«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
«Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС»
«…появление ИКТ должно
изменить формы и методы
процесса обучения. Они позволяют
учителю перейти от изложения
материала к дискуссии».
А.В.Осин
Автор: Агафонов А.П.
с.Александров –Гай 2017.
Актуальность темы, новизна предлагаемых решений: Проект способствует приобретению необходимого минимума знаний в области применения информационных технологий в урочной и внеурочной деятельности учителей по школьной дисциплине ОБЖ.
Полнота охвата проблемы и глубина проведенного анализа: Проект предусматривает дифференцированный подход в обучении ОБЖ и предназначен для реализации в урочной и внеурочной деятельности учащихся и в целом соответствует требованиям и нормативам ФГОС в данной части образовательного процесса.
Качество используемых исходных данных: В теоретическом отношении проект представляет интерес, как содержащая дидактические и педагогические положения, способствующие повышению эффективности обучения. Методическая разработка раскрывает основные методы, приемы обучения и контроля, а также задачи педагога по обеспечению успеха учащихся в освоении предмета.
4. Практическая направленность: Проект обладает практической значимостью, т.к.
а) Способствует решению задачи программно-методического обеспечения образовательного процесса, в условиях внедрения ФГОС;
б) предназначен для руководства во время урочной и внеурочной деятельности педагогов
в) в проектной работе прогнозируется внедрение в образовательный процесс метода учебных проектов.
5. Формы и методы реализации: Проведение семинаров, круглых столов, докладов, презентаций, практическая реализация в образовательном процессе.
6. Ожидаемые результаты: Повышение качества уровня преподавания предмета ОБЖ.
Для эффективного достижения целей проекта предложены разнообразные формы и методы работы с ИКТ.
7. Особенности выводов и рекомендаций: Изложенное позволяет рекомендовать проектную работу «Использование современных информационных технологий на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС» для внедрения в образовательный процесс преподавании курса ОБЖ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………...3
Цель проекта ……………………………………………………4
Задачи проекта ………………………………………………….4
Стратегия проекта ……………………………………………...4
Ожидаемые результаты ………………………………………..4
Исследовательская часть ………………………………………5
Практическая часть…………………………………………….32
Информационное обеспечение ……………………………….33
Заключение …………………………………………………….35
Список использованной литературы и интернет ресурсов …36
Введение
В настоящее время технология проектной деятельности и информационно-коммуникационная техника становятся ведущими педагогическими технологиямив условиях введения ФГОС, используемыми учителями в школе.
Они расширяют возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придают образовательному процессу диалоговый характер. Использование информационно-коммуникационной и проектной технологии позволило расширить диапазон результатов образования.
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования при введении ФГОС. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ ориентированный на ФГОС. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика.
Применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в общеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения.
Современные средства обучения (компьютеры, телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическое обеспечение) предоставляют возможность интенсифицировать занятия разных форм обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуальное общение с обучаемыми, опирающееся на его модель и базовые знания.
Цель проекта - рассмотреть сущность процесса применения информационных технологий при обучении школьников ОБЖ и внедрение применений ИКТ в преподавании курса ОБЖ в условиях введения ФГОС.
Задачи проекта:1. Подбор и анализ понятий и сущности информационно-коммуникативной технологии (ИКТ);
2. Проанализировать на основе изученных источников особенности применения информационных технологий на уроках ОБЖ в школе;3. Сделать выводы проведенного урока, с использованием ИКТ в школе.
4. Внедрение применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ в рамках введения ФГОС
Стратегия проекта:
Объектом исследования является компьютерные технологии и отдельные программы учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования – применение компьютерных технологий в учебно-педагогической деятельности на уроках ОБЖ для реализации ФГОС.
Ожидаемые результаты:
улучшение качества обучения у ученика на основе использования новых информационных технологий;
изменения в методах и организационных формах работы с учащимися;
готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде;
формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни);
информированность учителей ФК и ОБЖ школы и района в использовании ИКТ ориентированный на ФГОС.
Исследовательская часть
Понятие информационно-коммуникативной технологии
Когда мы говорим об информационных технологиях в сфере образования, то прежде всего имеем в виду применение новейших компьютерных технологий, что весьма условно, так как любую педагогическую технологию справедливо называть информационной по причине взаимообогащения и обновления информации между участниками образовательного процесса. Поэтому в некоторых педагогических учебных пособиях используется термин «новейшие информационные технологии обучения» (НИТО), с акцентом на принципиально новые системы и методы обработки данных и отображения информационного продукта в образовательных целях.
Информационная технология (ИТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации в целях снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Новые информационные технологии обучения (НИТО) - совокупность внедряемых (встраиваемых) в системы организационного управления образованием и в системы обучения принципиально новых систем и методов обработки данных, представляющий собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. Это синтез достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. НИТО подразумевает научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в целях его оптимизации и повышения эффективности, а также обновления материально-технической базы образовательных учреждений.
Толчком для использования НИТО в школьном курсе ОБЖ для учителей послужили следующие обстоятельства.
Во-первых внедрение ФГОС в образовательный процесс
Во- вторых, оснащение школ современным компьютерным, в том числе мультимедийным оборудованием в рамках программы компьютеризации учреждений образования.
Мультимедиа - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.
Мультимедийная технология предоставляет возможность работы со звуковыми и видеофайлами, что открывает новые направления использования компьютерной техники в области обучения. Мультимедиа в обучении ОБЖ способствует появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но поля порождение новых смыслов, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами передачи информации и средствами обучения. Преимущество мультимедийных технологий как средств обучения видятся учителями ОБЖ, как возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, в активизации образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивном взаимодействии, общении в информационно-образовательном пространстве.
В-третьих, возможность повысить квалификацию на курсах для учителей в центрах интернет образования. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении. Пути конкретной реализации этого подхода раскрываются на курсах повышения квалификации работников образования в зависимости от своеобразия изучаемых вопросов и уровнем владения учителями программными средствами.
В-четветых, появление мультимедийных учебников по ОБЖ, а также мультимедийных пособий по отдельным темам курса ОБЖ, возможности создания собственных авторских программно-педагогических средств на основе презентаций разнообразного целевого назначения.
Роль современных информационных технологий в образовании
Использование ИКТ и технологий мультимедиа в образовании способно радикально изменить существующую систему обучения. Организация учебного процесса может стать более инновационной в том смысле, что будут широко применяться аналитические, практические и экспериментальные принципы обучения, которые позволят ориентировать весь процесс обучения каждого отдельного обучающегося.
При применении ИКТ в образовании возникают ряд этических проблем. Во-первых, применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание информационно-ориентированного общества. Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества[4].
Другой этической проблемой возникающей при применении ИКТ в образовании является доступность ИКТ, которая состоит из собственно доступности и комфортности. Повышение доступности было достигнуто, благодаря различным изменениям в компьютерных системах, прежде всего развитию персональных компьютеров и компьютерных сетей. Комфорт достигается применением графического интерфейса и функциональных стандартов.
И, наконец, третьей проблемой, является оценка эффективности ИКТ в образовании, которая включает с одной стороны целесообразность применения технологии, с другой – способы её использования
Система обучения ориентируется на формирование репродуктивных навыков, сводящихся к умению запоминать и воспроизводить информацию. Уникальные возможности новых технологий позволяют развивать умения и навыки более высокого уровня, включающие способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, то есть всему тому, в чем использование ИКТ может быть наиболее эффективным.
В процессе использования преимуществ ИКТ и выгод, которые они несут с собой, у педагогов может произойти изменение взглядов на свою деятельность, причем это изменение не всегда основано на тщательно продуманном выборе.
К современным техническим средствам реализации информационных технологий относятся: персональные компьютеры, локальные и глобальные вычислительные сети, коммуникационные средства, телефонная техника, видеоинформационные системы и др. Технические обеспечения включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Во многом техническое обеспечение образовательного учреждения относится к объективным факторам в реализации ТСО учителем, т.е. учитель не может влиять на благосостояние и развитие материальной базы учреждения (кроме обеспечения сохранности ТСО).
Первые уроки ИКТ учителями ОБЖ сводились в основном в изучению нового материала, они видели их назначение в качестве вспомогательных, используемых на традиционном уроке (набор иллюстраций, дополнительный материал, справочное пособие, тест и т.д.). На уроке демонстрировался в качестве наглядных пособий видеоряд из подобранных диаграмм, схем, кино-, фоно- и фотодокументов. Даже эта форма работы (напоминающая некогда распространенные киноуроки) показала, что использование компьютерных технологий имеет серьезные преимущества перед традиционными формами уроков потому, что обладает большими возможностями предъявления ученикам наглядных, звуковых средств, документальных и справочных материалов, позволяется читать информационное воздействие с не менее важным образным и эмоциональным воздействием на учащихся. Значительно повышается интерес, особенно у слабоуспевающих учеников, к предмету ОБЖ, улучшается качество нового материала. Урок становится насыщенным, более динамичным, интересным и, как следствие, помогает быстрее и глубже усвоить учебную информацию. Снимается проблема дефицита наглядных пособий, физического и морального их устаревания.
Имея в наличии лишь один мультимедийный компьютер в классе, учитель, тем не менее, обладает очень широкими возможностями для реализации различных методических приемов: анализ схем, диаграмм, видеофрагментов, статистических данных, внутрилекционное тестирование, моделирование учебных ситуаций с помощью анимации, звука. Пользуясь возможностями компьютера, он может изменить порядок и структуру урока, исходя из уровня подготовленности класса, дополнить учебный материал событиями своего региона, учебного заведения, образно и наглядно проиллюстрировать отобранный дополнительный материал, в режиме реального времени получить доступ через Интернет к интересующей информации. Наибольший эффект дает использование уже готовых мультимедийных учебников.
В процессе практической работы с их применением выявилось несколько вариантов организации учебной работы на уроке (с учетом содержания учебного материала, количества компьютеров и учащихся в классе).
При наличии одной мультимедийной установки ( или компьютер + проектор) учитель ОБЖ ведет урок по изучению нового материала, используя видеоряд учебника в качестве наглядных пособий.
При наличии нескольких компьютеров применяется:
Комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными вопросами урока или другими материалами мультимедийного учебника;
«диагональная схема» урока, предполагающая дифференцированное обучение: класс разбивается на три или более групп, каждой из которой предоставляется задание на урок, предусматривающее 10-12-минутную самостоятельную работу с компьютером. Пока одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с использованием традиционных учебников;
урок на основе групповой работы. Несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготовленным инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы, по возможности сопровождая его показом иллюстративного ряда;
нетрадиционный урок (урок-конкурс, урок-соревнование) на основе групповой работы. Класс делится на группы, которые выполняют определенные задания, пользуясь компьютером. Количество компьютеров должно соответствовать количеству групп.
При наличии компьютерного класса:
учащиеся на уроке самостоятельно за компьютером изучают новую тему, проходя ее в индивидуальном темпе (предусматривающем дополнительные задания для более успешных). Контроль осуществляется через компьютерное тестирование или составление учеником плана-конспекта и внесения в него ответов на поставленные учителем вопросы. Данный вариант предполагает наличие компьютеров, соответствующих количеству учащихся в классе;
Проводятся лабораторно-практические занятия с использованием материалов мультимедийного учебника на основе индивидуальной самостоятельной или парной работы. Большую часть урока ученики работают с мультимедийным учебником, составляют схемы, таблицы, диаграммы (например, алгоритм действий при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации), выполняют подготовленные задания, результаты работы оформляют, используя различные приложения Microsoft Office. Готовые результаты могут быть распечатаны. Количество компьютеров соответствует количеству учеников, при парной работе в два раза меньше.
Внеурочная учебная и исследовательская работа с применением мультимедийного учебника проводится в процессе:
творческой работы учащихся над рефератом или групповым проектом. В дальнейшем подготовленный иллюстративный материал, совмещенный с рассказом учеников о полученных результатах, предъявляется на презентации;
повторения содержания курса о подготовки к итоговому контролю знаний за год. С помощью тестирования выявляются пробелы в знаниях учащихся, которые им предлагается восполнить самостоятельно: пользуясь мультимедийным учебником, отыскать правильные ответы на вопросы тестов;
организации коррекционной работы на дополнительных занятиях. Просмотр видео лекции, по темам, по которым у учеников недостаточно знаний.
Обеспечение эффективности использования информационных и коммуникационных технологий в преподавании курса ОБЖ связан с систематизацией имеющихся информационных ресурсов, созданием электронных учебных методических комплексов (ЭУМК) и мультимедийных программно-методических комплексов (МПМК) в обучении ОБЖ. Эти комплексы представляют собой совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание дисциплины, а также методик использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов занятий и самостоятельной работы обучаемых.
ЭУМК и МПМК – сложные дидактические системы, функционирование которых поддерживает образовательный процесс средствами ИТО, обеспечивает перспективнее формы организации образовательного процесса, направленные на реализацию учебной программы по предмету.
ЭУМК ориентирован преимущественно на самостоятельное освоение обучающимся учебной информации, представляет собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на электронные носители или доступные через компьютерную сеть.
МПМК представляет собой комплекс материалов, позволяющий учителю оптимизировать образовательный процесс по предмету на основе использования разнообразных ТСО и мультимедиа технологий.
Структура ЭУМК и МПМК может содержать следующие блоки.
Информационно-содержательный блок: в свою очередь включает два под блока:
Информационный – общие сведения об изучаемым курсе или о конкретной теме; сроки изучения данного курса (темы); график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине; формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.); график консультаций.Содержательный:
учебные планы, учебные и рабочие программы;
учебники, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии4развернутые планы семинаров;
список основной о дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы сети Интернет; список тем творческих работ по дисциплине;методические рекомендации по работе с электронными материалами.
Информация, относящаяся к информационно-содержательному (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и сервере сети учебного заведения.
Способы предъявления учебного материала: на основе линейной и нелинейной схем.
В рамках линейной схемы ЭУМК и МПМК предъявляет учебные материалы, последовательная работа с которыми позволяет обучаемому достигнуть необходимого в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта уровня знаний.
Нелинейная схема обеспечивает работу с ЭУМК и МПМК на более высоком уровне, когда обучаемому в зависимости от успешности освоения той или иной темы предлагается дополнительный теоретический материал, к которому он может обратиться для углубленного изучения рассматриваемого вопроса. Кроме того, обучаемому могут быть предложены дополнительные разделы курса, материал которых важен для его профессионального и творческого роста; этот вопрос должен быть изучен педагогом при отборе содержания.
Контрольно-коммуникативной блок включает:
системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
вопросы для текущего самоконтроля;
вопросы к экзаменам;
критерии оценивания.
Другим направлением ИКТ учителями ОБЖ может служить составление авторских программно-педагогических средств в условиях введения ФГОС.
Под педагогическими программными средствами понимается компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым .К программно-педагогическим средствам отнести:
отдельные компьютерные программы с методическими рекомендациями или инструкциями для пользователя;
компьютерный курс – предметно-ориентированное программно-педагогическое средство, охватывающее тему или раздел изучаемого предмета;
компьютерные учебные пособия – предметно-ориентированные интегрированные компьютерные курсы с методическими рекомендациями для пользователя;
программно-методические комплексы – совокупность программных средств, компьютерных курсов, компьютерных учебных пособий, объединенных в комплекс тематическим планом для достижения общей цели, и методическое пособие для работы с ними.
Самостоятельно учителя в основном составляют презентации оригинальных уроков с использованием программы редактора презентаций и тиражируют их для использования коллегами.
При этом презентации могут быть разного назначения ( в зависимости от цели их использования):
презентации-иллюстрации. Применяется для сопровождения рассказа учителя при объяснении нового материала;
презентации-проблематизации. Учебная информация помогает создавать на уроке проблемную ситуацию.
презентации-алгоритмы. Изучаемые явления или действия рассматриваются пошагово с применением приемов анимации.
презентации-контроль. Тесты со звуковым сопровождением (или с помощью символов), сигнализирующим правильность ответа. Кроссворды выводятся на экран с постепенным заполнением: первый слайд – сетка кроссворда с правильным предыдущим ответом и формулировкой второго вопроса и т.д. [17]
Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ
Применение мультимедийной техники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и его участия в процессе обновления образования, формирует компетенции различного уровня как учителя, так и ученика.
В условиях введения ФГОС необходимость применения компьютера на уроке ОБЖ, считается оправданным использование ИКТ, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.
Определяя степень компьютеризации учебного процесса, нужно выбирать необходимость применения ПК или задействовать компьютерный класс, т.е. определять преобладание в ходе урока педагогической системы псевдокомпьютерного обучения или обучения с компьютером (по классификации Беспалько В.П.).
Для удобства, дана следующая таблица 1:
Применение компьютера на уроке
Где
Для чего
Что
Как
На уроке объяснения нового материала, повторения и закрепления
Для демонстрации при объяснении нового материала, для повторения и закрепления старого материала
Обучающие программы, мультимедийные средства
Компьютерный класс или один компьютер и мультимедийный проектор
На уроке объяснения нового материала, повторения и обобщения
Для демонстрации при объяснении нового материала, подведенияк обобщению
Готовые программные средства: показ опытов, моделей, лекций
Один компьютери мультимедийный проектор
На уроке контроля знаний, повторения и закрепления.На этапе первоначального контроля
Для автоматизации процесса и экономии времени обработки данных
Контролирующие и тестирующие программы
Компьютерный класс, соответствующее программное обеспечение
На внеклассных мероприятиях
Для демонстрации материала
Мультимедийные средства
Один компьютер и мультипроекторНа внеклассных мероприятиях
Для развития творческих способностей учащихся
Компьютерные версии интеллектуальных и развивающих игр
Компьютерный класс
Кроме этого, для принятия обоснованного решения по выбору степени компьютеризации учебного процесса, собрано определенные данные об учащихся, о современных методах обучения, о сопутствующих организационных и окружающих факторах, чтобы создать основу для следующей стадии – проектирования урока.
Этап проектирования урока
После анализа данных, полученных на первом этапе, приступить к проектированию урока. Результат работы оформляют в виде плана урока, с чётко прописанным использованием ПК и программного обеспечения. При этом продумывают использование комбинации индивидуального и группового методов обучения и контроля. Также учитываются требования СанПиН 2.2.2.542-96, по которому время работы ученика за дисплеем, не должно превышать в сумме 30 минут. Учитывается результаты психологических тестов класса, по которым устойчивость внимания учащихся не должно превышать 10 минут.
Примерная структура вариантов урока с использованием информационно – компьютерных технологий:
Урок изучения нового материала.
Актуализация знаний;
Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере(используется один компьютер и компакт-диск);
Первоначальное закрепление знаний;
Подведение итогов;
Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Урок повторения пройденного материала.
Актуализация знаний;
Творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);
Рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и мультипроектор);
Подведение итогов;
Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Для проведения такого рода уроков требуется класс с хорошей подготовкой в области информационных технологий.
Урок контроля и проверки знаний
Творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 15 мин;
Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин;
Подведение итогов;
Задание на дом и инструкции по его выполнению.
В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы и схемы урока такова:
Первая группа – творческая работа, вторая группа – тестирование – 15 мин;
Вторая группа – творческая работа, первая группа – тестирование – 15 мин;
Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) – 10 мин.
Однако в практической деятельности преподавателя ОБЖ не всегда можно использовать один из этих вариантов в чистом виде, поскольку в профильных классах на изучение каждой темы отводится один урок.
Чаще всего, используется комбинированный урок, созданный из первого и третьего вариантов.
Проверка выполнения домашнего задания, групповая мягкая рейтинговая оценка;
Закрепление материала прошлого урока и выравнивание знаний – 5 минут;
Актуализация знаний – 3 минуты;
Объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере;(используется один компьютер и презентация или компакт-диск) – 10 – 15 минут;
Первоначальное закрепление знаний – 5 минут;
Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 5 мин;
Подведение итогов;
Задание на дом и инструкции по его выполнению.
Итак, основными этапами всех видов уроков являются: организационный этап, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний и подготовки к усвоению новых знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления новых знаний и этап информирования о домашнем задании и инструктажа по его выполнению.
Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстро убеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множество других дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере и распечатать на принтере задание значительно быстрее и удобнее, чем писать их вручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в память компьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимости содержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ к Интернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезной дополнительной информации.
Компьютер универсален, он - гораздо лучшая "контролирующая машина", чем те, что разрабатывались ранее; при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированного обучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы, калькуляторы и многое другое.
На уроках ОБЖ учащиеся получают знания по чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны (ГО) и т.д.. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющей глубже понять изучаемые явления и процессы.
Выделяют четыре основных дидактических функций компьютера в преподавании ОБЖ:
выполнение тестов, когда учащимся предлагаются ранжированные по трудности задания;
использование мультимедиа – проектора на уроках ОБЖ;
моделирование;
исследование, когда из числа предлагаемых вариантов ученик выбирает, аргументируя, собственное решение.
Конечно, выполнение всех этих функций предполагает большой труд, как учителей, так и инженеров-программистов.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому некоторым ученикам предлагается творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется автор работы.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.
Контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий
В условиях введения ФГОС при внедрении ИКТ учителями ОБЖ обновляются традиционные формы контроля знаний (тесты в виде автоматизированных систем тестирования, доклады и рефераты, интерактивные лабораторные работы, создание законченного программного продукта).
Тестирование. Автоматизированные системы тестирования позволяют наглядно представить процесс контроля, а также получить его результаты в текстовом виде, в виде графиков, диаграмм, как по всей группе, так и по отдельному учащемуся. Заполняя тестовую оболочку, учитель может составить тесты по любому из разделов программного материала.
Текущий контроль. Доклады и рефераты, выполненные с использованием технологии презентаций, дают возможность проверки умения учащихся подобрать материал, проанализировать собранную информацию, сделать выводы и овладеть приемами публичного выступления.
В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности и применение различных видов тестирования.
I уровень обучения - воспроизведение знаний с подсказкой (осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность учителя и ученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обучения установочный тест;
II уровень - воспроизведение знаний по образцу в знакомой ситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний в течение обучения;
III уровень - применение знаний в незнакомой ситуации, без предъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностей обучения; речь идёт уже о применении диагностического теста;
IV уровень - действия, для которых характерна проверка умений и навыков в конце обучения (итоговый тест в режиме экзамена).
Тесты состоят из двух видов, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся.
В тестовых заданиях первого вида требуется установить пропущенный текст – слова, которые заменены многоточием, при этом должно получиться истинное утверждение или правильная формулировка определения, правила.
В тестовых заданиях второго вида – необходимо выбрать правильный ответ из числа предложенных. Второй вид предусматривает применение учебного материала для решения практических задач. Различия применяемых видов действий связаны с характером деятельности по выполнению заданий, отражающих важные проявления результатов обучения.
Тестирование обучающихся можно осуществлять с помощью таких программ, как конструктор тестов, генератор тестов, online тестов. Эти программы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий обучаемых. Программы конструктор тестов и оnline тестов дают возможность учителю создавать и использовать раздаточный материал для каждого учащегося на уроке, облегчая тем самым работу преподавателя. Программа генератор тестов позволяет учителю создавать множество карточек для проведения уроков, затем выпустить готовый материал через принтер.
К основным достоинствам метода тестового контроля знаний следует отнести простоту и демократичность самой процедуры, возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требований преподавателей. Недостатки тоже хорошо известны - высокая формализация процедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основном механическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценка знаний).
Исходя из достоинств и недостатков метода тестирования целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемыми.
Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков очень популярен сегодня в школе. Для проведения такого типа уроков необходимо наличие кабинета информатики, оснащённое компьютерами, так как каждый учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. И поэтому я сама разрабатываю и создаю компьютерные варианты различных тестов и использую их на своих уроках.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на уроках используются различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.
Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
К каждому ученику должен быть индивидуальный подход в соответствии с уровнем его возможностей, а также уровнем подготовки по информатике. Ведь не у каждого ученика есть дома компьютер и интернет. Тесты, составленные с помощью программы «Assistеant» и «Конструктор тестов» позволяют оценить уровень подготовки учащегося сразу после проведения тестирования. Вопросы и ответы в тесте при следующем тестировании постоянно меняются местами. Тестирование проводится быстро, и компьютер беспристрастно оценивает знания учащихся. Тестирование с применением компьютера является одним из путей отхода от формализма в оценке результатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знания должны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявления результата обучения - компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е. соотнесение с определенной шкалой.
При изучении различных тем, когда ученик после знакомства с теорией начинает разбирать тестовые задания. При необходимости он может проверить ответ, или прочитать теорию. Ученик работает в своем темпе, и только освоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обучения представляет собой индивидуальную работу с варьируемой степенью самостоятельности. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере может работать и без учителя.
Очень много практических заданий на уроках ОБЖ можно выполнять совместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий, используемых на уроках можно условно разделить на 6 групп:
1. «Работа с рисунками»
2. «Кроссворд»
3. «Вставьте слово»
4. «Имена»
5. «Соотнесите»
6. «Отметьте».
Конечно, нельзя сказать, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но наблюдения показали, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Они активно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстрее запоминают материал.
Пример организации проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать:
мультимедиа технологии:
презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
раздаточный материал:
тесты (Excel) (Word);
карточки (Word);
кроссворды (Excel);
самостоятельные работы (Word);
контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ:
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем:
мультимедиа технологии:
презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом. Нами они используются на уроках изучения ЧС природного и техногенного характера;
видеофрагменты фильмов. Например, тема «Безопасное питание» - демонстрация фрагмента фильма «Осторожно еда!».
презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), тема «Землетрясения» 7 класс, на экране представлена модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;
слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
компьютерные технологии:
диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты учащегося, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;
схемы (Excel) - составить схему действий при ЧС ;таблицы (Excel ) – «Инфекционные заболевания» .Пример организации закрепления и систематизации знаний:
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа можно использовать:
мультимедиа технологии:
презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). Например, собрать аптечку лекарственных растений. На экране изображения растений. Учащимся необходимо выбрать только лекарственные. С помощью анимации дается правильный вариант ответа.
мобильный класс:
работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint);
выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
Интернет-ресуры:
для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации используются следующие технологии
мультимедиа технологии:
презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях и т.д.
компьютерные технологии:
стенные газеты - используя программу Publisher;
буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word), брошюра «Юбилей светофорика», энциклопедия «Лекарственные и ядовитые растения»;
плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы:
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
оформление портфолио проекта (Word);
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
Пример использования сети Интернет на уроках:
Возможности использования сети Интернет на уроках ОБЖ заключаются в следующем:
Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.
Поиск информации:
Поиск информации в интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
•написание рефератов,
•сбор материала по теме,
•иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного по ведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.Вариант урока с применением классической компьютерной презентации.Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении учителя и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
· активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
· во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
· большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
· учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
В отличие от урока, с использованием одного компьютера с мульти проектором, работа в компьютерном классе с использованием в обучении специальных обучающих программ, позволяет уплотнить работу учащихся и преподавателя.
Рассмотрим применение презентации в преподавании «ОБЖ» на примере урока
Вся презентация состоит из слайдов. Каждый слайд фактически является или графически-текстовой формой конспекта лекции, или заданием, которое учитель и учащиеся должны разобрать в ходе урока. Для визуализации содержания урока используются графические и заложенные в Power Point анимационные возможности. По ходу урока поэтапно выводится необходимый материал на экран и организуется работа класса по усвоению основных вопросов данной темы. В случае использования слайда-задания, организуется обсуждение поставленного вопроса.
Практическая часть
План реализации педагогического проекта:
В течение 2015-2018гг. я ставлю цель - продолжить максимально использовать метод проектов и современные информационные технологии в профессиональной деятельности учителя ОБЖ с использованием не только программ Microsoft Word,MS Excel и Microsoft Publisher, Microsoft Office PowerPoint. но и с помощью интерактивного оборудования.
Представлять педагогический опыт в методической работе школы, РМО учителей ФК и ОБЖ.
Повышать свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации.
2015 - изучение научной, методической литературы и интернет ресурсов по вопросу «Современные информационные технологии на уроках ОБЖ в условиях введения ФГОС»
2015-2018 - внедрение в образовательный процесс учебных проектов с использованием мультимедийного, интерактивного оборудования
2015-2018 – корректировка деятельности и выявление противоречий при внедрении и реализации метода проектов на уроках (анализ деятельности).
2015-2018 - принимать участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок», на научно-практических конференциях в районном отделе образования.
Информационное обеспечение:
Ориентироваться в информации, хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы. Наиболее популярные поисковые системы:
http: // www.yandex.ru – Яндекс;
http: // www.rambler.ru – Rambler;
http: // www.google.com – Google;
http: // www.aport.ru – Апорт.
Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:
http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
методические материалы.
Образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:
http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ - Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
Заключение
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитанИспользование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения в школе.
Проведенный урок с использованием ИКТ заинтересует учеников и у них появится рост познавательного интереса. Проверка контроля уровня знаний с использованием тестовых заданий в ИКТ даст учащимися дополнительную информацию о пройденной теме.
Изучение предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить: эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения.