Конспект занятия по теме Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях

Тема: автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи: 1.упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях, закреплять умение определять наличие и место звука [р] в словах,
упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;
2. развивать целостное восприятие, слуховое внимание и память;
3. воспитывать мотивацию к овладению грамотной речью.

ОБОРУДОВАНИЕ
Разрезная картинка «Автобус»; карточки с цифрами 2 и 3; игрушки или картинки: собачка, клоун, слон, нерпа; предметные картинки: рыба, роза, морковь, воробей, мухомор, телевизор (для определения места звука в слове); три «тумбы» (можно использовать разноцветные кубики); набор «шаров» разноцветные кружки с картинкой на одной стороне; мозаика.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с тобой отправимся на прогулку. А куда именно мы пойдём, ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.
Здесь котята – акробаты,
Здесь и клоуны – котята.
Через голову – кувырк,
Значит, здесь кошачий
(Цирк)
2. Артикуляционная гимнастика.
Нас ждет интересное представление. Но прежде чем идти, нужно дома навести порядок.
Сначала вычистим коврик (упражнение «Качели»).
Постираем и прополоскаем платочки (упражнение «Индюк»).
Повесим платочки на балкон, пусть ветерок их высушит (упражнение «Парус»). Вытрем пыль с полочек (упражнение «Маляр»).
А теперь смело в цирк (упражнение «Барабанщик»).
3. Работа по теме занятия.
Впереди остановка. Собери картинку, и ты узнаешь, на чем мы поедем в цирк.
Ребенок собирает из частей картинки автобус. Так на чем мы поедем? (На автобусе.) Поехали! Р-р-р!
Ребенок громко произносит звук [р].
Вот мы и в цирке. Представление начинается. Выступают дрессированные собачки. Они знают цифры: покажут им цифру, и собачки лают столько же раз.
пра 2 дры 3 рар 2 рар 3 пру 3 бро 2 рор 3 рэр 2
(Логопед произносит слог, а ребенок повторяет соответствующее цифре количество раз.)
На арене выступает клоун: он пытается большие предметы превратить в маленькие. Помоги ему.
Большое ведро, а маленькое ... ведерко.
Большая коробка, а маленькая ... коробочка.
Ребенок образует уменьшительные формы слов: воробей, помидор, картина, карандаш, рубашка.
Во время представления громко играет цирковой оркестр.
Давай посмотрим, какие инструменты в нем есть. Назови такие инструменты, в названии которых есть звук [р]. Предложены следующие картинки: барабан, труба, флейта, пианино, гитара, гармошка, балалайка, рояль.
(Ребенок произносит названия инструментов, а затем перечисляет необходимые.)
Ты правильно выбрал инструменты. Но кто же на них играет? Как называется музыкант, который играет на барабане? (Барабанщик.) На трубе? На гармошке? На чем играет пианист? А что понадобится гитаристу?
(Ребенок отвечает.)
А представление в это время продолжается. На арену выходит дрессированный слон. Ему по команде нужно занять одну из трех тумб. Командой для него служит картинка. Если звук [р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине на вторую, а если в конце слова на третью тумбу.
(Ребенок называет картинку, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.)
Следующее выступление можешь объявить сам: «Следующим номером выступает нерпа!» С чем выступает нерпа? Ответь полным предложением. (Нерпа выступает с разноцветными шарами).
На шарах у нерпы картинки. Тебе нужно эти картинки назвать и составить с ними предложения (картинки: морковь, гитара, ромашка, ерш и др.).
(Ребенок выбирает из набора «шаров» пару и составляет по опорным словам предложение.)
Представление заканчивается. Артисты прощаются со зрителями.
Ра-ра-ра радуется детвора.
Ры-ры-ры шары в руках у детворы.
Ру-ру-ру в цирке тигры, кенгуру.
Ра-ра-ра до свидания, детвора.
Ра-ра-ра артистам отдыхать пора.
Ребенок проговаривает чистоговорки за логопедом.
4. Итог занятия.
Пора возвращаться домой. Скажи, выступления каких артистов тебе понравились? Отвечай предложением. А какой звук ты брал с собой в цирк? Выложи букву р фишками мозаики.
Ребенок выполняет.

15