Рекомендации родителям первоклассников Знания и навыки необходимые первокласснику
средняя школа №1 г. Кедрового Томской области
Знания и навыки, необходимые первокласснику
(Выступление на общешкольном родительском собрании )
Учитель Борисенко Е.П.
Май 2010г.
Знания и навыки, необходимые первокласснику.
Поступление в школу - ответственный момент в жизни каждого ребёнка. Если раньше его главным занятием была игра, то теперь это учёба, которая требует внимания, сосредоточенной работы на уроках и дисциплины. Кроме того, вчерашний дошкольник попадает в новую обстановку, в новый детский коллектив, с которым должен сдружиться.
Что же нужно знать вам родителям, чтобы облегчить этот период вашим детям.
Детей нужно готовить к школе заранее, особенно тех, кто не посещает детский сад.
Для подготовки к успешному выполнению новых обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определённого уровня физического и психического развития.
Чтобы ребёнок легко начал учение, ему необходимо крепкое здоровье и умение достаточно долго трудиться. Для этого нужно физически развивать детей, воспитывать в них силу, ловкость, выносливость.
Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые очень хорошо должны усвоить, что к распорядку дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть,..и т. д.), уметь поддерживать порядок в своих вещах, помогать по хозяйству. Чтобы повысить активность и ответственность детей, составьте вместе с ними распорядок дня, предложите детям, например, зарисовать основные режимные моменты. Это их заинтересует и вызовет желание следовать определённому порядку. По чаще спрашивайте: что нам делать дальше? Чем теперь заниматься? Очень важно, чтобы уже в этом возрасте малыш научился контролировать себя, определять много или мало времени затрачено на игры, занятия, приём пищи. Очень важно каждому ребёнку в семье иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевать себя, заставлять делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность это полить цветок. Убрать игрушки, вынести мусор, помыть посуду,.. и т. д., а завтра - это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, правило, написать рассказ, подготовить чтение по ролям,.. и т. д.
Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребёнка. Режим поможет стать ребёнку организованным, дисциплинированным, аккуратным.
И ещё одно, ребёнка нельзя пугать школой, учителем, его нужно заинтересовывать школой. А для этого уже сегодня необходимо воспитывать глубокий интерес к самой учебной деятельности, стремление к знаниям, желание быстро выполнить задание, справиться с трудным примером. Взрослому в эти моменты следует находиться рядом - ободрить, поддержать, помочь.
Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Именно это качество определяет готовность ребёнка к школьному обучению.
Учёба в школе - это ответственность перед семьей, самим собой. Для развития этого качества следует разъяснить детям, зачем необходимо учиться, почему необходимо много знать и уметь, как это пригодиться в жизни.
Теперь хотелось бы остановиться на том, как растет ребенок. Все системы и органы шести – семилетнего ребёнка находятся в стадии формирования. Позвоночник подвержен деформациям, и неправильная поза во время занятий может способствовать его искривлению. Мышцы спины ещё слабы, поэтому ребёнку трудно высиживать неподвижно более 25 минут. Воспитать у ребёнка привычку правильно сидеть очень важно. Неправильная посадка способствует развитию близорукости. Если ребёнок постоянно опирается грудью о край стола или парты, то у него затрудняется дыхание, а согнутый позвоночник ведёт к сутулости, нарушению осанки. Правильная осанка во время занятий помогает лучше учиться, меньше уставать. Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперёд. Руки должны свободно лежать на столе, локти не свисать, ноги всей стопой опираться на пол или скамеечку. Очень важно научить ребёнка самому контролировать свою посадку. Так проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: если поставить руку, согнутую в локте, на стол, то кончики пальцев дотронутся до виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, а лопатки касаться спинки стула. Обучая детей правильной посадке, можно прямо указывать: Подними голову! Выпрями спину! Опусти ноги! А также косвенно: Проверь, как ты сидишь, как держишь голову.
Очень важно самое серьёзное внимание обратить на правильное положение ручки в руке, так как от этого зависит успех письма. Ручку следует держать тремя пальцами: большим слева, указательным сверху, средним поддерживать справа. Все три пальца находятся в слегка согнутом спокойном положении. Остальные два пальца – безымянный и мизинец – служат опорой кисти. Они должны слегка касаться бумаги и легко скользить по ней. Конец ручки должен быть напротив правого плеча. Во избежании усталости не следует сильно сжимать ручку.
Большую роль играет выбор ручки. Она должна быть облегченной, ровной вместе захвата, с горизонтальными гранями (мелкими) или вовсе без них, с чётко выраженным контуром, ниже которого пальцы не должны спускаться. Сам кончик стержня должен быть острым и удлинённым.
Обучение письму следует начинать сразу шариковой ручкой. Карандаш использовать для рисования и штриховки, так как письмо карандашом менее гигиенично. При таком письме учащимся приходится ближе наклоняться к бумаге, что является одной из причин близорукости.
Кроме того, при письме карандашом мышцы кисти утомляются сильнее. Говоря об обучении письму, я ни в коем случае не имею научение писать письменные буквы. Нет, ни в коем случае. Хотя именно с обучением письму первоклассники встречают самые большие трудности. У будущих учеников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, правда, в длинных костях рук и ног только начинается окостинение. Они хорошо выполняют движения. Но! У 6-7-летних детей слабо развиты мышцы рук, не закончено окостинение конечностей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто слышно: « Болит рука, рука устала!» трудно будет первое время при письме.
Письмо – очень сложный процесс ещё и потому, что не совершенна ещё нервная регуляция движений. Именно поэтому обучение письму должно подразумевать письмо по клеточкам. (Графический диктант) «Одна клеточка влево, две - вниз, одна вправо, две клеточки влево.» Такие диктанты способствуют не только развитию руки, но и умению точно выполнять задание взрослого. Овладению «ручной умелостью» очень хорошо помогает рисование, раскрашивание, лепка, вязание, вышивка, отвинчивание и завинчивание гаек. При этом необходимо следить за чёткостью и аккуратностью. Не получается не ругайте! Разберитесь в причине неудачи и помогите её преодолеть. При раскрашивании начинайте с мелких рисунков или деталей в рисунке. Покажите, как это надо правильно делать, обратите внимание на то, как аккуратно и медленно вы работаете, как следите за тем, чтобы карандаш не выходил за контур. Эти упражнения разовьют руку ребёнка, она станет умелой, разовьётся зрительный контроль за движением руки, и, несомненно, процесс овладения письмом в первом классе осуществится менее болезненно и более успешно.
Какими же знаниями ещё должен овладеть ребёнок, чтобы школа стала для него удовольствием и радостью?
У многих родителей существует устойчивое представление о том, что если ребёнок приходит в школу умеющим читать, считать, и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно и не интересно. Порой родители сознательно тормозят развитие ребёнка. Тем более что школьная программа предусматривает обучение с нуля. Бывает и иное мнение Чтобы было легче в школе, родители «штурмуют» букварь Азбуку и стремятся вооружить знаниями, которые порождают стойкое нежелание ребёнка к занятиям. А ведь это прямое порождение нежелания идти в школу. Так как же поступить? Конечно, если хотите избавить ребёнка от многих проблем, облегчить его дальнейшую школьную жизнь – научите его читать до школы. Кроме того, общеизвестно, что в 4-5 лет ребёнок овладевает грамотой значительно легче, чем в 6-7 лет. Прежде чем научить читать, ребёнок должен овладеть умением слышать, из каких звуков состоят слова, которые он произносит. При обучении чтению важно не допустить «рубленого» чтения. Вот почему необходимо начинать этот процесс как можно раньше, продвигаться не торопясь, поддерживая интерес и увлеченность в ребенке.
Больше следует читать вслух, читать по очереди, одно предложение ребенок – страницу взрослый. Важно знать, что удовольствие от чтения ребенок получит только тогда, когда техника чтения позволит ему быстро продвигаться от страницы к странице. А пока он читает для вас, это он вам показывает, как он научился читать. И вот здесь ваша похвала, радость за его маленькие успехи и позволит ему пристраститься со временем к чтению и назвать этот процесс любимым занятием.
Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, отсутствие контакта, неумение помочь. Порой не хватает родительского терпения и снисходительности, спокойствия и доброты. Часто из добрых побуждений родители могут стать виновниками «школьных стрессов». И это происходит от того, что не учитывается сложность и длительность процесса.
Итак, что же такое школьная зрелость?
1.Ребёнок хорошо понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников. Он может выбрать линию поведения в той или иной ситуации. Ребёнок может обратиться за помощью и умеет оказать её другим людям.
Он может быть сдержанным. Способен к планированию и логическим операциям. может проявить осведомлённость в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и их закономерностях. Ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками, имеет представление о своем облике и здоровье.
2. Ребенок обладает активной деятельностной позицией, развитым соображением, проявляет готовность к спонтанным решениям, любопытен, постоянно задает вопросы взрослым, может прокомментировать процесс и результат своей деятельности.
3.Инициативен в общении, предметной деятельности. Игре, экспериментировании. Может найти себе дело, включиться в разговор, любознателен, изобретателен.
4.Ребенок владеет навыками самообслуживания. Может видеть неполадки в быту и природном окружении. Может проявить волевые усилии в ситуации выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Способен исправить свою ошибку и постараться ее не повторять.
5. Ребенок способен к волевой регуляции поведения. В нем проявляется чувство долга по отношению к другим людям; появляющаяся настойчивость позволяет ему преодолевать трудности и развивать способности для их преодоления.
6. Ребенок знает, как вести себя в экстремальной ситуации, осторожен в незнакомом месте, сдержан с незнакомыми людьми.
7. Ребенок осознает свое место среди окружающих его людей. Может достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности..
Торидайк сказал: «К трем годам ребенок проходит полпути своего умственного развития»
Как и когда начинать его готовить к школе?
Единого рецепта нет. Один требует большего общения, второй любит больше слушать, третий- только говорить, четвертый- больше бегать, а пятого необходимо поминутно учить сидеть и внимательно работать.
Но всегда следует помнить о том, что цель должна быть на шажок вперед, должна соответствовать возможностям ребенка и обязательно быть достижимой. Никогда нельзя забывать, что у детей, испытавших неудачу, падает интерес к новому, снижается желание учится.
А теперь рассмотрим , какой портрет неготовности к школе рисуют психологи:
чрезмерная игривость;
недостаточная самостоятельность;
импульсивность, безконтрольность поведения;
неумение общаться со сверстниками;
трудность контактов с незнакомыми взрослыми или, наоборот непонимание своего статуса;
неумение сосредоточится на задании, трудность восприятии словесной или иной инструкции;
низкий уровень знания об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, трудность выделения сходства, различия;
неумение манипулировать мелкими предметами, неумение выполнять графические задания;
недостаточно развитая произвольная память( активное запоминание);
задержка речевого развития( произношение, бедный запас слов), неумение выразить свои мысли.
И последнее, на чем хотелось бы остановиться сегодня
Дорогие родители!
Верьте в возможности ребенка, не сравнивайте его с другими детьми!
Дайте ребенку ощутить рост своих возможностей.
Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.
Учитывайте его индивидуальные особенности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребенка.
Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.
Дайте ему возможность раскрыться, помогите ребенку прийти к успешности.
Верьте, все успехи всегда постоянны, а неудачи временны.
15