Мини-музеи как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ:
«Мини-музеи как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель
Шубина Кристина Вячеславовна
«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».Дорисс Лессинг.
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа – средой.
Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как результат – отсутствие у детей познавательно - исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку.
Мы заметили, что наши воспитанники тоже не остались в стороне от века компьютерных технологий. Всё чаще мы слышим: «Мама приди за мной пораньше, а то я не успею поиграть в компьютер».
Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А многие дошкольники просто не умеют общаться, играть и понимать своего собеседника, предпочитая живому общению одиночество.
С целью формирования познавательно - исследовательских умений детей дошкольного возраста мы стали использовать в своей работе такую форму как мини - музей.
В своей работе мы обратили внимание, что понятия «мини - музей» и «музей» очень близки и их легко спутать. Однако различие между этими понятиями прослеживается уже в определении. Что такое музей? Это отдельное помещение, учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением, показом предметов и документов, характеризующих и отражающих развитие природы и человеческого общества конкретной эпохи и представляющих историческую, научную или художественную ценность. У музея должен быть режим работы, архив, картотеки экспонатов, устав. Следовательно, музей — это форма работы на уровне детского сада. Исходя из определения, музей в ДОО должен располагаться в отдельном помещении и иметь соответствующее оборудование. Но не все дошкольные учреждения имеют свободные помещения для организации музея. Поэтому в своей работе мы использую именно Мини – музеи. Конечно мини – музей не отражает черты Большого музея, которые отличают его от любой тематической выставки: наличие экспонатов, экспозиции, экскурсии, паспорт.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Как известно мини - музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини - музея. Это сложная задача, которуюдолжен решить воспитатель. Мини – музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность.
Обратившись к работе над мини - музеями, мы понимали, что подобная деятельность успешна, прежде всего, тогда, когда дети мотивированы, когда от их интереса возникает проблемная ситуация, в которую они погружаются, при этом проблема должна быть актуальна для участников. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.
Тема для создания мини - музея может быть предложена детьми или взрослыми.
Важно, однако, соблюдать баланс инициатив взрослых и детей. Более успешным будет мини - музей, предложенный детьми и основанный на их интересах. При выборе тематики мини - музея мы ориентировались на следующие критерии:
Доступность;
Социальная направленность;
Воспитательная направленность;
Научность;
Соответствие возрастным особенностям;
Интегративность;
Ориентация на «зону ближайшего развития».
Открытие мини - музея это как самостоятельная, так и коллективная творческаяработа.
Создавая мини – музеи мы ориентируемся:
на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;
применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).
Основываясь на выше перечисленных доводах, мы решили, а почему бы и нам не создать мини - музеи в нашем детском саду, исходя из интересов наших детей.
Цель мини -музеев: формирование познавательно – исследовательских умений детей дошкольного возраста средствами создания мини – музея.
Задачи:
1. Обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОО.
2. Создание единой системы воспитательной работы с детьми, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога, ребенка и родителей.
3. Сформировать у дошкольников представления о музее.
4. Создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность;
5. Способствовать формированию интереса к ценностям, уважение и бережное отношение к ним.
6. Заинтересовать родителей в создании мини-музея;
7. Стимулировать саморазвитие педагогов, поделиться с ними своим опытом работы.
Назначение, оформление и содержание каждого мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Решая проблему свободных помещений для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, а можно сделать и мобильные, переносные мини-музеи и т.п.
Каждый мини – музей — это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. Мини-музеи в детском саду дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В нашей детском саду «Буратино» открылись следующие мини – музеи:
«Очумелые ручки»
Цель: развитие творческих способностей детей, сплочение родителей и педагогов, налаживание между взрослыми и детьми взаимопонимания сотрудничества.
Задачи мини-музея: 1.    Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. 2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. 3.    Формирование у дошкольников представления о музее. 4.  Расширение кругозора дошкольников. 5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Важная особенность мини-музея — участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они учавствовали в обсуждении его тематики, приносили из дома экспонаты.      В  настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи  постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.  
Мини музей «Музей глиняной посуды»
Цель:
познакомить дошкольников с разнообразием глиняной посуды, способами изготовления этой посуды, её назначением, свойствами посуды, сделанной из глины;
познакомить детей с профессиями людей, работающих с глиной;
Задачи:
формировать знания детей о назначении музеев,
вызывать желание принять участие в пополнении экспонатов музея;
сформировать умение различать виды посуды по её внешним признакам;
расширить и углубить представления детей о посуде (из какого материала изготавливается — глина);
вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному отношению к ним; уважение к труду людей их создающих;
содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру;
развивать творческое воображение, мышление, умение понимать и выполнять словесные инструкции педагога.
В создании музея активное участие принимали дети и их родители. По просьбе воспитателя родители с удовольствием приносили посуду из дома, спрашивали у бабушек, дедушек , доставали из сундуков.
В коллекции музея представлена посуда разного назначения (кувшины, кринки, горшочки, чайники, кружки, чашки…). Есть в музее подборка детской литературы: потешки , загадки, стихотворения... В итоге получился очень интересный, и привлекательный мини-музей глиняной посуды. Наш мини-музей посещали ребята и педагоги с других групп, сотрудники нашего детского сада. Дети узнали историю возникновения глиняной посуды, пользу ее применения, профессии людей, которые изготавливали посуду.
Мини- музей «Музей народного творчества»
Цель: расширять и углублять знания детей о русском народном промысле. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров
Национальную гордость за труды русского народа. Создать условия для развития детского творчества на основе полученных знаний.
Задачи:
Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.  
Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
Прививать интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.
Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
Мини-музей был создан так же с помощью детей и их родителей, которые принимали активное участие в создании музея.
Детям разрешается рассмотреть вблизи игрушку, поделки, картины – они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал. Организация занятий в мини-музее предполагает и различные вспомогательные средства. Загадки, стихи, пословицы, поговорки про экспонаты музея, помогают по-другому сформировать интерес и донести до детей материал доступно. В основе инновационной работы нашего коллектива – глубокое убеждение в том, что ребёнок должен быть с раннего детства погружён в мир красоты и добра, окружающий мир должен быть наполнен, пропитан этим. Тогда культура естественным образом формирует сознание ребёнка, как бы «прорастает» в нём и становиться потребностью. И в школьном возрасте посещение музеев, выставок будет вызывать у него интерес, так как он вырос в атмосфере творчества.
Проделанная нами работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативных и других базовых качеств личности.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, в результате чего улучшаются партнёрские отношения с родителями, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.