Самоанализ открытого урока по теме Первые шаги к вершинам мастерства
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств г.Зеи»
Самоанализ открытого урока по теме
« Первые шаги к вершинам мастерства»
Подготовила: преподаватель
по классу сольного пения
Ткачева Алла Валерьевна.
г.Зея, Амурская область.
2014г.
Самоанализ открытого урока преподавателя по классу сольного пения МБУ ДО «Детская школа искусств г. Зеи» Ткачёвой Аллы Валерьевны.
Урок проведён 28.02.2014г на базе Детской Школы Искусств города Зеи Амурской области, с учащейся Курочкиной Марией (1 класс), в рамках Зонального Методического объединения преподавателей ДШИ и ДМШ г. Зеи, Зейского района.
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Как высоко, как нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Если ребёнок хочет и любит петь, важно помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимы впоследствии. Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная активность мозга.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по сольному пению, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Сольное пение как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.
В ДШИ класс сольного пения - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения учащихся. Однако, все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение. Главной задачей преподавателя по вокалу, является приобщение ребёнка к искусству пения, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства. Как это реализуется на нашем открытом уроке? Я определила следующую тему открытого урока « Первые шаги к вершинам мастерства» Цель урока:
Показ методики преподавания в классе сольного пения в первый год обучения.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление полученных знаний на уроках сольного пения.
2. Совершенствование практических навыков и умений по пройденным темам.
Развивающие:
1. Развитие вокальных, слуховых и музыкально-аналитических навыков.
2. Развитие потребности в обновлении и расширении объёма знаний о предмете.
Воспитательные:
1. Воспитание эмоционального отношения к музыке и музыкальному искусству.
2. Расширение музыкального кругозора учащейся.
СОЛЬНОЕ пение в ДШИ - знаете, а ведь это нонсенс! И в тоже время нет ни вообще людей, ни среди нас сегодня, которые хоть раз в жизни не пробовали петь или просто не любили бы петь. Но, учиться петь сольно нужно начинать лишь тогда, когда сформируется организм. Поэтому вокалом занимаются в старшем возрасте. Но, детство это именно та пора, когда формируется основы будущего здоровья, как физического, так и нравственного. Именно в детстве закладываются основы будущей ЛИЧНОСТИ и музыка самая благоприятная для этого среда!! А голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Я определила семь ступенек для начала познания себя учащимся, своих возможностей и умения владеть своим голосом.
Первый шаг: Открытие – что такое голосовой аппарат?
Второй шаг: Что такое певческое дыхание?
Третий шаг: Что такое вокальная гимнастика?
Четвертый шаг: Выбор репертуара.
Пятый шаг: Работа над песней.
Шестой шаг: Как нужно охранять свой голос?
Седьмой шаг: Первый выход на сцену.
Тип урока: комбинированный. Обобщение и углубление полученных навыков и знаний в первом году обучения сольному пению.
Помимо общих целей и задач, мной были определены частные цели:
Цели педагогические: - через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала. С чего начать? Всё обучение должно строиться на интересе и желании учащегося учиться. Учиться с РАДОСТЬЮ. Музыка это эмоции. Начинать нужно с открытия! Широко раскрытые глаза ребенка с восторгом наблюдают изменяющуюся почти каждое мгновенье лазурную картину неба, в то время, как божья коровка взлетает с руки после нехитрой детской песенки…А воздух пронизан симфонией звуков. Вот свою партию начал соловей, вклинившись в стрекот кузнечика, жужжание шмеля и соло лягушки. А вот и долгожданная кукушка… Сердце замирает в ожидании, как долго она будет вести свой счет? Охваченные непрерывным шелестом изумрудной листвы звуки живой природы очаровывают и завораживают…А это можно спеть? Да, голос это инструмент и им нужно научиться управлять. Из чего состоит голосовой аппарат? Вот на эти вопросы мы ищет ответы на начальном этапе обучения. Учусь вместе со своими учащимися и я. Привлечь внимание современных детей к обучению сольным пением нелегко. Дети быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы наблюдаем снижение эффективности работы преподавателя. Поэтому очень важно уйти от шаблонности и разнообразить свои уроки чем-то новым. Конечно, нельзя увлекаться и превращать каждый урок во что-то необычное, это также может негативно сказаться на учебном процессе. Но, тем не менее, вносить что-то новое необходимо. Нынешний урок можно смело назвать нестандартным. В чем же польза нестандартных уроков? Во-первых, они способствуют повышению интереса обучающихся к предмету. Во-вторых, развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения. В-третьих, нестандартные уроки помогают детям найти контакт с преподавателем, в игре сделать открытия и ответить на вопросы.Знакомство с методикой выдающихся педагогов – вокалистов помогает и мне найти ответы на многочисленные вопросы. Как учить? Как не навредить? Ведь преподаватель – не тот, кто учит, а тот – у кого учатся!» «Учитель пения должен обладать тремя способностями, чтобы слушать, Своих учеников: он должен Слушать их такими, какие они есть, какими могли бы быть и какими Быть должны» - Франческо Ламперти. «Певческий голос – это замок, строившийся в воздухе. Воображение – архитектор этого замка. Нервы осуществляют задуманное. Мускулы – рабочие. Душа его населяет» - Франческо Лампрети. Как объяснить ребёнку о том, что поможет ему петь свободно, легко и полётно? В сущности, постановка голоса вещь простая. Загадка её разрешимости лежит в трёх сферах: хорошее дыхание, сила мускулатур, отсюда власть над движением гортани. Мы начинаем изучение с того, что же такое – Дыхание? Мы не можем не дышать. Без дыхания мы не сможем научиться петь. Но для того чтобы петь нужно ПРАВИЛЬНО дышать. А как?? Вокальная мудрость гласит: «Если эмоции не выражаются через звук, опирающийся на дыхание, то голос стирается». Наш большой помощник дыхательная гимнастика А.Стрельниковой. Новым открытием для учащегося является понятие - ПЕВЧЕСКИЕ навыки. Что это такое? Я обучаю учащихся сольному пению в ДШИ. Это начальный этап познания этого искусства. Необходимо чтобы работа над певческими навыками проходила при осознании учащимися её цели, при понимании роли тех упражнений, которые они выполняют. Я практикую в работе на самом первом этапе обучения, необходимость доводить до сознания детей, для чего поётся данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнят? Для развития акустических и тембровых свойств голоса необходимо развивать мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Новым открытием для учащегося становятся – ГЛАСНЫЕ звуки. Звуки человеческого голоса не что иное, как гласные, подвергающиеся бесчисленным изменениям. От правильного формирования гласных звуков зависит красота тембра. Очень важно с самого начала обучения воспитывать у учащихся ВОКАЛЬНЫЙ слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования каждой из них. Вокальные упражнения следует подбирать исходя из возраста учащихся. На своих уроках я практикую «Артикуляционную гимнастику», «Интонационно-фонетические упражнения». Это упражнения по расслаблению артикуляционного аппарата. Это своеобразная весёлая игра.
Работа педагога в музыкальной школе очень сложна: он имеет дело с учениками самой различной степени одаренности, ему приходится развивать сложнейшие исполнительские навыки, укладываясь в жесткую норму времени занятий. От педагога – музыканта требуется постоянная отзывчивость на художественное содержание музыкальных произведений, над которыми работает ученик, творческий подход к их трактовке и способам овладения их специфическими трудностями. Вот поэтому очень важным этапом освоения певческих навыков является выбор репертуара. Ребёнок должен выбирать с преподавателем те песни, которые ему интересны и полезны для обучения пению. Это ОЧЕНЬ ВАЖНО! Завершающим этапом обучения и итогом работы является публичные выступления учащихся на сцене. Как глубок мир человека. Сколько чувств, переживаний, смятения в человеческом сердце. А внешне все это часто прикрыто бравадой и колючками. И вдруг приходит озарение. Через звуки своего голоса, через любимую мелодию, через пение хора или солиста. И ты начинаешь понимать, что внутренний мир любого человека, будь он ребенок, будь он взрослый, необъятен. Приходя на Землю, человек должен встретить своего Учителя, который увидит этот мир и поможет раскрыть в нем его «Я». В заключении хочу сказать, что талантливость встречается крайне редко. Одаренность же дается каждому при рождении. Ведь одаренность-это не только высокие способности, но и определенная мотивация, воля и система ценностей. Помочь открыть в себе талант к пению трудная, но очень интересная миссия преподавателя!