Проект урока по курсу Истоки Милосердие 3 класс


Урок 21. Тема урока: «Милосердие»

Цель урока: формирование потребности в доброжелательном отношении к окружающим; развитие навыков проявления сострадания и созидания;
помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое милосердие; как милосердие проявляется в делах и словах; поразмышлять о том, что милосердие, благотворительность остаются ценными во все времена.

Задачи урока:
Дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание, благотворительность.
Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности в наше время.
3. Привить школьникам нравственные понятия милосердия, доброты души, искренности, человеколюбия.
4. Перевести данные понятия в убеждения, конкретные действия.
6. Закрепить и развить положительные тенденции в поведении.
7. Создать благоприятные условия для атмосферы доброты, сострадания, созидания в коллективе класса.

Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран
- видеоматериал «Икона Божией матери «Милостивая»;
- учебник


Ход урока.
1.Присоединение
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок.
Я желаю вам на уроке научиться раскрывать свои маленькие сердца для добрых дел. И для начала урока давайте подарим друг другу улыбку.
2.Активное собеседование
И начать этот урок я хотела бы со стихотворения Д. Быковицкого

«Хоть немодным прослыть рискую,

К милосердию всех зову,

Чтоб сумели, смогли боль чужую

Вы прочувствовать, будто свою

- Скажите пожалуйста к чему призывает поэт в этих строках? ( К Милосердию)

- А как вы понимаете слово милосердие?
3. Работа со словарем
(Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия).
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому. Милостливость, мягкосердость».


Милосердие (по Ожегову) готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Милость и сердце
Что значит милость? (добровольный дар, щедрость)

Милость (по Ожегову) доброе, человеколюбивое отношение

-А знаете ли вы, что есть « Икона Божией Матери « Милостивая»

4.Просмотр видеофильма об « Иконе Божией Матери «Милостивой»

Одно из самых красивых слов на свете – это слово милосердие. Это сердце, которое любит, милует и жалеет.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь!


- Можно ли за милосердную помощь брать плату?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

5.Работа в парах
Выберите из этих слов те, которые относятся к милосердию?
(сопереживание, терпимость, равнодушие, чуткость, любовь, жестокость, сочувствие, доброта, безжалостность, уважение, жалость, эгоизм). Поясните свой выбор.


Милосердие обязательно проявляется в делах, т.к. во все времена есть люди сострадательные. Они чувствуют чужое горе и беду как свои собственные.
Без людей сострадательных умножилось бы равнодушие и безразличие к ближнему. Они своим примером показывают милосердие в деле. Мы знаем из истории как богатые сострадательные люди на свои деньги строили больницы или бесплатные столовые, дома для сирот или ремесленные училища. Повсеместно создавали и дома для одиноких престарелых людей – богадельни. Если же у сострадательного человека не было большого богатства, он старался помочь ближнему небольшой суммой денег (милостыней). Добрые дела именовали благом. Поэтому милосердие людей часто называют благотворительностью, а людей – благотворителями.

6. Работа с учебником
Откройте учебник на стр 80. Прочитайте главу «Это поучительно»
Почему земляки до сих пор помнят имя купца Токарева?
(дал денег на строительство ремесленной школы)


Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия». Это они в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

В России орден сестер милосердия организовала Елисавета Федоровна Романовна. Став женой московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича (дяди императора Николая II), она добровольно приняла православие.
В 1904 году после начала русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
Она организовывала детские приюты, больницы.

В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи ( в числе пленников была и Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто сопротивлялся, того расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».
Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом нашли человека с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы. Так она могла откликаться на чужую боль.

-А как мы можем участвовать в делах милосердия?

(Перевести деньги на счет для лечения тяжелобольных детей, собрать игрушки для детей Детского дома, подать милостыню нищему, купить газету благотворительного фонда, приобрести билет на благотворительный концерт и т.д.)



7.Тренинг «Милосердие или » (Работа по группам).
Задание - прочтите сюжет, обсудите ситуацию, есть ли там милосердие, благотворительность или нет?

Заметка из газеты.
Одна женщина - замечательная вышивальщица прочла в газете о мальчике-детдомовце, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через некоторое время она получила 20 писем из этого же детского дома с просьбой послать такие же майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась, вышила ещё 20 маек и отправила их в детский дом. Ребята были счастливы.
Как можно охарактеризовать поступок женщины?


Орёл. (Л. Н. Толстой)
Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел птенцов.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли. Орёл опустился на край гнезда, а орлята подняли свои головы и запищали жалобно, прося корма.
Как поступили люди по отношению к орлу и его птенцам?

Котята. (А. Щелыгин).
Я притащил домой котят, а папа с мамой говорят:
«Нельзя! Неси-ка их назад, здесь не кошачий зоосад!»
Гляжу на крошечных котят: они, наверно, есть хотят!
Они ползут ко мне, скользя, они не знают, что нельзя
И папа с мамой на котят, присев на корточки, глядят.
Вздыхают разом: «Вот беда Ну, если так, тогда, тогда
Пускай живут у нас пока. Налей-ка в блюдце молока!»

Почему родители решили оставить котят?

Персики. (Ушинский К. Д.)
Отец привёз из города 4 персика и отдал их своим сыновьям. Два сына съели свои персики, один - продал, чтобы позже в городе купить целую дюжину, а Эдмунд отнёс свой персик сыну соседа, маленькому Георгу, который лежал в лихорадке. Эдмунд положил персик на постель больного и убежал.
Вечером отец поинтересовался, как распорядились мальчики подарком.
Чей поступок был признан лучшим и почему?

Два путешественника. (Ушинский К.Д.)
Два путешественника шли вместе и остались ночевать в одной гостинице. Ночью в деревне начался пожар. Один стал поспешно одеваться, чтобы идти на помощь, а другой удерживал его, говоря: «Пойдём своей дорогой, какое нам дело до чужих!» Но товарищ не послушался, поспешил к горящему дому и вынес из огня двух детей рыдающей матери. Едва женщина обняла своих детей, как рухнул горевший дом.
Что заставило чужеземца рисковать своей жизнью?

Сестра милосердия. (Камкин А. В.)
Это было более 100 лет тому назад. Шла война. После боя было много раненных. Одним перевязывали раны, других оперировали, а третьих старались не беспокоить - это были смертельно раненные. Почти все были без сознания.
И вдруг послышался слабый голос: «Где я? Все ушли Все бросили» - это на короткое время пришёл в сознание один умирающий. К нему бросилась девушка в белой косынке с красным крестом - сестра милосердия.
«Ну, полно! Кто же тебя бросил? Видят, что тебе лучше, вот и ушли к другим, что потяжелее. А тебя скоро домой отправят, дома выздоровеешь». От этих слов лицо умирающего просветлело. Усталая рука сестры оставалась на его горячем лбу. Она не переставала умирающему улыбаться и долго-долго говорила о его далёкой семье, которая его ждёт - не дождётся.
Слушая эти сердечные слова утешения, солдат снова впал в забытье. Дыхание становилось всё слабее Вскоре он умер с со спокойным лицом и улыбкой на губах.
Помогла ли сестра милосердия умирающему?



Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ! В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно если человек или животное действительно в этом нуждается.


Один мудрец спросил у народа «Скажите пожалуйста а какого цвета милосердие?»
Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.

И заканчивая сегодня наш урок я хочу подарить вам голубя – это один из символов милосердия. Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на голубка и подумайте – «А стоит ли?»
Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие –это бесценный дар.
8.Ресурсный круг
Посоветуйте младшим ребятам, какие милосердные дела надо совершать

Ребята, подумайте и скажите, кому бы вы хотели подарить своего голубя милосердия и почему или Легко ли быть милосердным?









13PAGE 15


13PAGE 14115




#ђ Заголовок 4#ђ Заголовок 5#ђ Заголовок 6#ђ Заголовок 715