Конспект «Повышение мотивации учащихся через использование русских национальных традиций на уроках технологии».
Муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная коррекционная общеобразовательная школа № 34 VII вида»
Конспект мастер-класса
«Повышение мотивации учащихся через использование русских национальных традиций на уроках технологии».
подготовила
учитель технологии
Семенова Вера Ивановна
Г. Озёрск
2013
Мастер-класс
Тема: «Повышение мотивации учащихся через использование русских национальных традиций на уроках технологии».
Цель: знакомство со способами повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи: раскрыть особенности методики повышения мотивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках технологии;
Познакомить с приёмами повышения интереса к учебному материалу: «Удивляй!», «Отсроченная отгадка!», «Практичность теории»;
Познакомить с технологией изготовления народной игрушки.
Оборудование: Экран, проектор, слайд-презентация, выставка кукол, материалы для изготовления кукол.
Слайд №1.
Звучит музыка. Выход учителя.
Рос дуб. Макушка дерева высоко поднялась над корнем, но никогда о нём не забывала, ведь именно от корня она получала жизненные соки и силы. Жило, не тужило это дерево сто лет, пока один глупый молодой росток не сказал:»Да зачем мне эти старые сухие корни, я молод и свеж! Не хочу питать их своей юной силой! Пусть их подрубят!» Эти слова услышал дровосек и подрубил корни.
Нет и молодых ростков, нет сегодня этого дуба, а ведь он мог стоять и по сей день.
Давайте не забывать о своих корнях.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Вера Ивановна Семёнова. Я – учитель технологии I квалификационной категории. Проработав более тридцати лет в нашей замечательной школе № 34, у меня накопился определённый опыт, с которым я сегодня хотела бы вас познакомить.
Тема моего мастер-класса «Повышение мотивации учащихся через использование русских национальных традиций на уроках технологии», и я не случайно начала его с притчи о дубе. На своих уроках большую роль я отвожу изуче6нию традиций народов, населяющих Россию, потому что известно: наибольших успехов дети достигают в школьных дисциплинах, которые ими любимы и интересны им. Чем же я могу удивить и заинтересовать школьников, разбирающихся в новинках техники лучше меня, быстрее и легче осваивающих всё новое? Стариной! Народная культура – древняя первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений.
Современные дети растут иностранцами. Вся страна отмечает День Святого Валентина как национальный праздник, а Дед Мороз потихоньку трансформируется в Санта-Клауса. А как жили наши предки, что ели, пили, во что одевались, какие традиции и обычаи соблюдали, какие праздники отмечали? Наши знания об этом поверхностны.
Когда я начинала свою педагогическую деятельность, предмет «домоводство» был одним из любимых у детей. От желающих заниматься в кружках не было отбоя. Девочки с удовольствием учились вышивать, вязать, шили себе наряды. С наполнением рынка товарами картина поменялась: «Зачем сидеть с иголкой, когда всё можно купить?»
Успешному усвоению курса технологии в большой степени препятствуют такие особенности наших детей, как сниженная познавательная активность, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершенствования трудового процесса, неумение планировать свою деятельность. У наших детей через 15-20 минут от начала урока наступает усталость, интерес к занятиям пропадает, объём и темп работы ниже, чем у детей массовых школ, поэтому помимо развития выше перечисленных функций, наши дети нуждаются в развитии мотивации.
Одним из приёмов, которые я использую на своих уроках для повышения мотивации, является пробуждение любопытства, интереса к теме урока. И сейчас я вам покажу, как я это делаю.
Слайд № 2
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Формула: найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
6 класс, раздел «Кулинария», тема «Приготовление блюд из круп».
Дети вспоминают названия известных им каш: манная, гречневая, овсяная и др. Я сообщаю, что каши могут быть «необыкновенными». В 1841г. для людей «с изысканным» вкусом в российском журнале «Эконом» был приведён рецепт каши из лепестков роз.
Вопрос к зрителям мастер-класса.
А верите ли вы в существование «жемчужной» каши?
Слайд №3
Ответ: перловая каша.
Слайд №4
Любимая каша Петра I – ячневая.
Слайд №5
Формула: введение в теорию осуществляется через практическую задачу, полезность решения которой очевидна участникам.
Давайте сейчас перенесёмся в 17 век. Российская деревня, лето, страда. Крестьянские дети взрослели очень быстро и начинали помогать родителям по хозяйству. Девочке 5-6 лет предстоит впервые самостоятельно сварить кашу, чтобы затем её отнести родителям на обед в поле. Читать, писать никто не умел.
Вопрос к зрителям мастер-класса.
Как матери помочь дочери, чтобы та не напутала с пропорциями воды и крупы? Да чтобы каша «не убежала» из горшка, как в рассказе Н.Н.Носова «Мишкина каша».
Заслушиваются ответы зрителей.
Слайд № 6
История хранит память об оригинальной кукле-каше, другое название – Помощница, которую дарили девочке вместе с глиняным горшком и пожеланием успехов в освоении азов кулинарного мастерства. Особый секрет в неукоснительном соблюдении пропорциональности. Чтобы сварить не только вкусную, но и «правильную» кашу, нужно следовать неписанной инструкции: по ножку – крупа, по пояс – вода, по шейку – кащка. Кукла прекрасно справлялась с отведённой ей ролью. По сути это была шпаргалка.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание детей «здесь и сейчас», но и удерживает их интерес в течении длительного отрезка времени. Добиться этого помогает приём «отсроченной отгадки», который я использую на своих уроках.
Слайд № 7
Формула: вначале урока даётся загадка или удивительный факт, отгадка к которой (ключик понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
6 класс, раздел «Кулинария», тема «Приготовление блюд из круп».
В начале урока я сообщаю детям один интересный исторический факт.
Слайд № 8
Это случилось как раз после Наполеоновской кампании: с визитом вежливости дом отставного майора Оренбургского драгунского полка: Георгия Владимировича Юрисовского посетил знатный сосед, граф, министр финансов России, портрет которого вы видите на слайде. И вот, что интересно: в ходе этого визита граф не только простил хозяину весь его долг, но вдобавок за такую же сумму выкупил крепостного Захара Кузьмина вместе с женой и детьми. Любитель путешествий граф и по заграницам брал с собой Кузьмина, «дабы изумить немцев». Никогда в жизни граф не пожалел о своём приобретении, а его имя благодаря этому вошло в историю.
Вопрос к зрителям мастер-класса.
Назовите фамилию этого сиятельного вельможи? Почему за простого крепостного граф заплатил такие огромные деньги?
Заслушиваются ответы зрителей.
Слайд № 9
(Знатным соседом был граф Дмитрий Иванович Гурьев. И именно его повар изобрёл гурьевскую кашу. А для своего нового хозяина Захар Кузьмин изобрёл скороспелые гурьевские блины)Слайд № 10
Слайд № 11
Формула: загадку или удивительный факт можно дать в конце урока, чтобы начать с неё следующий.
В конце одного из уроков я детям, в качестве домашнего задания, предлагаю подумать над следующей загадкой:
Зачем в Волынской губернии крестьяне накануне Рождества за ужиной последнюю ложку кутьи бросали в потолок?Заслушиваются ответы зрителей.
(Крестьяне накануне Рождества за ужиной последнюю ложку кутьи бросали в потолок для того, чтобы по количеству прилипшей каши определить, будет ли урожайным новый год.)
Слайд № 12
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. В зависимости от того, для чего предназначалась кукла, её вид и способ изготовления были различными. Применялись в основном природные материалы: солома, дерево, лоза, трава, ткани, зерно и другие материалы. Как правило куклы не имели лица. Моим девочкам очень хочется нарисовать своим куклам лица, так привычнее. Я им объясняю: безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в них и творить зло: безглазая – не сглазит; безротая – не оговорит. Она также не может быть чьим-либо двойником и никто не сможет причинить зло живому человеку. Куклы-обереги изготавливали без применения ножниц и игл, чтобы жизнь у ребёнка не была «колотая и резанная».
Слайд № 13
Сегодня мы изготовим куклу Крупеничку. Эта кукла обережная. Делали её после сбора урожая. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. Всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. После уборочной страды куклу-мешочек вновь наполняли отборным зерном нового урожая. Поставленная в избе повыше, над головами, часто в красном углу рядом с иконами, она следила за тем, чтобы урожай хорошо хранился, а в доме было сытно и богато.
Слайд № 14, 15
Практическая часть по изготовлению куклы.
Уважаемые коллеги, вы сегодня стали настоящими мастерами-кукольниками. Давайте поаплодируем друг другу. Спасибо за сотрудничество!
Слайд № 16
Пока дети были маленькие, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Известен факт, что в старину государства на время прекращали войны, чтобы пропустить караван с игрушками. Народная кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры, она и сейчас живёт и развивается, а современные мастерицы-кукольницы вписывают в её историю новые страницы, создавая своих кукол. И может быть мои ученицы когда-нибудь вспомнят, чему я их учила, возьмут лоскутки тканей и смастерят кукол уже для своих детей.
Рефлексия. Демонстрация выставки кукол.
Список использованной литературы:
И.Г.Норенко. Технология.6-8 классы. Русские традиции при изготовлении различных изделий. – г.Волгоград: »Учитель», 2006.
В.В.Ищук, М.И.Нагибина. Народные праздники.- г.Ярославль: «Академия развития», 2000.
О.Я.Воробьёва. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы.- г.Волгоград: «Учитель», 2007.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
http://www.rukukla.ru