Планируемые результаты учебных и междисциплинных программ


Рудая Т.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРОКонцепции гуманистической педагогики Эпоха АнтичностиПлатон разработал систему гармонического воспитания детей, своеобразно делая вывод о зависимости процветания государства от физических и нравственных качеств его граждан.Продолжая идеи Платона и Гераклита, Аристотель в понятии «гармония» вновь подчеркивает единство телесного и духовного. Эпоха ВозрожденияНаибольшего расцвета идеи о гармоническом человеке, а следовательно, об особом его воспитании достигли в эпоху Возрождения. Гуманисты обращаются, с одной стороны, к культурному наследию античности (Платон, Аристотель и Эпикур, Цицерон и Сенека, другие греческие и римские мыслители), а с другой - к традициям раннего христианства, которые обогащали античные представления о человеке и мире, морали и воспитании вниманием к духовности, психологии, углубляя намеченный самой жизнью интерес к индивидуальности и самопознанию. Ранние гуманистыВ трудах первых гуманистов эпохи Возрождения (к. XIV - нач. ХУвв.) человек предстает «отблеском божественного света на земле», «богатства души которого неисчерпаемы», поэтому его главная задача - самопознание (Петрарка).Франческо Петрарка, один из первых гуманистов, провозгласивший человека главным объектом познания философии и всех наук, считал самым важным для человека знание о нем самом. Он же предлагал и самопознание как лучший способ познания человека.С позиции антропоцентризма Петрарка видит активную роль человека в его приобщении к духовным ценностям: «...сильно заблуждаются те, кто посвящает время познанию добродетели, а не приобретению ее, и еще больше те, кто познают Бога, а не любят его». Расцвет педагогических идей в ХVвекеРанний гуманизм подготовил расцвет педагогических идей ХVв. (Альберти, Веджо, Верджерио, Мирандолла, Пикколомини, Фичино и др.). Опираясь на христианские представления о душе и душевной деятельности, ранняя гуманистическая педагогика считала необходимым воспитание «добродетели и благочестия» (Альберти).Нравственное воспитание опиралось на субъектные свойства человека: с помощью самопознания он «открывает в себе Божественное» и «собственными силами может подняться к искуплению и очищению (Фичино). Разные взгляды на природу человека (XV в.)Не менее важна и способность к самоопределению: он «может низко пасть и высоко подняться». Человек сам определяет свой выбор, но, только выбрав путь реализации «высшей формы моральной и интеллектуальной жизни», человек полностью реализует свое достоинство (Мирандолла).Однако ученые болонской университетской школы уже утверждали обратное: «человек капля - а мнит себя богом!» Они заложили основы развития естественных наук. Конец XVII в. - XVIII в.В конце XVII в. укрепилась концепция «естественного человека», о ней писал Я. Коменский. Он обращает внимание на то, что силы ребенка требуют поддержки, а не подавления.Последователь Коменского И. Г. Песталоцци понимал воспитание как творчество самого ребенка. Основное внимание он уделял природе детей. В работах Песталоцци есть идеи об активности школьника, которая обеспечивается деятельностью воспитателя.Ж.-Ж. Руссо выдвигал три задачи в воспитании — воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Расцвет российской гуманистической мысли (вторая половина XIX в.) Со второй половины XIX века начинается подлинный расцвет российской гуманистической педагогической мысли. К.Д. Ушинский одним из первых подчеркивает важную роль грамотного психологического подхода к духовному развитию воспитанников. По его словам, душа «живая, вечная, всегда сама готова отвечать на наши вопросы, подвергаться нашим наблюдениям и нашим опытам», а «всякий человек, умеющий заглядывать внутрь самого себя, есть уже готовый курс психологии».Практический опыт ненасильственного обучения ярко описал JI.H. Толстой в статьях, посвященных деятельности яснополянской школы. Благотворное следствие такого подхода проявлялось в том, что у учеников этой школы «с каждым днем... все самостоятельнее и самостоятельнее делаются личности и резче их характеры». Отечественная гуманистическая педагогика (второй половины XIX - начала XX вв.) Целая плеяда видных отечественных ученых, теоретиков и практиков педагогической деятельности второй половины XIX - начала XX вв. (В.Я. Стоюнин, П.Д. Юркевич, П.Ф. Каптерев, Е.А. Покровский, В.П. Острогорский, М.И. Демков, К.П. Яновский, Е.С. Левицкая) обращается к проблемам гуманистического воспитания. Общими усилиями создается новая педагогика, стремящаяся «поставить юношу на путь самоусовершенствования, по которому обязательно идти просвещенному человеку» (Стоюнин В.Я.). Роль самонаблюденияРождается особое педагогическое искусство учить «воспитанника входить в себя». При этом самонаблюдение выделяется как необходимое условие созревания душевной жизни: «когда душа... помнит саму себя, знает свои стремления, не забывает своих целей и обозревает непрестанно свои собственные состояния, сообщая им по силе этого самонаблюдения единство, порядок и равновесие». (Юркевич П.Д). Способность к саморазвитиюА способность к саморазвитию «есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать... Человек начинается с саморазвития... В частности, школа есть не что иное, как применение к детям начал саморазвития» (Каптерев).Не забыт и природосообразный подход: «Учи сообразно природе», - пишет в своем своде правил М.И. Демков. Отечественная педагогика в 20 – 30-е годы ХХ векаОтечественная педагогика предреволюционного периода и первого послеоктябрьского десятилетия (20 - 30-е гг. XX в.) развивала гуманистические традиции (П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, А.П. Болтунов, М.М. Рубинштейн и др.). М.М. Рубинштейн считал важнейшим проявлением личности ее активно-деятельностную природу. Высоко оценивая значение внутренних побуждений, он предлагал организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы «истинным двигателем новой школы стал собственный многосторонний интерес ученика» К.Н. ВентцельДля Вентцеля «личность – это человек, обладающий изначально способностью к творческому развитию… воссоздающий из самого себя все свое внутреннее духовное богатство». Воспитательное воздействие, по Вентцелю, должно стимулировать естественный рост человека, обеспечивая «пробуждение дремлющих в самом ребенке творческих сил…» В.В. ЗеньковскийДля педагогики важно осознание того, что, как считает Зеньковский, основным процессом в жизни человека надо признать не физическую и не психическую сторону в нем, а духовную, которая глубже разделения физического и психического мира и которая носит залог целостности. Изучение различных душевных явлений показывает, что духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке. Духовное развитие в ребенке подчинено определенному ритму в связи с различными возрастами и переменами. Уяснение закономерностей развития духовной жизни и должно быть положено в основу педагогики, поэтому иерархически стоит на первом месте «содействие духовному росту, в котором дан ключ к общему здоровью юной души». Человекоцентрированная концепция К.РоджерсаСогласно человекоцентрированной концепции К.Роджерса, источник и движущие силы развития и личностного роста находятся в самом человеке. Поэтому главная задача обучения состоит в том, чтобы помочь ему понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития. Условия человекоцентрированного (значимого) обучения: наполненность содержания обучения жизненными ситуациями и проблемами учащихся, которые они хотели бы разрешить; «реальность личности учителя», который должен быть конгруэнтным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, откровенно проявлять свои качества во взаимоотношении с учениками; принятие учителем учащегося таким, каков он есть, понимание его чувств, безусловно позитивное отношение учителя к ученику; недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний учащимися; опора на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. Роль учителя — организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению этих тенденций. Концепция личностно-ориентированного образованияВ гуманистической парадигме образования, процесс обучения которой имеет личностно-ориентированную направленность, под развитием понимаются личностные изменения во всех основных сферах личности: в психике, сознании, мышлении, ценностях, потребностях, мотивах, деятельности, поведении и т. д.Как отмечает Е.В.Бондаревская, «интегральный результат развития состоит в возникновении у ребенка качеств самоорганизующегося субъекта учебной и других видов деятельности: осознанности, способности к выбору, активности, самостоятельности, устойчивости по отношению к негативным влияниям и т.д.» Основные принципы личностно-ориентированного процесса обучения Смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся: в активной самостоятельной познавательной деятельности; в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности, объективно соответствующими характеру познавательных задач; в познании своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных именно для данного ученика. Придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентации, что означает: учение для ученика приобретает личностный смысл; ученик сам определяет цели своего учения (содержание, уровень, специализацию); каждый ученик обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм и стиля учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи, передвижения по классу и т.д.; каждый ученик имеет возможность реализовать в учебном процессе потребность в творческой деятельности, т.е. поощряются собственные оригинальные решения, идеи, сочинения, оформления; каждый ученик имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение; ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность ученик берет на себя; ученик осознает свои пробелы и достижения и сам принимает решение и программу самосовершенствования, т.е. корригирование учебного процесса осуществляется на основе рефлексии и саморегуляции. Переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на способы овладения общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, деятельностной культурой. Существенно меняется роль учителя в учебном процессе.Технологично эта роль проявляется в том, что учитель: в первую очередь становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе; осуществляет мотивационное управление учением школьников; основная его деятельность в процессе обучения - оказывать педагогическую помощь и поддержку, создавать ситуации успеха; демонстрирует полное доверие ребенку, веру в его возможности; участвует в групповых формах деятельности равноправным активным сотрудником; откровенно высказывает собственную позицию и т.д.