Статья Правовое воспитание Миф или реальность

Приложение 2.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ:
МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Шимитова Туяна Ивановна
Учитель русского и литературы
МОУ «Могойтуйская» СОШ №1
пгт. Могойтуй, Забайкальский край

Сегодня правовое воспитание признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках какого либо предмета, но и в рамках всего общества, так как его развитие зависит от общего уровня культуры, и правовой в том числе.
Данный вопрос заключает в себе несколько проблем: во-первых, что собственно считать правовой культурой, какие компоненты она содержит, во-вторых, как на практике осуществлять воспитание правовой культуры у школьников, в-третьих, необходимо учитывать специфику профессиональной подготовки учителей, которые должны уметь широко использовать наряду с традиционными методами и приемами активные формы проведения занятий, владеть современными методиками и технологиями обучения.
При решении данных проблем я выделила для себя следующие позиции:    
- «Правовая культура» может быть определена как часть общей культуры человека и включает  знание законов и норм права, внутреннее осознание, целенаправленное стремление по выполнению правовых норм, соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию своих прав и свобод, установленных законодательством.
- Правовая культура формируется в процессе правового воспитания, которое представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.
Приобретению компетенций в социально-правовой сфере способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и ряд других, так как при изучении учебных тем на этих уроках происходит ссылка на законы и нормативные документы.
Правовую культуру (правовое сознание и поведение) детей и подростков нельзя формировать обособленно, исключительно на каком-то отдельном предмете, например, истории. Необходима система её формирования при изучении, прежде всего, обществоведческих дисциплин, которые тесно связаны с внеурочной деятельностью.
Для преодоления проблемы правовой безграмотности разработан проект «Школа правовых знаний», целью которого является создание эффективной системы целенаправленного правового воспитания учащихся в рамках средней общеобразовательной школы.
Проект начал свою работу в -2013 учебном году и рассчитан на 5 лет.
Объект исследования: развитие правовой грамотности у школьников
Предмет исследования: учащиеся 9 – 11 классов
Задачи:
1. Мотивировать участников проекта на практическую деятельность в рамках проблемы через организацию значимой для школьников деятельности – деятельности на основе информационных технологий
2. Развивать у учащихся потребности в здоровом образе жизни путем воспитания умения противостоять вредным привычкам
3. Выявить уровень правовой грамотности на основе разработанных критериев и показателей
4. Разработать методические рекомендации по вопросам правового просвещения и воспитания
Практическая реализация:
1. Ознакомление с правовыми актами государства
2. Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в их выполнения
3. Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке
4. Усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания
Ожидаемые результаты
Личностные:
Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
Заинтересованность не только в личном успехе учащихся, но и в благополучии и процветании своей страны;
Метапредметные:
Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
Умение объяснять явления и процессы правовой действительности;
Способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
Предметные:
Знание ряда ключевых понятий об основных правовых объектах, умение объяснять с опорой на эти понятия социальной действительности;
Умения находить нужную социальную, правовую информацию в отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие и правовые термины и понятия;
Основными направлениями Школы правовых знаний являются:
1. Оформление Уголка правовых знаний.
2. Организация сотрудничества с учреждениями: полиция, комиссия по делам несовершеннолетних.
3. Проводится месячник правовых знаний в октябре месяце каждого года, в рамках которого проводятся разные мероприятия:
А) олимпиада по праву
Б) Турнир знатоков права «Шаги по правовому лабиринту» 10-11 кл.
В) Брейн – ринг «Закон один для всех» 9 кл.
Г) Выставка «Закон о тебе, тебе о законе»
Д) Дискуссионная площадка «Права ребенка»
Е) Ток-шоу «Чтобы достойно жить»
Ж) Конкурс рисунков.
4. Тренинг «Основы правовой культуры» ( 1 раз в полугодие).
5. Тестирование знаний правового характера по итогам каждого года работы.
6. Разработка рекомендаций по созданию системы правового воспитания.
7. Анкетирование учащихся «Право на каждый день» с целью выявления уровня правового сознания.
8. Мониторинг правовых отношений в коллективе, семье, неформальных объединениях.
9. Педагогическое просвещение родителей по правовым вопросам в рамках «Родительской гостиной».
В концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общественных отношений одной из задач школьного образования является обеспечение развития и воспитания у обучающихся законопослушности и сознательно поддерживаемого гражданами правопорядка.
Таким образом, формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.