можно спросить: «А как использовала бы кирпич мачеха Золушки?» Может быть, она подперла бы им дверь, чтобы Золушка не могла попасть на бал. А сводные сестры Золушки? Они могли бы колоть кирпичом орехи. А сама Золушка? Поставила бы на кирпич горшок с цветком, чтобы он был поближе к солнцу.
Конечно, вместо «кирпича» может быть любой предмет. Даже тот, который является новым для ребёнка. Увидев что – то новое, ребенок интересуется открытием, и можно использовать это любопытство для развития воображения, пофантазировав, какие еще функции, кроме основной, может выполнять данный предмет.
Чтобы активизировать воображение, Джанни Родари предлагает взять два разных слова и найти способ их соединить [6].
«Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого – на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создавал атмосферу определенного напряжения, сюрприза. Если ребенок писал на виду слово «пёс», то оно уже было особым словом… Повернув доску, мы обнаруживали, предположим слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха… Но «шкаф» в паре с «псом» -это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул…Самый простой способ их сочленить –это прибегнуть к помощи предлога. Таким образом, получится несколько картин:
-пес со шкафом;
-шкаф пса;
-пес на шкафу;
-пес в шкафу и т.д.» [4]
Из соединения двух слов можно придумывать истории. Дж. Родари утверждает, что их таких сочетаний можно получить отличные сказки. Но даже для простой тренировки воображения такой способ может быть очень полезен.
Он призывает задавать наводящие вопросы: для чего два слова –объекта объединились? Что из это вышло? При этом можно обсудить все варианты соединения.
Ещё способ придумать историю –гипотеза. Техника гипотезы проста: «Что было бы, если….?»
*Что было бы , если бы динозавры дожили до наших дней?
*Что было бы , если круглые сутки был только день или только ночь?
При этом, чем сложнее задача, тем интереснее ребенку будет её решать. Дети любят решать «взрослые» задачи. И ещё, пофантазировав на тему отсутствия дня или ночи, вы можете рассказать своему ребенку, что на севере, на самом деле, бывает такое время, когда наступает полярная ночь и т.д.
Можно предложить детям игры:
1). Вырезаются из газет заголовки статей, вырезки тасуются и группируются – получаются сообщения о нелепейших, сенсационных или просто забавных событиях. Например:
-Купол собора святого Петра,
-Раненный ударом кинжала,
-Ограбив кассу, сбежал в Швейцарию.
2). Записочки с вопросами и ответами…
Например,
- Кто это был?
-Где находился?
-Что делал?
-Что сказал?
-Что сказали люди?
-Чем кончилось?
Все по очереди отвечают на вопросы, заворачивая свой ответ, чтобы другие не могли его прочитать.
3). Знаменитая игра: рисунок в несколько рук.
Первый участник делает набросок, второй –добавляет свои детали, третий –меняет направленность рисунка, трансформирует его. Например, первый рисует овал глаза, второй –пририсовывает куриные ноги, третий –вместо головы рисует цветок и т.д.
Родари предлагает «перевирание сказки» и «продолжение сказки». Например,
«-Жила –была девочка, которую звали Желтая Шапочка….
-Не Желтая, а Красная!
-Ах, да, Красная! Так вот позвал ее папа и ….
-Да, нет же не папа, а мама…» и т.д.
«Перевирать» можно также, и добавляя других героев, и наделяя злых героев добрыми качествами, а добрых –злыми, можно придумывать другие окончания сказкам, или продолжения.
Природа щедро наградила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.