Буклет на тему «Реализуем ФГОС: соблюдение принципов вариативности, полифункциональности, трансформируемости при организации развивающей предметно-пространственной среды группы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
-247015-90170
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного образовательного учреждения в области формирования математических представлений является создание познавательного интереса ребенка к математике и подготовки к обучению в школе. Обучение элементарным математическим представлениям в условиях ДОУ происходит не только на образовательной деятельности по ФЭМП, но и в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности в уголке занимательной математики.
Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д. Примерное содержание центра занимательной математики в группе старшего дошкольного возраста: 1.-Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени. -Математические развивающие, логические игры, (игры Никитина, рамки-вкладыши Монтессори, Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра, Волшебный круг, Пентамино, Геоконт, Уникуб, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича
-Игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п. Дидактические игры:
— игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
— игры с цифрами, монетами;
— игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»);
— Игры с алгоритмами («Вычислительные машины»).
— Модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
— Календарь, модель календаря.
2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
3.-Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны
4.-Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,
3.-Занимательный материал математического содержания:
— задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.;
— математические загадки;
— математические считалки;
-247015-90170
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
Вариативной, что предполагает:
наличие в группе различных пространств для игры, а также выбор разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Полифункциональной и предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления).
Трансформируемой в пространстве и предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Ученые отмечают, что особую роль в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста играет уголок занимательной математики, который обеспечивает:
-целенаправленное формирование у детей устойчивого интереса к элементарной математической деятельности; - развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в школе; -настойчивость и находчивость, самостоятельность; -воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными , но и требующими умственного напряжения, интеллектуальными играми.
МБДОУ «Д/с №52 «Росинка» Ул.Московская д.44а Тел:5-42-08 mbdoy52@mail.ruМуниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №52 «Росинка» города Димитровграда Ульяновской области»
«Реализуем ФГОС: соблюдение принципов вариативности, полифункциональности, трансформируемости при организации развивающей предметно-пространственной среды группы по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А.Маркушевич)
Автор: Холост Т.П.
2017 год