Статья Применение современных информационных технологий на уроках в условиях реализации ФГОС ООН

Применение современных информационных технологий на уроках в условиях реализации ФГОС ООН.
Бутаков Ю.В. учитель информатики
г.Белоярский ХМАО-Югра
Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Ученики ежедневно пропускают через себя огромный поток информации, получаемый из интернет–источников, СМИ, электронных игр, рекламы. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность, наряду с коммуникативной, все более определяет уровень его образованности. Современный мир пронизан потоками различных данных, и учитель уже не является единственным носителем информации. Традиционно детей в начальной школе учат читать, писать и считать. Безусловно, эти требования сохранятся, но для современного ребенка они недостаточны. В контексте задач современного образовательного стандарта ценность овладения учащихся коммуникативными действиями диктуется необходимостью их подготовки к реальному процессу взаимодействия с миром за рамками школьной жизни.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей.  К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика, можно отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих видах работы: работа индивидуальная, в паре, «свободная работа», игра, где знания добываются самостоятельно. 
На уроках информатики можно использовать различные виды электронных ресурсов: информационно-справочные материалы, программные средства обучения и контроля (электронные учебники, электронные уроки, интерактивные тесты). Хотелось бы заметить, что использовать ИКТ возможно не только на уроках информатики, а буквально на любых уроках.
Например, на уроках русского языка задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником, с рабочей тетрадью, с пособиями для самостоятельной работы, в план включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютер фактически играет роль " электронного преподавателя. Машина, работая по заданной программе, осуществляет индивидуальный контроль за уровнем сформированности орфографических навыков у конкретного ученика. Можно предложить следующие задания:  Например: выявление уровня сформированности орфографических навыков по теме: вставьте пропущенные буквы (посв..тить рассказ сыну , посв..тить фонариком) и т.д. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.  Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.
Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:  создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;  увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;  повышает качество обучения;  усиливает интерес к изучению предмета;  рационально распределять время урока;  доходчиво объяснять материал, делать его интересным.  При объяснении нового материала на уроке можно использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.  Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, журнала, книжки-малышки, буклета и т.д. Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.  Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.  Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.  Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвящённые материалу, выходящему за рамки школьных учебников. Использование же компьютерного класса и интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения. Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь результат виден сразу, усвоен материал или нет.  
Так как на сегодняшний день недостаточно УМК с мультимедийными приложениями, учителю необходимо самому создавать недостающие элементы урока. Компьютер при этом будет выполнять следующие функции:
- как тренажер в процессе формирования умений и навыков. 
-как наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности.
- как источник учебной информации.
- как средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль.
   В ходе объяснения и закрепления нового материала на уроках физики кадры должны быть разнообразными, чтобы охватить все моменты познания: алгоритм поиска решения поставленной проблемы, оценивание альтернатив, обнаружение следствий и их значимости в теории и т.д.
Значительно удобнее стало демонстрировать видеоматериалы. В любой момент можно остановить кадр высокого качества для зарисовки или комментария, что было бы затруднительно при использовании видеомагнитофона с низким качеством стоп-кадра. Или отключить звук и дать возможность проанализировать ситуацию ученику. А затем, включив звук, проверить истинность факта. (При изучении темы “Изменение агрегатного состояния вещества” в 8 классе, опираемся на молекулярное строение вещества, которое изучали в 7 классе).
При невозможности проведения “живого” опыта (ввиду его опасности, отсутствия оборудования или специфики условий) появилась возможность осуществить виртуальный эксперимент на компьютерной модели.
Одна из потребностей подростка – познавательная.
При удовлетворении познавательной потребности у учащихся формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительные отношения к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Они испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится делать самостоятельно открытия.
Использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению материала, повышает активность учащихся. А если ученик сам готовит презентацию к уроку, то он изучает дополнительную литературу; анализирует, систематизирует материал. Кроме этого, развивает общие интеллектуальные умения: грамотно излагать материал; аргументировать высказывания; умение слушать и слышать высказывания одноклассников.
Обоснование применения ИКТ как средства изучения предмета.
1. Использование ИКТ как средства наглядности.
2. Использование ИКТ как источника дополнительного материала.
3. Применение ИКТ как средства контроля результатов обучения.
4. Применение ИКТ как средства проведения лабораторных работ.
5. Применение ИКТ как средства экономии времени.
Но использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель любой школьной дисциплины умеет:
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки и т.п.);
- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
- организовать работу с электронным учебником на уроке;
- применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- осуществлять и организовать поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- работать на уроке с материалами web-сайтов;
- разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Применение компьютерных технологий позволяет:  наполнить уроки новым содержанием;  развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;  формировать элементы информационной культуры;  прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;  поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; 
идти в ногу со временем.  Общение с компьютером не должно занимать более1520 минут урока.  Конечно, живое, эмоциональное слово учителя словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером.
Грамотное применение современных компьютерных технологий на уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными.


Заголовок 315