Статья О некоторых проблемах преподавания русского языка в полиэтнической среде


О некоторых проблемах преподавания русского языка в полиэтнической среде.
(из опыта работы с обучающимися цыганской национальности)
На территории поселка Плеханово под Тулой проживает самая большая этническая группа цыган - котляры. Обычаи и традиции данного народа уходят в далекое прошлое.
Долгое время проблеме образования детей, говорящих дома на родном языке, но обучающихся в русских школах, уделялось недостаточно внимания.
Цыганские дети приходят в МБОУ «Центр образования №28» из начальной школы, расположенной в таборе. Так как цыганский язык является для них родным, а русский язык вторым иностранным, возникает проблема преподавания русского языка таким учащимся.
В нашем центре для детей цыганской национальности созданы три класса. Большинство детей из многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Многие родители сами неграмотные. Учителя нашего центра сталкиваются с трудностями в работе с данным контингентом обучающихся.
Работа с детьми цыганской национальности усложняется тем, что учителя русского языка, владея преподаваемым предметом, не знают языка цыганских школьников.
Вследствие этого возникает проблема возможностей и целесообразности преподавания русского языка таким учащимся без учета особенностей их родного языка. В этой связи преподавание русского языка становится необычайно сложным в условиях типовой российской школы.
Цыганские дети, обучаясь у нас, должны к моменту окончания школы продемонстрировать знания в соответствии с российским образовательным стандартом. При этом методика обучения не предполагает наличия в классе детей, не владеющих русским языком. Но большинство обучающихся так и не заканчивают школу. Это объясняется тем, что многие родители, не получившие сами даже начального образования, не ставят учебу своих детей на первое место. Они часто «оставляют» их дома помогать по хозяйству. Девочки сидят с младшими детьми, а мальчики помогают отцам по строительству. Проконтролировать выполнение домашнего задания родители также не могут из-за своей неграмотности.
Следующая проблема преподавания русского языка в таких классах заключается в том, что дети-цыгане плохо читают, у них бедный лексический запас, они не могут пересказывать текст. Перед нами стоит проблема дополнять программный материал. Дополнительно приходится использовать словообразовательные упражнения :
образовать от данных существительных прилагательные /от данных глаголов существительные, найти корень и подобрать однокоренные слова);
упражнения на включение данного слова в словосочетание (подобрать к данному существительному прилагательное, к данному глаголу существительное по образцу:
Писать – что? ___________________
Рисовать – чем?___________________
Теряя навыки в сфере родного языка,цыганские дети не приобретают их в сфере русского.Они могут определять грамматические признаки (падеж, вид, время и так далее), находить главные и второстепенные члены предложения, но не умеют конструировать предложения,не могут составить свой собственный текст.
Следующая трудность у детей связана с категорией рода имен существительных:
- определение рода имени существительного;
- согласование в роде и числе существительного с прилагательным, существительного с местоимением.
Нам приходится корректировать, а иногда и сформировывать навыки цыганских детей в области орфоэпии, морфологии, не говоря уже об орфографии и синтаксисе.
Несмотря на проблемы преподавания русского языка в полиэтнической среде, хочется быть уверенным, что цыганский родители будут заинтересованы в получении их детьми качественного образования.