ДОПОЛНЕНИЕ. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ


ДОПОЛНЕНИЕ. ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Цель урока:
Обобщение сведений о дополнении, известных учащимся по курсу V- VII классов.
Формирование умений определять
а) способы выражения дополнения;
б) роль второстепенных членов в предложении.

Ход урока
Словарная работа.
У доски работают 2 ученика, объясняя правила написания слов.
Положить на стол, постелить скатерть, выбирать книгу, касаться волос, макать в чернила, сравняться в росте, промокать под дождем, приклонить ветку, отрастить косу, стереть написанное, блестеть на солнце, зажигать звезды, отрасль промышленности, слагать стихи, сгореть костру, притвориться глупым, увидеть зарю, выровнять поверхность.
В то время, пока проводится словарная работа, слабым ученикам раздаются карточки со словами на правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением». (4-5- учеников)
Карточка №1 .Карточка №2
Тр..ва, г..ворить,
б..га, вып..сать,
сн..га,отцв..тать,
вел..кан,пок..зать,
цв..тет,осв..щать
выс..ченный, по..вился,
м..лодых,выг..нять
зад..ржало,вр..дить,
вин..ват,нач..ли,
ост..лсязал..вать
(После словарной работы)
- На какие вопросы отвечают зависимые слова в данных словосочетаниях? (На вопросы косвенных падежей).
- А как называется член предложения, который отвечает на эти вопросы? (Дополнение)
Открывается 1 слайд, учитель называет тему урока «Дополнение. Простое и косвенное дополнение». Запись темы в тетрадь.
Слайд №2 Дополнение- это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы падежей (на все вопросы, кроме именительного падежа).
Слово учителя: сегодня мы с вами вспомним о дополнении то, что вы изучали ранее, но помимо этого глубже познакомимся с этим второстепенным членом предложения, узнаем, что дополнение бывает прямым и косвенным, а так же вспомним некоторые разделы русского языка, такие как лексика, фонетика, морфемика, культура речи
Задание №1 (Слайд 3)
Выписать из перечисленных предложений словосочетания:
Облако закрыло солнце;
Дерево роняет листья;
Листопад засыпал аллею;
Ветер гонит тучи;
Дождь смывает следы.
Попутное повторение.
- Обратите внимание на слово «Роняет», не правда ли красивое слово, как оно звучит!
Подберите к слову «роняет» синонимы (Теряет, сбрасывает, скидывает и т.д.)
- Какие красивые звуки в этом слове. Нежное слове, не так ли.
- назвать в этом слове звуки. (Слайд №4)
- сколько в этом слове букв, сколько звуков?
- Почему не совпадает количество букв с количеством звуков (Буква я обозначает два звука.)
- подберите однокоренные слова к слову «роняет» (урон, уронит)
- произведите письменно морфемный разбор этого слова -(рон- -корень, -я- - суффикс, -ет- - окончание, -роня- - основа. )
(определяем часть речи, окончание, основа, корень, приставки, суффиксы )
- Какой способ образования этого слова (Образовано от слова «Ронять» суффиксальный способ образования)
(Слайд №4) Виды дополнений
Дополнение
Прямое дополнениеКосвенное дополнение
Алгоритм (чтобы определить вид дополнения)
Задать вопрос к дополнению
Если В п. без предлога; Все падежи, кроме В.п.и Р.п. без предлога
Если Р.п. без предлога
а) обозначает часть предмета;
б) перед сказуемым отрицание не

Прямое дополнение Косвенное дополнение
(выпить молока, не надел куртку) (положить на стол, взять у сестры)
Закрепление темы
Разделите на две колонки словосочетания. Одни в колонку под названием «Прямое дополнение», другие –в колонку «Косвенное дополнение».
Падать на землю, веет сыростью, закрыть небо, подружиться с листопадом, шуршать листвой, задевать ветку, бродить с корзинкой, идти за грибами, увидеть ежа, наступить на лист, отражаться в луже, взять с собой, подарить маме, взять у природы, не видеть солнца, выпить чаю.
-
-Можно ли по этим словосочетаниям составить текст?
- а что такое текст?
-Как бы вы обозначили тему текста? (Осень) (слайд №8 картина Левитана «Золотая осень»)

Задание: Составить текст – описание по картине, чтобы в каждом предложении были дополнения прямые и косвенные. Подчеркнуть дополнения. Можно использовать словосочетания из предыдущего задания.
5. Подведение итогов, выставление отметок.
- что нового узнали о дополнении?
- какие разделы русского языка повторили?
Домашнее задание : упражнение 78