Статья об использовании интерактивных методов обучения в педагогических мастерских


Среди современных актуальных проблем обучения подрастающего поколения является включение ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности для того, чтобы помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
В педагогических мастерских как ни в какой другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику, это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и мастера.
В педагогических мастерских как ни в какой другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. «Мастерская» - это место, где создается что-то новое, до сегодняшнего дня не существовавшее.
Главное в технологии – не сообщать информацию, а передавать способы работы. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.
Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но, ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики. Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.
Принципы построения педагогической мастерской:
Работа мастерской основана на духовной деятельности, прежде всего на слове.
Равенство всех, включая мастера.
Отсутствие соревнования, соперничества.
Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.
Чередование индивидуальной и коллективной работы создает атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.
Заповеди для мастера:
Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества.
Мастер работает вместе со всеми, равен ученику в поиске познаний.
Нельзя торопиться отвечать на вопрос, сначала необходимо искать ответы у детей.
Исключить официальное оценивание работы ученика, дать возможность самооценки.
Методы и приемы интерактивного обучения иноязычному общению
Интерактивное обучение является одним из самых эффективных способов организации работы для получения знаний на сегодняшний день, чем и объясняется его актуальность в современном обществе. В процессе интерактивного обучения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Все это влияет на формирование личности учащихся, человека со своим мнением, который сумеет доказать свою точку зрения, может выслушать различные мнения и проанализировать их.
«Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это,
и это станет моим навсегда».
Китайская мудрость
Интерактивные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на  изложение готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаний в процессе активной познавательной деятельности. Активные методы обучения – это обучение деятельностью. Вовлечение учащихся в интерактивную деятельность, а также повышение мотивации изучения иностранного языка может быть достигнуто благодаря использованию разнообразных приёмов и методов.
Разными учеными предпринимаются попытки классифицировать методы интерактивного обучения, но единой классификации в настоящее время нет. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения на три группы:
1)дискуссионные (диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики);
2)игровые (дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые, организационно-деятельностные игры);
3)тренинговые (коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности).
Трайнев В.А. в качестве методов интерактивного обучения рассматривает такие, как:
1) интеллектуальные, имитационные упражнения;
2)проблемные технологии (эвристическая беседа, метод организованных стратегий, эвристических вопросов, банк идей, метод синектики);
3)игровые методы (ролевые, деловые, имитационные).
По целям их использования методы условно можно объединить в следующие группы:
1. Творческие задания
2. Работа в малых группах
3. Обучающие игры:
- ролевые игры и имитации;
- деловые игры и моделирование;
- образовательные игры
4. Использование общественных ресурсов:
- приглашение специалиста;
- экскурсии
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения:
- социальные проекты;
- соревнования;
- радио и газеты;
- фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки
ДРУГИЕ АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
6. Разминки (армреслинг, «Гол-мимо», проверка энергии, прием- прием, тридцать три, африканский дождь, шумовые спектакли, разминки-знакомства, мысленная прогулка и т.д.)
7. Изучение и закрепление нового информативного материала (интерактивная лекция; работа с наглядными пособиями, видео/ аудиоматериалами; ученик в роли учителя; каждый учит каждого; мозаика (ажурная пила) и т.д.)
8. Работа с документами (работа с документами: общие рекомендации; составление документов; письменная работа по обоснованию своей позиции)
9. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем: общие рекомендации; займи позицию (шкала мнений); ПОПС-формула; проективные техники; один – вдвоем – все вместе; смени позицию; карусель; дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу; дебаты; симпозиум)
10. Разрешение проблем (разрешение проблем: общие рекомендации; дерево решений; мозговой штурм; анализ казусов; переговоры и медиация и т.д.) [11].
Нужно также оговорить условность названия многих методов. Часто одни и те же методы встречаются под разными именами или одно и то же название используется для обозначения различного содержания.
Рисунок 1.
Технология «Карусель», как и многие интерактивные технологии, позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы обычно очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут с несколькими собеседниками. Прекрасно отрабатываются диалоги. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.
Технология «Броуновское движение»
«Броуновское движение» («Социологический опрос») предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Например, узнай, что умеют делать твои одноклассники. Опроси как можно больше людей. (Interview your group-mates what they can do.) В данном случае отрабатывается конструкция Can you…? – Yes, I can. / No, I can’t.
dance skate ski play tennis swim
Alina Marina … Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.
Технология «групповой рассказ»
Существует два способа реализации данной технологии. Во время первого способа, каждый учащийся добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. По определенному сигналу (через минуту) лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу.
Таким образом, в конце получаются сразу несколько неожиданных рассказов. [17]
Прием Jigsaw («ажурная пила») был разработан профессором Э.Аронсоном в 1978 году. В педагогической практике такой подход обозначается сокращенно «пила».
Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе.
Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответ своего товарища. В конце цикла все учащиеся могут проходить индивидуальный контроль в форме контрольного среза. В этом случае результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается. Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Схематично можно представить работу по данному методу следующим образом:
1) Homegroups: A – B – C – D; A – B – C – D; A – B – C – D
2) Expert groups: AAA; BBB; CCC; DDD
3) Home-groups: A – B – C – D; A – B – C – D; A – B – C – D
1 этап: заполнение таблицы в первоначальных группах.
2 этап: встреча экспертов A1A2A3. B1B2B3, C1C2C3, D1D2D3 для того, чтобы поделиться информацией и заполнить оставшиеся две колонки с примерами.
3 этап: работа в первоначальных группах, объяснение теории и проверка перевода предложений.
Заключительный этап: перевод и ответы на вопросы учителя: - Do your parents let you stay out late at the weekends being engaged into sport? - Do you let your parents know where you spend your free time? - Does your friend want the holidays to come soon to get the opportunity to be in a sport more? - Who can forbid you to be fond of sport? - Do you advise your best friend to get into sport?
Таким образом, учащиеся систематизируют знания по изученной грамматической теме и тренируют лексический материал. Также на заключительном этапе можно предложить учащимся выполнить тест. Результаты суммируются, и выставляется оценка всей группе, либо называется лучшая группа. Использование данного приема возможно также при работе с лексикой или с учебным текстом. [14]
Рисунок 2.
Прием составления «ментальной карты» (интеллектуальной карты, карты знаний, “MindMap”).
Термин было предложен Тони Бьюзеном, который много сделал для продвижения технологии использования таких карт в образовании и управлении. Иногда в русских переводах термин “MindMap” представлен следующими вариантами: «карта ума», «интеллект карта», «идейная сетка», «карта памяти», «ментальная карта». Такие карты представляют собой диаграммы, схемы, в наглядном виде представляющие различные идеи, задачи, тезисы, связанные друг с другом и объединенные какой-то общей проблемой. Карта позволяет охватить всю ситуацию в целом, а также удерживать одновременно в сознании большое количество информации, чтобы находить связи между отдельными участками, недостающие элементы, запоминать информацию и быть способным воспроизвести ее даже спустя длительный срок. Пример составления «ментальной карты» по теме “Teenage Problems” можно видеть на рисунке.
Рисунок 3.
Вариантом ментальной карты является «рыбья кость» - “Fishbone”.
В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается на уроке. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних - ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики выписывают факты, отражающие суть проблемы. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном, а о конкретном решении данной проблемы.
Прием «Свеча»
Прием свеча также используется часто. По кругу передается зажженная свеча, участники беседы высказываются по выбранной теме. Свеча добавляет доверительность разговору, душевность и откровенность.
Приём “Послушать – сговориться – обсудить”
Данный приём способствует активному усвоению знаний по теме «Sports», вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки. Ученикам предлагается подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ученик показывает их соседу по парте, и из 6 слов они отбирают 3 и называют их классу. Учитель записывает на доске все слова, предложенные парами, впоследствии учащиеся из предложенных слов отбирают 3. С данными словами можно провести различную работа: читать, образовать от них однокоренные слова, множественное число, составить предложения и т.д.
Приём “Добавь следующее”
Хорошая игра для развития речи и памяти школьников. Ученик называет вид спорта или предмет, относящийся к этой теме, и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д. Так можно отработать лексику по теме «Sports».
В заключение необходимо отметить, что все интерактивные методы и приемы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, устанавливают более тесный контакт между учащимися и учителем.
Практика показывает, что использование интерактивных методов и приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, даёт возможность менять формы деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятия. В конечном итоге, значительно повышается качество подачи материала и эффективность его усвоения, а, следовательно, и мотивация к изучению иностранного языка со стороны школьников.
Шаехова Юлия Петровна, МБОУ СОШ № 2, учитель английского языка
Список использованной литературы
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М: АРКТИ, 2009.
Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы. Сборник научных статей по материалам международной научно – практической конференции, проводимой 7 декабря 2001 года / сост. Быстрова Н.Н., Пигуль Г.И.; под ред. Л.Н.Куликовой. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2002. – 263 с.
Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения : учеб. пособие / С.С. Кашлев. – Минск: Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
Панина Т. С. Современные способы активизации обучения. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 176 с.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2000. № 2–3.
Трайнев В.А. Интенсивные педагогические и информационные технологии / В.А. Трайнев, Л.Н. Матросова, И.В. Трайнев. – М.: Прометей, 2000. – 257с.
Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка / Н.В. Усейнова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 6. – С. 49-54.
Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2010. – 188 с.
http://diplom-legko.ru/download/free-author/pedagogika-author/ioossdpisrf.htmlhttp://iyazyki.ru/2013/06/nostandart-inyaz/http://gigabaza.ru/doc/75143.htmlhttp://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00167417_0.htmlhttp://refoteka.ru/r-188012.htmlhttp://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/22.pdfhttp://xreferat.ru/31/1051-1-aktivizaciya-rechevogo-vzaimodeiystviya-uchashihsya-v-processe-obucheniya-inoyazychnomu-obsheniyu.htmlhttp://www.eidos.ru/journal/2010/0930-04.htmhttp://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-4416Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.