Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста


МҚКК «Павлодар қаласының №35 сәбилер бақшасы»
ГККП «Ясли-сад №35»
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель Усатенко В.В.
2012-2013 уч год

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста обладает важным свойством: в ней познавательная деятельность представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено и так пока не будет достигнут конечный результат обучения.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
Общая структура дидактической игры содержит следующие компоненты:
- мотивационный: потребности, мотивы, интересы, определяющие желания детей принимать участие в игре;
- ориентировочный: выбор средств игровой деятельности;
- исполнительный: действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;
- контрольно-оценочный: коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Игра ведет к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Игра делиться на несколько стадий:
1 стадия
Характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы, с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. Развивается общение, на основе которого формируются такие качества как товарищество, дружелюбие, взаимопомощь, соперничество. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

2 стадия
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры. Педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре
3 стадия
В этот период закладываются основы таких важных качеств как честность, целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
Роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
В младших возрастных группах дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как обучения детей сюжетно-ролевым играм. Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательную активность, любознательность, формируя учебную мотивацию. В эти виды игр дети усвоив правила и условия могут играть самостоятельно как на занятиях , так и вне занятий. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры на сообразительность ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя - развивает у себя монологическую речь.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Например, в игре “Угадай, что мы задумали”, необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: “да” или “нет”. Активизируется речь при общении детей в играх, решении спорных вопросов, развивая способности аргументировать свои утверждения, доводы.
В игре у дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим им предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.
В играх проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремленность, честность и другие, так и отрицательные - эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребенок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, отличается быстротой и гибкостью мышления. Труднее удается выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолевается в игре. Играя вместе с детьми, воспитатель незаметно дает им более легкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность. В игре воспитателю надо учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
- мотивационный (желание узнавать новое);
- практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы:
- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;
- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение “я тоже могу”;
- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).

Дидактические игры, по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Тема недели Умственное развитие Мотивационный компонент Практический компонент
“Техника” Игра: “Умные машины”
Цель:- закрепление тематического словаря
- различение и называние технических средств, которые помогают людям Совместный подбор тематического материала, картинок с изображением техники. Подбор изображения транспорта на картинке с изображением.
- группировать машины по признакам: по их назначению.
“Овощи и фрукты” Игра: “Магазин”
Цель:- учить детей использовать усвоенный речевой материал в различных ситуациях общения
- соотносить знание обобщающих слов с конкретным названием Предварительная работа с картинками с изображениями овощей и фруктов, отгадывание загадок по теме. Самостоятельное обобщение слов с конкретным названием, например: огурец, помидор – овощи
“Сказки” Игра: “Из каких мы сказок?”
Цель: учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки.
- учить понимать вопросы и отвечать на них Отгадывание героев сказок по вопросам, развивающим выдумку, находчивость, сообразительность, чувство юмора. Составить сказку в виде комиксов по сюжету, формируя оценочно-контрольные навыки деятельности у детей.
“Времена года” Игра: “Времена года”
Цель: - учить детей определять времена года по картинке, обосновывать свое мнение
-учить устанавливать причинно следственные связи Выбрать то, что соответствует данному времени года. Помогать друг другу, подбирать картинки к соответствующему времени года комментировать, что на них изображено.
“Части тела” Игра: “Знаешь ли ты себя?
Цель: закреплять названия частей тела
- запоминать и соотносить их мысленно. Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела, через отгадывание загадок Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке, собери картинку на которой изображен человек. Нарисовать рисунок человека.

“Словесные игры” Игра: “Придумай предложение”
Цель:
совершенствовать речевую активность,
- увеличивать словарный запас слов.
- развивать внимание, Быстро придумать, сказать предложение. Передача мяча после составления полного предложения.
“Логика” Игра “ Да -Нет”
Цель: учить детей мыслить;
- логично ставить вопросы;
- делать правильные умозаключения. Ответ на вопросы словами только “да” или “нет”. Угадывание детьми предмета посредством вопросов, даваемые в логической последовательности.“Учись объяснять” Игра “Для чего нужен предмет?”
Цель: Учить детей сравнивать предметы;
-узнавать предметы по описанию Сравнивание предметов по признакам сходства и различия. Отгадывание, передача мяча тому из играющих, кто назвал два предмета, отгадав их по описанию участника игры.
“Растения” (комнатные полевые садовые) Игра: “Какое растение?”
Цель: - называние растений
-отнесение растений к их родовому отношению Рассматривание разных видов растений на картинках. Подготовка нарисованного растения с родителями дома Уход за растениями в группе. Составление букета из полевых цветов. Работа с растением нарисованным ребенком с родителями.
“Животные” (домашние, дикие) Игра: “Помогите животным найти свой дом” Предварительная работа детей с педагогом по подготовке макета леса, дома для животных. Размещение животных по домам, чтение с таблички или самостоятельное проговаривание, где живут животные, например: “где живет лиса?” лиса живет в лесу. Уточняют значение “дом” и “дикие, домашние животные”
“Одежда и обувь” Игра: “Помоги Незнайке”
Цель:
- активизировать словарь детей
- учить понимать вопросы и отвечать на них
- развивать внимание Педагог говорит детям: “незнайка собрался на прогулку, но не знает что ему одеть и обуть. Давайте поможем собрать незнайку на прогулку” Одевание незнайки: подбор для него одежды и обуви.

“Человек”
(части тела) Игра: “Запомни и найди”
Цель:
- учить детей находить одинаковые изображения
- закреплять названия частей тела
- запоминать и соотносить их мысленно. Предварительная работа с куклой: наглядный показ и рассказ о частях тела. Соотнесение картинки с названием части тела, самостоятельное дорисовывание нехватающей части тела на картинке.
“Продукты питания” Игра: “Посылка”
Цель: - учить описывать предметы продуктов питания и узнавать их по описанию. Предварительный сбор муляжей продуктов питания Доставать предметы по тактильным ощущениям, описывать продукты питания и их предназначение.
“Посуда” Игра: “Кайди картинку”
Цель: - активизировать словарь
-совершенствовать навык глобального чтения
- развивать внимание Совместный подбор картинок с изображением посуды Чтение табличек с названием посуды, показ правильной картинки
“Мебель” Игра: “Кукла Маша купила мебель”
Цель: - называние предметов мебели
- соотнесение мебели с геометрическими фигурами. Совместный поход в игрушечный магазин с куклой Машей и покупка ей мебели. Расстановка мебели в комнате, соотнесение мебели с геометрическими фигурами.
“Дом” Игра: “Мишкин дом”
Цель: - расширение словаря детей
-называние частей дома Подготовка игрушечного дома, мебели для дома. Дети расставляют мебель на свои места в комнате для мишки.
“Семья” Игра: “Узнай по фотографии”
Цель: - называние членов семьи
- выявление знаний о родственных отношений. Работа с книжкой самоделкой, составленной ребенком с родителями. Вклеивание фотографий своей семьи в книжку самоделку.
“Профессии” Игра: “Кому что надо?”
Цель: - уточнение представления детей о профессиях
- учить называть функции и свойства предметов. Подготовка костюмов повара, врача совместно с детьми. Ребенок достает вещь из коробки называет ее и передает ее по назначению, например: лекарство – дает детям врач.
“Улица” Игра: “ Какие бывают улицы?”
Цель: расширение словаря детей
- уточнение представлений об улицах. Рассмотрение городских и сельских улиц. Правильное название улиц, рисование городских или сельских улиц.

“Гигиена” Игра: “Трубочист”
Цель:- уточнять представления о гигиене
- учить правильно, одеваться, умываться, вытираться. Просмотр картинок как правильно ухаживать за собой. Помощь детей трубочисту в последовательности ухаживания за собой, рисование на бумаге предметов гигиены.
“Насекомые, птицы” Игра: “Кто бегает, летает, прыгает, ползает, плавает?”
Цель: - уточнять понимание детьми обобщающего значения глаголов
- учить аналитическому чтению. Предварительная работа по составлению картинок с изображениями насекомых, птиц. Называние детьми названий птиц, насекомых, размещение картинки с изображением насекомых под соответствующими табличками.
“Школьные принадлежности” Игра: “Буратино идет в школу”
Цель: - расширение словаря детей
-уточнение знаний школьных принадлежностей Помощь Буратино в собирании портфеля для занятий в школе. Называние предметов школьной принадлежности, уточнение для чего они нужны, самостоятельное рисование школьных принадлежностей.
Корней Чуковский говорил, что ребенок играет не только камешками, кубиками и куклами, но и мыслями.
«Важным средством формирования мыслительной деятельности малыша, его интеллекта является игра.
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни».
(С. Т. Шацкий).