Конспект урока ИЗО «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. МИР ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ» 1 класс
Конспект урока ИЗО «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. МИР ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ» 1 класс
Цели деятельности педагога: Расширить представления о хохломском промысле, элементах хохломского узора, произведениях декоративно-прикладного искусства; раскрыть содержание терминов «ритм», «орнамент», научить составлять композицию узора, понимать, как учитывается объемная форма предмета при составлении орнамента, приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; создать условия для развития навыков работы с гуашью, воспитания интереса к народному.Наглядно-демонстрационный материал: Изделия с хохломской росписью. Платок. Оборудование: Гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка
Структура урока
Организационный моментПроверяю готовность обучающихся к уроку. (На столе – изделие с хохломской росписью, накрытое платком.)– Можете ли вы догадаться, что мы сегодня будем делать на уроке?
Предмет-подсказка спрятан у меня под платком. Что же это такое? Листочки, ягодки, цветочки,Стебелечек, завиток,Здесь хозяева три цвета:Черный, красный, золотой.Кто привез товар такой?
– Под платком находится изделие из Хохломы.
– Как вы думаете, что будем делать на уроке? - Как выполняются элементы хохломской росписи?Теперь в ваших силах придумать и нарисовать орнамент для какого-либо изделия.II. Изучение нового материалаСловесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Хохломские изделия в современном мире».
Рассмотрите представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства. Распределите их по группам.
– В чем же отличие хохломских изделий от изделий других промыслов? (Они деревянные, у них особый узор, в их узоре три цвета: красный, черный, золотой).
– Изделия хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.
– От древних ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью.
- Оно способствовало и формированию оригинальной техники «золотой окраски» изделий, выделившей хохлому среди других промыслов. Основные принципы хохломской техники «золочения» дерева сохраняются и в наши дни.
- Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются «закалке» в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую.
Элементы хохломского узора. Ритм, орнамент.
Различные виды хохломского орнамента – верховое «травное» письмо, роспись «под фон», «кудрина» – восходят в своих истоках к искусству Древней Руси.
Для травного орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Обратите внимание, как хохломской узор выявляет объемную форму предметов.
– Из каких элементов состоит хохломской узор?(Листочки, ягоды, травка.)
– Если вы были внимательны, то увидели, что элементы узора повторяются. Вот такое повторение называется ритмом. Узор же, составленный путем чередования в определенном ритме элементов, называется орнаментом.Показ с объяснением этапов росписи.
– Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся линии, как бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют «ведущей» или «корнем». Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи: листочки, ягодки, травка, различные цветы, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный главный элемент (например, гроздь рябины, розу и т. п.), вокруг более мелкие – второстепенные детали (травка, отдельные ягоды, листочки). Один из более древних вариантов – «травка» – узор из крупных и мелких травинок, составляющий ведущую и все элементы.
Орнамент, в который кроме травки включены ягоды, листочки, цветы, имеет названия «под ягодку», «под листок». Несмотря на строгие правила, у художника все равно остается большое пространство для фантазии.ФизкультминуткаКто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти? Руки вверх я подниму, влево–вправо разведу. И, как птица, полечу, головою поверчу,А потом присяду, встану и нисколько не устану.Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу. Если надо – побегу, все на свете я смогу!III. Творческая практическая деятельностьОрганизация рабочего места.
Составление композицииКонтролирую действия учащихся в процессе практической работы – правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, корректирую действия, оказываю консультативную помощь. – На ваших столах лежат шаблоны ложек, а вы мастера росписи.- Нарисуйте узор для украшения хохломской ложки, соблюдая этапы росписи Хохломы.
IV. Итог урока.РефлексияОбобщение сведений, оценивание результатов работыОрганизую выставку работ и обсуждение рисунков с целью выявления лучшей работы, а также беседу по вопросам- Что нового узнали на уроке? - Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали? - Как вы оцениваете свой рисунок? -Какое настроение у вас сейчас?
– Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими.
- Что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало долгие годы? (Нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу– Наши руки могут многое.