Урок на тему Обособление согласованных и несогласованных распространенных и нераспространенных определений.
Урок 61. Тема. Обособление согласованных и несогласованных распространенных и нераспространенных определений.
Цель. 1.Обуч. Знать правила обособления определений.
2.Развив. Уметь правильно обособлять определения интонационно и на письме; проводить синонимическую замену обособленных членов.
3.Воспит. Воспитание культуры речи.
Ход урока.
Сообщение темы и цели урока.
Лингвистическая разминка. (Запись на доске.)
- Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.
Рабочие клеят обои.(2) Куда смотришь?(2) Боксеры борются на ринге.(1) Они тяжело дышат.(2) Шхуна терпит бедствие. (2) Травы стелются.(1) Бобры строят хатки.(2) Что ты бормочешь?(1)
Фронтальный опрос.
- Что называется обособлением?
- Чем могут быть выражены обособленные определения?
(прилагательные, причастия, причастные обороты)
Конструирование предложений по схемам. (На доске даны схемы).
Закрепление.
- Поставьте определения после определяемого слова.
Со двора доносились звонкие и веселые детские голоса.
Со двора доносились детские голоса, звонкие и веселые.
Мы ехали по поднимавшейся постепенно в гору дороге.
Мы ехали по дороге, поднимавшейся постепенно в гору.
Ветер гнал по дороге густую коричневую пыль.
Ветер гнал по дороге пыль, густую коричневую.
Лес подходил к самому берегу блестевшей между стволов реки.
Лес подходил к самому берегу реки, блестевшей между стволов.
- Вывод об обособленных определениях.
- Вспомните, какие определения называются однородными, а какие – неоднородными?
- Назовите из записанных предложений определения:
·1 вариант – однородные (звонкие и веселые).
2 вариант – неоднородные (густая коричневая пыль).
- Вспомните виды связи словосочетаний.
согласование
управление
Детские голоса
Голоса детей
Коричневая пыль
Пыль коричневого цвета
- переделайте обособленные определения в необособленные.
Перед нами горы, безмолвные и таинственные. – Перед нами безмолвные и таинственные горы.
Ветер, холодный и резкий, дул с моря целый день. – Холодный и резкий ветер дул с моря целый день.
Стихи, написанные на смерть Пушкина, навлекли гонения на молодого Лермонтова. – Написанные на смерть Пушкина стихи навлекли гонения на молодого Лермонтова.
Предупредительный диктант.
- Подчеркните обособленные члены предложения.
Дальние горы, овеянные синеватой мглой, реяли и расплавлялись у горизонта. Легкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными головками. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень.
Мы миновали небольшую кучку юрт, расположившихся на холме над озером. Зеленый луг опять принес нас в свои молчаливые объятия. Горы на другом берегу уже туманились. Все ближе подступали холмы, разделенные узкими лужками. (В.Короленко)
Подведение итогов. Оценки.
Дом.зад.: упр.299, закончить работу с текстом.