Рабочие программы по биологии для школ при исправительных учреждениях
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 12 классе по очной форме составлена на основе
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст 12, 13);
- Приказа МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»;
- Приказа от 5 марта 2004 г № 1089 об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования
- Устава КОУ УР «РЦОМ» .- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по биологии для 10-го класса к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2010 и Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.- 59 с. – (Стандарты второго поколения).
Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2014г – 368с.
Цели изучения предмета:
Биология занимает особое место среди естественных наук. Многие биологические процессы невозможно понять, не обращаясь к химическим и физическим законам. Тем самым именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах — организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям. Биологические проблемы оптимальны также для знакомства с идеями развития — начиная с формирования индивидуальных организмов и кончая развитием жизни на Земле в целом.
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в школе:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе направлено на достижение:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий.
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).2. Частично – поисковый, основанный на использовании биологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная, коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы;
проектные работы
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, её системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога.
Примерная программа по биологии для среднего (полного) общего образования строится с учётом следующих содержательных линий:
•отличительные особенности живой природы;
• уровневая организация живой природы;
• эволюция.
В соответствии с ними выделены следующие разделы:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», Содержание предмета предусматривает формирование у учащихся специальных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Биология в 10-12 классах является завершающим в курсе биологии и предназначен для обучения обучающихся в старших классах. В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени среднего общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме.
Рабочая программа по биологии составлена с ориентацией на вариант БУПа, где предусмотрено выделение на изучение курса биологии 0,5 часа в неделю в 12 классе (по заочной форме).
В условиях работы исправительных учреждений, где отсутствует справочная литература, лабораторное оборудование, химические реактивы, практические и лабораторные работы по биологии заменены мыслительным экспериментом c применением ИКТ, проектными работами и решением ситуационных задач.
К наиболее эффективным формам представления учебного материала на уроках биологии следует отнести мультимедийные презентации с использованием Power Point, содержащие текст, формулы, рисунки, анимации; виртуальные химические лаборатории, виртуальные экскурсии, видеофрагменты с показом физических и химических опытов, тестовые задания разной степени сложности
В условиях работы исправительных учреждений, где отсутствует справочная литература, лабораторное оборудование, химические реактивы, практические и лабораторные работы по биологии заменены мыслительным экспериментом c применением ИКТ, проектными работами и решением ситуационных задач.
К наиболее эффективным формам представления учебного материала на уроках биологии следует отнести мультимедийные презентации с использованием Power Point, содержащие текст, формулы, рисунки, анимации; виртуальные химические лаборатории, виртуальные экскурсии, видеофрагменты с показом физических и химических опытов, тестовые задания разной степени сложности
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим обучающимся необходимо дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Содержание учебного предмета.
По фундаментальному ядру
ВИД
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Требования к уровню подготовки обучающихся 12 класса
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Материально-техническое обеспечение программы
Литература для учителя:
1. Биология Поурочные планы Автор А.Ю. Гаврилова Волгоград 2005 г
2. .Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
3 А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 классы. М. Дрофа. 2014г
4. А.А.Кириленко Биология Раздел «Генетика» Легион Ростов-на-Дону 2015 г.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
7. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006..
8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999
9. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
10. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
11. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004
Литература для учащихся:
1. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 классы. М. Дрофа. 2014 г.
2 .Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
3 .Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.10 Реймерс. Популярный биологический словарь
12 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии в 12 классе по очной форме составлена на основе
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст 12, 13);
- Приказа МОиН РФ № 1897 от 17.12.2010г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО»;
Приказа от 5 марта 2004 г № 1089 об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования
- Приказа МОиНРФ № 413 от 17.05.2012г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Устава КОУ УР «РЦОМ» .- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-го класса к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд. –М.: Дрофа, 2010 и Биология. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.- 59 с. – (Стандарты второго поколения).
Данная программа реализуется в учебниках А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. «Общая биология». 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2014г – 368с.
Цели изучения предмета:
Биология занимает особое место среди естественных наук. Многие биологические процессы невозможно понять, не обращаясь к химическим и физическим законам. Тем самым именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах — организмах растений и животных, экосистемах и др., понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям. Биологические проблемы оптимальны также для знакомства с идеями развития — начиная с формирования индивидуальных организмов и кончая развитием жизни на Земле в целом.
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в школе:
формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т. е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе направлено на достижение:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий.
Используемые технологии: интеграция традиционной, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).2. Частично – поисковый, основанный на использовании биологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительной – обобщающей.
3.Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы. Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная, коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: мини – лекции; диалоги и беседы; практические работы;
проектные работы
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; рефлексия.
Требования к уровню подготовки обучающихся 12 класса
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Во введении в раздел рассматривается методология биологического познания, предмет исследования биологической науки, ее краткая история, связь с культурой. Дается ценностная установка о важности изучения законов и теорий биологии для дальнейшей профессиональной деятельности.
Методологическое введение способствует глубокому пониманию изучаемого теоретического материала. При изложении истории науки рассматривается развитие эволюционных представлений, теория Ч. Дарвина, что позволяет провести эволюционную идею через все содержание курса, обеспечить его целостность
Эволюционное учение
Сущность эволюционного подхода и его методическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер
Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как peзультат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем oхраны природы и рационального природопользования
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Закономерности филогенеза.
Главные направления эволюции. Система растений и животных – отражение эволюции(систематика видов растений и животных*)
Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.Лабораторные работы
1 Описание особей вида по морфологическому критерию.
2 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
3.. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
Основы селекции и биотехнологии
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы
Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих появление новых сортов растений и пород животных.
Антропогенез
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные направления эволюции человека. Прародина человечества. Расы человека. Характеристика рас*.
Популяционная структура вида Homosapiens. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современной эволюции человека. Влияние деятельности человека на биосферу
Демонстрация моделей скелетов человека, модели «Этапы развития человека»
Основы экологии
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Адаптации организмов. Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Экосистема, её структура. Учение В. Н. Сукачёвым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Агроэкосистемы. Сравнительная характеристика
Практическая работа
Составление цепей питания, схем пищевых связей в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Сравнительная харатеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Эволюция биосферы и человека
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных
Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Биология в 10-12 классах является завершающим в курсе биологии общего среднего (полного) образования и предназначен для обучения учащихся в старших классах. В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс биологии, включающий элементарные сведения о биологических объектах: клетке, организме, виде, экосистеме.
Рабочая программа по биологии составлена с ориентацией на вариант БУПа, где предусмотрено выделение на изучение курса биологии 1 час в неделю в 12 б классе ( по очной форме»
В условиях работы исправительных учреждений, где отсутствует справочная литература, лабораторное оборудование, химические реактивы, практические и лабораторные работы по биологии заменены мыслительным экспериментом c применением ИКТ, проектными работами и решением ситуационных задач.
К наиболее эффективным формам представления учебного материала на уроках физики и химии следует отнести мультимедийные презентации с использованием Power Point, содержащие текст, формулы, рисунки, анимации; виртуальные химические лаборатории, виртуальные экскурсии, видеофрагменты с показом физических и химических опытов, тестовые задания разной степени сложности
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим обучающимся необходимо дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.
Содержание учебного предмета. По фундаментальному ядру
Вид
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Экосистемы
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Эволюционное учение
Сущность эволюционного подхода и его методическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер
Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер. Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как peзультат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем oхраны природы и рационального природопользования
Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Закономерности филогенеза.
Главные направления эволюции. Система растений и животных – отражение эволюции(систематика видов растений и животных
Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Демонстрация живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.Лабораторные работы
1 Критерии вида
5. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
6. Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных.
Основы селекции и биотехнологии -5ч
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции
Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.
Генная и клеточная инженерия, ее достижения и перспективы.
Антропогенез -3ч
Место человека в системе органического мира.
Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные направления эволюции человека. Прародина человечества. Расы человека. Характеристика рас.
Популяционная структура вида Homosapiens. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современной эволюции человека. Влияние деятельности человека на биосферу
Основы экологии 10
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Адаптации организмов. Биотические факторы среды. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Экосистема, её структура. Учение В. Н. Сукачёвым учения о биогеоценозе. Популяция – основная единица биогеоценоза. Агроэкосистемы. Сравнительная характеристика*.
Эволюция биосферы и человека 4
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.*
Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов
Календарно-тематическое планирование по биологии в 12 классе
Номер урока Тема Содержание (дидактические единицыХарактеристика основных видов деятельности Контроль и оценка Планируемые результаты
Повторение -1ч
1 Роль генетики в жизни человека Основные генетические понятия Повторяют тему 11 класса «Генетику» применять полученные при изучении учебного материала сведения и представлять их в решении задач.
Раздел 1 Введение 1 час
2 Краткая история развития биологии. Методы исследования биологии.. Уровни организации живой материи
Объект изучения биологии - живая природа Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира Методы познания живой природы. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи
Конспектируют текст учебника. Составить несколько вопросов по теме уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов.
Понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Раздел 1 Основы учения об эволюции -13ч
3 История эволюционных идей. История эволюционных идей Возникновение и развитие эволюционных представлений. Значение К.Линнея и Ж.Ламарка Самостоятельно работают с текстом учебника. Подготовка сообщений обучающихся об учении К.Линнея, Ж.Ламарка. Сообщения Знать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира
4 Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира Самостоятельная работа с текстом учебника, выделение главного и обобщение прочитанного, конспектирование Конспект Знать основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина
5 Вид, его критерии. Вид, его критерии. Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический, исторический. Выполняют лабораторную работу №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию."Лабораторная работа Знать критерии вида. Уметь описывать особей видов по морфологическому критерию;
6 Популяции. Изменение генофонда популяции. Популяция – структурная единица вида , единица эволюции. Популяция, плотность, численность, рождаемость, смертность популяции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции Работают с текстом учебника. Запись лекции учителя. Составить словарь биологических терминов Словарь Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
7 Естественный отбор. Борьба за существование и ее формы. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Борьба за существование и ее формы. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями. Работают с терминами, текстом учебника, сравнивают искусственный и естественный отбор, заполняют таблицу Таблица Знать действие естественного отбора.
8 Искусственный отбор Искусственный отбор, сорта, порода.
Знать: систему знаний о Работают с терминами, текстом учебника. Проводить сравнение искусственного и естественного отбора. Таблица Знать действие искусственного и естественного отбора.
Сравнивать естественный и искусственный отбор.
9 Изолирующие механизмы. Репродуктивная изоляция. Изолирующие механизмы. Составление конспекта по видам изоляции. Ответы на вопросы учебника стр.216 10 Видообразование. Микроэволюция. Экологическое и географическое видообразование. Работа по таблице. Беседа. Ответы на вопросы параграфа Знать действие искусственного и естественного отбора, причины изменяемости видов
Сравнивать естественный и искусственный отбор
11 Макроэволюция , ее доказательства. Результаты эволюции Макроэволюция, переходные формы. Филогенетические ряды. Работа с текстом учебника Ответы на вопросы параграфа Знать образование видов.
Уметь объяснять изменяемость видов, необходимость сохранения многообразия видов
12 Приспособленность - результат действия факторов эволюции Адаптация, покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, морфологические, физиологические адаптации
Выполняют лабораторную работу №2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» Лабораторная работа Знать формирование приспособленности.
Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания
13 Система растений и животных - отображение эволюции Биноминальное название видов. Естественная классификация Систематические группы, принципы современной классификации. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Выполняют лабораторную работу № 3» «Выявление ароморфозов и идеоадаптаций» Лабораторная работа Уметь объяснять причины эволюции
14 Главные направления эволюции органического мира Результаты эволюции.
Биологический прогресс, регресс, ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация, макроэволюция. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Работа с текстом учебника Фронтальный и индивидуальный опрос Уметь объяснять причины эволюции;
15 Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция органического мира» Синтетическая теория эволюции. Решение задач различной сложности по теме «Механизмы эволюционного процесса». Решение задач, Тест. применять полученные при изучении учебного материала сведения и представлять их в решении задач
Раздел 2 Основы селекции и биотехнологии -5 ч 16 Селекция, ее задачи. Методы современной селекции Одомашнивание, селекция, гибридизация, гетерозис, порода, сорт.
Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор Просмотр презентация «Методы селекции животных и растений», заполнение таблицы «Центры происхождения культурных растений» Таблица Уметь характеризовать главные методы селекции: отбор и гибридизацию;
17 Методы селекции растений. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. . Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Работают с раздаточным материалом. Составление опорного конспекта Составить несколько вопросов по теме Уметь характеризовать главные методы селекции: отбор и гибридизацию;
18 Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. Одомашнивание, селекция, гибридизация, гетерозис, порода. . Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Работают с раздаточным материалом. Составление опорного конспекта Составить несколько вопросов по теме Уметь характеризовать главные методы селекции: отбор и гибридизацию;
19 Современное состояние и перспективы биотехнологии. Биотехнология, ее достижения. Генная и клеточная инженерия, биотехнология, клонирование. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии(клонирование человека.)
.
Выполняют лабораторную работу №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» Лабораторная работа Уметь оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Уметь находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
20 Обобщение темы» Основы селекции и биотехнологии « Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать знания. Отвечают на вопросы теста Тест Уметь оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Уметь находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
Раздел 3 Антропогенез- 3ч
21 Положение человека в системе животного мира.
Гипотезы происхождения человека. Гипотезы происхождения человека
Антропогенез, Атавизмы, Рудименты. Основные стадии антропогенеза: парапитеки, дриопитеки, австралопитеки питекантпропы, неандертальцы, кроманьонцы, человек умелый, человек прямоходящий. Эволюция человека.
Выполняют лабораторную работу №5 «Выявление признаков сходства зародышей человека и млекопитающих как доказательство их родства»
Лабораторная работа №6 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»
Лабораторная работа Уметь сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.
22 Движущие силы антпропогенеза. Эволюция человека Социальные факторы антропогенеза труд, общественный образ жизни, речь, мышление. Беседа, работа с раздаточным материалом Составить несколько вопросов по теме Уметь сравнивать зародыши человека и других млекопитающих. анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека.
23 Человеческие расы. Прародина человека Расы: европеоидная, монголоидная, негроидная
1 Беседа, работа с раздаточным материалом. Просмотр презентации «Человеческие расы» и беседа по презентации. Составить словарь терминов по теме урока Словарь Составить словарь терминов по теме урока
Раздел 4 Экосистемы- 10ч
24 Предмет экологии. Экологические факторы среды. Местообитание и экологические ниши. Экология, экологические факторы и их значение в жизни организмов. биотические, абиотические антропогенный факторы, биологический оптимум
. Беседа, работают с учебником, раздаточным материалом Ответить на вопросы по индивидуальным карточкам Объяснять роль экологических факторов на организмы. взаимосвязи организмов и окружающей среды
25 Основные типы экологических взаимодействий. Конкуренция, хищничество, симбиоз,
мутуализм, нахлебничество, паразитизм
Просмотр презентации «Типы взаимоотношений» Составляют вопросы по презентации. Составить словарь биологических терминов Словарь Объяснять роль экологических факторов на организмы. взаимосвязи организмов и окружающей среды
26 Основные экологические характеристики популяции Демографические характеристики экосистем: обилие, плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура. Работа со схемами Составить словарь биологических терминов Объяснять роль экологических факторов на организмы. взаимосвязи организмов и окружающей среды
27 Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биоценоз, биосфера, экологическая система. Видовая и пространственная структура экосистем.
Работа со схемами Ответить на вопросы в учебнике стр.320 Знать круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Уметь составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
28
Взаимосвязь организмов в сообществе. Пищевые цепи. Продуценты, консументы, редуценты, трофические уровни. Пищевые связи. Автотрофы, гетеротрофы. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Выполнение практической работы». Решение задач на пищевые связи цепи , составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Решение задач Знать круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
Уметь составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
29 Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия. Круговорот вещества и превращение энергии в экосистеме. Причины устойчивости и смены экосистем. Выполнение лабораторной работы №7 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
Лабораторная работа Знать структуру экосистемы
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
Уметь объяснять устойчивость и смену экосистем
30 Агроценозы. Агроценозы,
,
Выполняют практическую работу «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.»Уметь сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности.
Соблюдение правил поведения в природной среде;
31 Влияние загрязнений на живые организмы.. Основы рационального природопользования Последствия деятельности человека в окружающей среде.. Основы рационального природопользования. Правила поведения в природной среде. Выполняют лабораторную работа№9
«Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»
Выполняют лабораторную работу №10 »Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» Лабораторная работа Выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по Соблюдение правил поведения в природной среде;
Раздел 5 Эволюция биосферы и человек-4 ч.
32 Гипотезы происхождения жизни. Современные представления о происхождения жизни. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого Креационизм. Гипотеза самозарождения жизни. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции. Выполняют лабораторную работу № 11 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» Лабораторная работа. Уметь анализировать и оценивать гипотезы происхождения жизни.
33 Основные этапы развития жизни на Земле. Этапы развития жизни на земле. Работа с текстом учебника, раздаточным материалом, составить конспект Конспект Уметь анализировать и оценивать этапы развития жизни на земле.
34 Биосфера- глобальная экосистема. Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биосфера и ее состав. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Работа с текстом учебника, раздаточным материалом, составить конспект Конспект Знать учение В.И.Вернадского о биосфере.
35 Антропогенное воздействие на биосферу. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Выполняют практическую работу « Анализ глобальных экологических проблем» Практическая работа Уметь анализировать глобальные экологические проблемы и пути их решения.
36 Обобщающее повторение .Использовать ранее полученные знания, обобщать, анализировать знания. Беседа по основным понятиям.. Умение делать обобщения и выводы. информации на основе анализа содержания рисунка. ТестПрименять полученные при изучении учебного материала сведения и представлять их в решении задач.
Материально-техническое обеспечение программы
Литература для учителя:
1. Биология Поурочные планы Автор А.Ю. Гаврилова Волгоград 2005 г
2. .Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
3 А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 классы. М. Дрофа. 2014г
4. А.А.Кириленко Биология Раздел «Генетика» Легион Ростов-на-Дону 2015 г.
5. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
6. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
7. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006..
8. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999
9. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
10. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
11. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004
Литература для учащихся:
1. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник Общая биология 10-11 классы. М. Дрофа. 2014 г.
2 .Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
3 .Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – Требования к освоению учебного предмета
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;;уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Предметные результаты по ФГОС должны включать освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета:
умения, специфические для данной предметной области,
виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» должно обеспечить:
формирование целостной научной картины мира;
понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Общие критерии и нормы достижений учащихся (нормы критерии оценок)
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка «5»ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4»:
Знание всего изученного программного материала.
Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3»
(уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы.
Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2»:
Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1»:
Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.
2.Критерии и нормы устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Не может ответить ни на один их поставленных вопросов (оценка «1»).
Оценка «1»:
Полностью не усвоил материал.
3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).
Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);
Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик:
Совсем не выполнил работу
Критерии оценивания теста.
Все задания разделены по уровням сложности.
Задания базового уровня соответствуют минимуму содержания биологического образования и требованиям к уровню подготовки выпускников. Они составлены в соответствии со стандартом среднего биологического образования. К каждому заданию приводятся варианты ответов, из которых только один верный. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 1 баллу.
Задания повышенного уровня направлены на проверку освоения учащимися более сложного содержания. Они содержат задания с выбором нескольких ответов из приведенных, на установление соответствия, на определение последовательности биологических явлений, на указание истинности или ложности утверждений. За верное выполнение каждого такого задания выставляется по 2 балла.
Задание части С включает задание со свободным ответом. За верное выполнение задания выставляется 3 балла.
Структура работы:
1) По содержанию работа включает следующие блоки:
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина
Вид и его критерии
Популяции
Генетический состав и изменение генофонда популяций
Борьба за существование ее формы
Естественный отбор и его формы
Изолирующие механизмы. Видообразование
Макроэволюция и ее доказательства
Система растений и животных – отображение эволюции
Главные направления эволюции органического мира
2) По уровням заданий работа позволяет выявить усвоение материала на базовом, повышенном и высоком уровнях.
3) По формам тестовых заданий работа состоит из тестов с выбором одного верного варианта ответа, открытого типа с кратким ответом, открытого типа с полным развернутым ответом.