Дипломная работа «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Государственное автономное образовательное учреждение Астраханской области дополнительного профессионального образования
«Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки»
Направление «Образование и педагогика»
Программа переподготовки «Дошкольное образование»
Выпускающая кафедра «Дошкольного и начального образования»
«Допустить к защите»
Руководитель программы
___________Н.В. Лыюрова
«____»____________2015г.
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Автор работы:
Слушатель группы № 6
Джумутова Светлана
Гиляшевна
Подпись___________
Научный руководитель:
доцент кафедры дошкольного и начального образования,
кандидат педагогических наук
Инкина Южанна
Михайловна
Подпись________________
Астрахань 2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие "познавательная активность" в педагогической литературе
1.2. Эмоционально-значимое содержание и организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста..
1.3. Роль наблюдений в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. АПРОБИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....................................................
2.2. Работа по использования наблюдения за природой как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....................
2.3. Апробация работы по использованию наблюдения за природой как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста – сегодня одна из самых актуальных, является объектом исследования педагогов, психологов.
Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
В ФГОС дошкольного образования одними из требований к уровню подготовки воспитанника называются следующие: "Любознателен. Проявляет познавательный интерес к сложным, незнакомым объектам. Использует разные типы вопросов для получения информации. Группирует, классифицирует и строит серию из 5 - 10 предметов и явлений по 1 - 3 признакам. Владеет логическими операциями: анализирует, выделяет качества и свойства, сравнивает, устанавливает соответствие, группирует. Составляет простые планы-схемы, маршруты, следует им. Устанавливает простейшие причинно-следственные связи.
Представляет с помощью символов как конкретные, так и абстрактные предметы, прогнозирует не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия. Проявляет произвольное внимание. Сосредоточен при исследовании новых объектов, способен удерживать внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий. Владеет простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации" [15, с. 12].
Проблема познавательной активности - одна из наиболее значимых в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Педагоги и практики, изучавшие данную проблему, отмечают, что успех познавательного развития обусловлен познавательной активностью ребенка, так как формирование представлений зависит от того, насколько ребенок активен, увлечен и заинтересован деятельностью. Несомненно, эмоции являются той движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания. Повышение заинтересованности детей мотивирует их активность в самовыражении, способствует развитию познавательной деятельности, и повышает ее результативность.
Таким образом, развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение за природой, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. По мнению В.В. Авсейковой "Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях природы, которые послужат прочным фундаментом для образования понятий, обобщений и умозаключений, развития логического мышления" [1, с. 3].
Актуальность проблемы доказывают и существующие противоречия. Понимая необходимость развития познавательной активности дошкольников, педагоги иногда недостаточное внимание уделяют совершенствованию данного процесса в дошкольной организации. Кроме этого, именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриваем картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т.д.
Объект исследования: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через наблюдения за природой как средство.
Цель: определить эффективность использования наблюдений за природой как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: результативность процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста повысится при условии использования наблюдений за природой в рамках ДОУ.
Задачи:
1. Описать понятие "познавательная активность" в педагогической литературе.
2. Охарактеризовать эмоционально-значимое содержание и организацию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
3. Определить роль наблюдений в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Спроектировать и апробировать работу по использованию наблюдения за природой как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение,эксперимент.
База исследования: МБДОУ "Детский сад №1 «Сказка» с. Красный Яр.
Практическая значимость заключается в том, что результаты теоретического исследования и апробированную работу могут использовать педагоги дошкольного образовательного учреждения в своей практической деятельности.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие "познавательная активность" в педагогической литературе
Существует множество определений понятия "познавательная активность" ребенка. "Познавательную активность" рассматривают, как разновидность или качество умственной деятельности, как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности, как свойство или качество личности [38].
Активность является наиболее общей категорией в исследованиях природы психики, психического развития, познавательных и творческих возможностей личности. Активность - предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. В системе познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции [6].
В данном направлении велись исследования различных аспектов процесса формирования познавательной активности детей. Ученые определяют сущность понятия "познавательная активность", однако, в современной науке пока нет однозначного его толкования, что требует проведения дополнительных исследований для уточнения. Единичные исследования посвящены изучению факторов и условий развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Вместе с тем ученые и педагоги указывают на то, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [25].
Можно определить познавательную активность ребенка как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации [28].
В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Т.А. Серебрякова), потребность в новых впечатлениях, общий уровень развития активности. Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие ребенка, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие [31] .
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Проблеме познавательной активности ребенка были посвящены исследования П.И. Гальперина [6], Д.Б. Эльконина [39], И.С. Якиманской [43]. Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т.А. Серебряковой [31]. Однако вопросы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдений за природой и сегодня вызывают интерес у педагогов-практиков.
Разные педагоги рассматривают познавательную деятельность детей дошкольного возраста в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира. Главным средством познания является детское экспериментирование, направленное на преобразование объекта с целью познания, результатом которого является формирование обобщенных способов практического исследования ситуации.
Главными средствами познания ребенком окружающего мира считают эталонную и модельную формы опосредствования, рассматривая их в качестве особой формы познавательной деятельности дошкольников. Существуют разные виды познавательной деятельности детей: их особенности определяются различными средствами, которые вводятся в процессе обучения и которыми пользуются дети. Выделяют следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации [32].
Таким образом, проблема познавательной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении многих десятилетий занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых к качеству образования воспитанников учреждений дошкольного образования.
Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка [37].
В развитии познавательных интересов дошкольников существует две основные линии [9]:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
На протяжении дошкольного возраста показатели познавательной активности ребенка увеличиваются. Одновременно изменяется ее качественный уровень, характеризуемый направленностью: у младших дошкольников преобладает интерес к ярким предметам, у старших детей возникает интерес к экспериментам, к предметам с секретами, увеличивается интерес и активность детей к наблюдениям за объектами живой и неживой природы, беседам о результатах наблюдений [12].
Познавательная активность при организации систематической и целенаправленной работе с детьми может и должна стать устойчивой чертой личности ребенка, оказывает существенное влияние на его развитие.
На протяжении всего дошкольного возраста ребенок познает мир в игре, на занятиях, в труде, в различных видах продуктивной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, в наблюдениях за объектами природы, в результате чего у него формируется сложная, целостная система представлений о природе, об окружающем, о других людях, о себе. Правильно организованная познавательная деятельность ребенка проявляется в его познавательной активности [36].
Познавательная активность ребенка - это генетически ранняя форма характерная преимущественно для дошкольного возраста.
Внешне она проявляется в следующем [25]:
непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, связанные с этим вопросы к взрослым родителям, педагогам;
позитивное эмоциональное переживание, связанное с получением новой информации.
В этом проявляется ориентированность детей дошкольного возраста на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, насыщенная предметно-развивающая среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным "барьером", препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является использование теоретических форм обучения, предоставление ребенку готовых знаний. Иначе говоря, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые представления раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта [35].
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста показатели познавательной ребенка активности увеличиваются.
1.2. Эмоционально-значимое содержание и организация познавательной деятельности детей
Основным признаком правильно организованной познавательной деятельности ребенка является его эмоционально-положительное отношение процессу познания, которое проявляется в виде познавательной активности. Развитие у ребенка комплекса эмоций, лежащих в основе его стремления активно познавать мир, зависит от многих факторов: от содержания образовательного процесса, от организации познавательной деятельности, от уровня взаимодействия участников образовательного процесса и др. Все факторы тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга [29].
А.А. Петрикевич пишет: "Исследователи подчеркивают, что отношение к информации как к компоненту познавательной деятельности занимает первостепенное место в познании детей дошкольного возраста. Если у взрослых информация первична, а отношение к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся отрицательно" [26, с. 19].
Наблюдения за деятельностью детей доказывают: чтобы оказать ребенку действенную помощь в познании окружающего мира, необходимо включать его в такие виды деятельности, в основе которых лежит его собственная активность. В этом случае она становится источником эмоциональной включенности дошкольника в процесс познания. Это очень важно для того, чтобы дети сами стали задавать вопросы, самостоятельно искали на них ответы, оценивать варианты решения познавательной задачи. Собственная активность ребенка и проблемность ситуации, в которой он действует, сочетаются в процессе наблюдений как в форме познания окружающего мира. Наблюдения за природой предполагают "открытие" детьми новых представлений. Радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательный интерес и познавательную активность ребенка. Необходимо помнить, что положительные эмоции удивления и радости, возникающие у ребенка от общения с природой, обязательно должны находить эмоциональный отклик и у педагога, также заинтересованного процессом познания в наблюдениях, и умеющего создать атмосферу творческого поиска и активности [14].
Вопроса формирования познавательной активности детей дошкольного возраста как источника развития интеллекта, занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях.
Активность ребенка – это проявление потребности его жизненных сил, поэтому ее можно считать и предпосылкой и результатом его развития. Любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы. Деятельность – это активное состояние человека. Активность школьника может быть выражена через различные виды деятельности. Активность ребенка развивается, сопровождая весь процесс становления личности [26].
Три основных компонента познавательной активности [28]:
1) Эмоциональный – положительная направленность на объекты окружающего мира.
2) Интеллектуальный – потребность в знаниях.
3) Волевой – возможность приложить усилия для получения более глубоких детальных знаний.
Базовым компонентом является эмоциональный, который можно увидеть именно как проявление познавательного отношения к окружающему уже у детей в первые месяцы жизни.
Таким образом, необходимо помнить, что положительные эмоции удивления и радости, возникающие у ребенка от общения с природой, обязательно должны находить эмоциональный отклик и у педагога, также заинтересованного процессом познания в наблюдениях, и умеющего создать атмосферу творческого поиска и активности [30].
1.3. Роль наблюдений в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.
Наблюдение – целенаправленное, более или менее длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент наблюдения [1].
В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка. Целью наблюдения может быть усвоение разных представлений – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.
Наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста [6].
С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдений. Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро меняющихся, движущихся предметов и явлений - это результат непроизвольных наблюдений детей [12].
С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение - это деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это умение опирается на более или менее обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.
Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация как частей, так и целого [19].
По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность - это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений [14].
Сущность метода наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. "Наблюдения – это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка". Дети учатся разным способам обследования объектов, учатся следовать определенному плану наблюдения [39].
Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к формированию у детей представлений, не имеющих под собой чувственной основы. Нужно развивать у детей познавательные способности (интерес к окружающему миру, наблюдательность, любознательность) и совершенствовать сенсорные процессы (ощущения, восприятие, представление). Наблюдение играет ведущую роль в прогулках, экскурсиях, на занятиях по ознакомлению с живыми объектами природы [19].
Наблюдения способствуют развитию познавательной активности детей, если педагог предлагает детям сравнить предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и анализировать увиденное. Важным условием, повышающим результативность наблюдения, является участие в восприятии одновременно большего числа органов чувств. Важно опираться не только на зрение ребенка, но и на слух, обоняние, осязание ребенка. Активные действия, включенные в процесс восприятия, обеспечивают развитие познавательных процессов ребенка, способствуют лучшему запоминанию материала. Результативность наблюдения обеспечивается использованием приема сравнения. К.Д. Ушинский писал: "Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами, только тогда вы выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит и понять предмет" [5].
При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте.
В зависимости от поставленных задач воспитатель использует различные виды наблюдений. По этапам усвоения знаний наблюдения бывают первичные, повторные, сравнительные и итоговые.
Первичные наблюдения проводятся с целью ознакомления с новым объектом) растениями, животными, явлениями неживой природы), формирования представлений о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения. Повторные наблюдения проводятся для уточнения, дополнения, расширения представлений детей о животных, растениях, явлениях неживой природы [14].
Обобщающие наблюдения проводятся для систематизации, обобщения представлений детей, полученных в процессе прежних наблюдений.
Классификация наблюдений [4]:
по продолжительности наблюдения могут быть: кратковременные (в течение нескольких минут) и длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев);
по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;
по степени активности детей: по инициативе воспитателя и по инициативе детей;
по характеру познавательных задач: распознающие и воссоздающие.
Распознающие наблюдения- это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т.д.), а также о связях наблюдаемых объектов с другими. Воссоздающие – это восстановление картины целого по отдельным признакам [1].
Ряд взаимосвязанных наблюдений за определенным объектом природы в течение недели, месяца – циклические наблюдения. Это наблюдения за явлениями неживой природы, за объектами растительного и животного мира. Каждое новое наблюдение помогает детям узнавать новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.
Наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы, а А.А. Петрикевич утверждает, что это целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий или поведения человека или особенностей протекания изучаемого явления о процесса и их специфических изменений [26]. Восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения. Наблюдение как познавательная деятельность, считает П.Г. Саморукова - это продукт длительного развития в процессе воспитания и обучения ребенка и формируется уже в дошкольном возрасте [30]. Наблюдение играет важную роль в разностороннем развитии ребенка.
У дошкольников, метод наблюдения, является важнейшим "проводником" в природу и ее явлений. Наблюдения расширяют кругозор детей, обогащают их мышление множеством конкретных сведений о секретах жизни природы. Приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, взрослые сознательно развивают различные стороны его личности, пробуждают интерес и желание познавать природу, интерес к жизни животных, желание им помочь, показывают уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, указывают на сезонные изменения, необходимость сохранять, уважительно и бережно относиться к природе [19].
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о ней [24].
Вопрос о том, каким образом человек познает, мир имеет сложный ответ. По крайней мере, три источника познания определяют исследователи:
- это ощущения, продукты органов чувств, которыми наделила нас природа, они сообщают нам наиболее доступные сведения об окружающем мире;
- это разум и мышление, которые помогают познавать то, что органам чувств недоступно;
- это, наконец, "интуитивное прозрение. Его существование часто ставится под сомнение. Но никому не известно, насколько это справедливо. И вполне допустить. Что существует какой-то особый орган внутреннего постижения, раскрывающий перед нами сущность бытия [30].
Таким образом, для того чтобы у ребенка сформировались достоверные представления об окружающем мире необходимо организовывать разные виды наблюдений с детьми за природой. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают у детей наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления об окружающем мире.
ГЛАВА 2. АПРОБИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного
Диагностика уровня развития познавательной активности была проведена на базе МБДОУ "Детский сад №1 «Сказка» с. Красный Яр.
Анализ литературы по проблеме настоящего исследования выявил критерии развития познавательной активности детей исследуемой возрастной категории по следующим показателям:
- развитость любознательности;
- развитость самостоятельности
- развитость инициативности;
- высокий интерес к процессу познания;
- практическое приспособление к ситуациям.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень: ребенок не любознателен. не проявляет инициативность и самостоятельность в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес, при затруднениях проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задает познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого, не проявляет интерес к познанию.
Средний уровень: ребенок любознателен, наблюдается большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Высокий уровень: ребенок очень любознателен, стремится самостоятельно рассуждать, проявляет инициативность, самостоятельность, интерес и желание решать познавательные задачи. В случае затруднений ребенок не отвлекается, проявляет упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит ему удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания – конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.
Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, а рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при участии экспериментатора).
Результаты диагностики представлены в Диаграмме 1.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 1. Уровень развития познавательной активности дошкольников до проведения работы
2.2. Работа по использования наблюдения за природой как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
На основе анализа методической литературы нами сформулированы требования к организации наблюдений детей старшего дошкольного возраста за природой. Одним из важнейших средств познавательного развития детей дошкольного возраста являются наблюдения за природой. При выборе тех или иных методов обучения, необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату, а использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника - игры, изобразительной и трудовой деятельности. Наблюдение, как деятельность, определяет возможности общего умственного развития. И именно в наблюдение, ребенок проходит все ступени мышления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований.
Целенаправленность наблюдения за природой. При организации наблюдения педагог должен ясно и конкретно определять цели, задачи наблюдения.
Эмоциональность, неравнодушие восприятия. Без чувств рождаемых общением с природой, не может быть заинтересованности, следовательно, и не может быть активности.
Осмысленность наблюдения. Познавательная деятельность требует особого восприятия явлений. Однако выделение особенностей окружающего мира должно быть не механическим, а осмысленным. Ребёнок должен понимать многие видимые явления. Например, почему цветок растет быстрее, если за ним ухаживать, почему на дереве мох растет с северной стороны.
Активность детей. В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную. Только при этом процесс наблюдения будет эффективен.
Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неоднократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изменяющихся условиях, а значит, с разными характеристиками (берёзка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в "золотую" и позднюю осень).
Учёт возрастных возможностей детей при определении содержания представлений, формируемых в ходе наблюдения. Это требование реализуется и в содержании и в методике организации наблюдения с детьми.
Методика организации и проведения наблюдения с детьми предлагает необходимость выбора места и времени в соответствии с задачами наблюдения, разнообразие вопросов, активизирующую познавательную деятельность детей, обогащение наблюдения другими приёмами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т. п.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста через организацию наблюдений за природой показывает, что этой проблеме уделяется большое внимание со стороны педагогов, психологов, практиков. Проблема достаточно хорошо изучена и освящена в литературе, однако и сегодня требуется дальнейшая работа в данном направлении.
Наблюдение - результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой - оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.
При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск оптимальных форм и приемов включения в них детей.
В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.
2.3. Апробация работы по использованию наблюдений за природой как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Мы проводили наблюдения с детьми старшего дошкольного возраста не только на прогулке, но и в повседневной жизни: в утренний отрезок времени и во вторую половину дня: за изменениями, происходящими с деревьями в разные времена года в зависимости от условий внешней среды в четыре этапа, проводились экскурсии в парк, в сквер, к водоему.
Осенью, в начале сентября, дети рассматривали в группе весенние и летние фотографии растений. Во время прогулки отмечали, какие изменения произошли с ними. У дерева изменился цвет листьев: они стали желтеть и краснеть. Ягоды на рябине стали ярко-красного цвета. Наступила осень, и деревья и кустарники, готовится к зиме. Меньше поступает питательных веществ к листьям, поэтому они изменили цвет. Педагог обращала внимание детей на красоту осенних растений, на яркость их наряда.
Заключительные наблюдения проводились зимой, в середине декабря. Дети отмечали следующие изменения: на растениях нет листьев, остались только грозди ярко-красных ягод на рябине. Стволы стали более темными. Это произошло потому, что прекратилось сокодвижение. Деревья находились в состоянии зимнего покоя. Дерево спит – так оно переносит неблагоприятные условия (сильные морозы). Зимой можно наблюдать, как к рябине прилетают снегири. К концу зимы ягод на рябине почти не осталось. Они стали темного цвета и сморщились от мороза.
Нами была организована экологическая комната, которая предоставила большие возможности по развитию познавательной активности детей (См. Приложение).
После проведения ряда наблюдений была проведена повторная диагностика.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Диаграмма 2. Уровень развития познавательной активности дошкольников после проведения работы
Сравнение результатов диагностики, представленных в Диаграммах 1-2 показывает рост процентов высокого уровня и снижение процентов низкого уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкретизация сущности познавательной активности как прижизненно развивающегося сложного личностного образования, обусловливающего качественные характеристики познавательной деятельности, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в дидактической игре позволяет нам сделать следующие выводы:
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях. Энергетический показатель характеризует заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте состоят в том, что познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
В результате проведенной работы были рассмотрены вопросы организации деятельности с детьми дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности, пути активизации познавательной активности детей.
Также мною изучить были изучены понятие, сущность и классификация наблюдений, был сделан анализ возможностей организации наблюдений за природой в развитии познавательной активности детей в образовательном процессе.
На основании проведенной работы убедилась в том, что наблюдения за природой являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через наблюдения ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.
В процессе наблюдений дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.
Использование наблюдения как метода познания является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема представлений, умений и навыков.
В детских наблюдениях проявляется активность детей, направленная на получение новых сведений, новых представлений.
Таким образом, наблюдение является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Целенаправленное использование метода наблюдения (во всех его разновидностях) способствует разностороннему развитию ребенка. Для развития познавательных способностей детей, для формирования у детей умения познавать природу во всем своем многообразии важно использовать метод наблюдения. Вместе с детьми нужно наблюдать за явлениями природы, и это неисчерпаемый и важнейший из объектов наблюдения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская.– Мозырь : Издательский дом "Белый ветер", 2001. – 48 с.
Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С.62 – 65.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дошкольная педагогика : учебное пособие / [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – 2-е издание. – Москва : Академия, 1997. – 240 с.
Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. –56 с.
Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник / С.А. Веретенникова. Москва : "Просвещение", 1980. – 369с.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- М., 2006.- 277 с.
Гуз, А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения образования и семьи: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /А.А. Гуз.- 2-е изд.- Мозырь: ООО ИД "Белый ветер", 2008. – 191 с.
Днепров Э.Д. Ушинский и современность / Э.Д. Днепров. – Москва : Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2008. – 224 с.
Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес / А.К. Дусавицкий . – Москва : Знание, 2004.-153 c.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Как развивать логическое мышление?: 800 занимательных задач для детей 6-15 лет.- М.: Аркти, 2001.-144с.
Занков, Л.B. Развитие дошкольников в процессе обучения / Л.В. Занков. Москва : Просвещение, 2001 – 236 с.
Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2008. - №7.- С. 18-24
Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – С. 3-9
Иванова, А. И. Методика организации наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. Москва : ТЦ Сфера, 2004. 56 с.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: Сфера, 2008. – 240 с.
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. -М., 2001- 176 с.
История дошкольной педагогики: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 2002. -352 c.
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2009. - 344с.
Ладутько, Л.К. Ребенок познает мир природы : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования /Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск : УП "Технопринт", 2005. – 228 с.
Лучич, М.В. Детям о природе : книга для воспитателей детского сада / М.В. Лучич. – 2-е. изд., дораб. – Москва, 1989. – 143 с.
Немов, Р. С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. / Р. С. Немов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 394 с.
Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Н. Николаева. Москва : Издательский центр "Академия", 2002. 336 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология: – 2-е изд., стереотип. – М.: Тривола, 2004. – 360 с.
Павлова, Л. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №12. – С. 98-100.
Панова Е.П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.56-59
Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / А.А. Петрикевич. – Мозырь : ООО "Белый ветер", 2008. – 102, [2] с.
Радкевич, В.А. Экология: учебник / В.А. Радкевич. Минск : Вышэйшая Школа, 1983. – 158с.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера Л.А. – Москва : Педагогика, 1986. - 224 с.
Савенков, А.И. Путь к одаренности : исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. – СПб. : Питер, 2004. – 2004.- 272с.
Саморукова, П.Г. Как знакомить дошкольников с природой : учебное пособие / П. Г. Саморукова. Москва : "Просвещение", 1983. – 207с.
Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие/ Т.А.Серебрякова. – Москва: "Академия", 2006 – 208с.
Смирнова, Е. А. Хрестоматия по возрастной и пед. психологии /Е. А. Смирнова – М., 2006 – 230с.
Современные образовательные программы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений /под ред. Т. И. Ерофеевой – 2-е издание, 2007.-215 c.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. –М.: Аркти, 2008.-72с.
Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 296с.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М., 2007. – 519 с.
Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников.- М: Академия, 2002-208с.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Уч. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2005.-392 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-384с.
Эльконин Д.Б. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 2001. – 560 с.
Ягиманская И. С. Знание и мышление дошкольника - М., 2001.-265 с.
Ядэшко В.И. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005. - 514 с.
Якиманская, И. С. Взрослые и дети в образовательном пространстве / И. С. Якиманская. – М. : Педагогика, 2009. – 204 с.
Приложение
Организация наблюдений в экологической комнате
Правильно организованное циклическое наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет поддержать интерес детей к обитателям природного мира, поселившимся в детском саду.
Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным природным объектом. Каждое из наблюдений цикла имеет свою цель и свое содержание, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязанно с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении двух-трех месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему и стимулирует их к самостоятельным наблюдениям.
Например, цикл наблюдений за рыбкой, живущей в аквариуме, можно разбить на несколько этапов.
Этап первый. Где живет рыбка?
В наблюдениях этого этапа дети выясняют и словесно формулируют, что рыбка живет в аквариуме. Это целый водный мир - маленькая модель озера или пруда (именно озера, а не моря, где вода соленая). Дно в аквариуме песчаное (или из мелкой гальки). Там растут водоросли. Кроме рыбки, в аквариуме живут улитки.
Этап второй. Опиши рыбку
Задача этого этапа - сосредоточить внимание детей на внешнем виде рыбки: как она выглядит? У нее большие глаза, которые никогда не закрываются; жабры, с помощью которых она дышит; плавники. Есть ли у рыбки лапы, как у кошки или собаки? Крылья, как у птицы? Нет.
Рыбка живет в воде. И все ее органы приспособлены к жизни и передвижению в воде. Она передвигается при помощи плавников и хвоста. Дети могут сосчитать, сколько плавников у рыбки: например, два грудных, один спинной, хвостовой. Есть ли у рыбки голова? А шея? Нет, голова плавно переходит в туловище. Все в ее теле устроено так, чтобы вода легко ее обтекала и рыбке было легко двигаться. Даже чешуйки, которыми она покрыта, плотно прижаты друг к другу, чтобы не тормозить во время движения. Поэтому говорят, что тело рыбки имеет обтекаемую форму. Такую же форму ученые-конструкторы придают подводным лодкам, чтобы они могли передвигаться под водой. Этому они научились у рыбки.
Если смотреть очень внимательно, можно увидеть, что по телу рыбки проходит ряд чешуек, который по цвету отличается от остальных. Это боковая линия. С ее помощью рыбка ощущает малейшие колебания воды.
Этап третий. Как двигается рыбка?
Дети уже знают, что рыбка передвигается в воде при помощи плавников. Грудные плавники служат рыбке веслами - загребают воду, а хвост (хвостовой плавник) - рулем: нужно рыбке повернуть направо, она загибает хвостовой плавник налево и разворачивается. Рыбка может плавать во всех направлениях: вверх, вниз, вправо, влево. Как она обычно плавает - быстро или медленно? Когда рыбке нужно плыть быстро? Когда она торопится схватить корм или когда спасается от опасности. В аквариуме опасностей нет, но рыбка может чего-нибудь испугаться и тогда резко срывается с места.
Этап четвертый. Что делает рыбка в аквариуме?
Вопросы этого этапа покажутся детям несложными. Они легко ответят, что рыбка в аквариуме плавает, дышит, ест, застывает в воде на некоторое время, очищает кишечник. Можно обратить внимание детей, как рыбка двигает жабрами. При помощи жабр рыбы дышат. Жабры похожи на маленькое сито: рыбка втягивает в рот воду и с силой выталкивает ее через жабры. Свежая струя омывает жаберные пластинки, и нужные вещества поступают в организм рыбки. Старшим детям можно рассказать, что рыбки, как и люди, дышат кислородом. Только человек получает кислород из воздуха, а рыбка - из воды. Кислород извлекается из воды при помощи жабр. Поэтому «носа» у рыбки нет: он ей не нужен.
Этап пятый. Как заботиться о рыбке?
Во время наблюдений этого этапа дети должны вспомнить, что делает рыбка в аквариуме. Тогда они смогут сформулировать, как нужно о ней заботиться: кормить, прокачивать через воду воздух, чтобы в воде было достаточно кислорода. Воду нужно время от времени менять, а аквариум - чистить.
Содержать стенки аквариума чистыми помогают улитки. Но если грязи накопилось много, улиткам с ней не справиться. Грязь скапливается от остатков корма, от экскрементов. В грязной воде резко падает содержание кислорода, размножаются микробы, и рыбка может заболеть или задохнуться.
Можно показать детям, как кормить рыбку: сколько корма можно сыпать и когда это делать; как включать устройство для прокачивания воздуха.
Этапов наблюдения может быть больше, если педагог поставит перед собой другие задачи - обратить внимание детей на то, что можно не просто наблюдать за рыбкой, но и любоваться красотой аквариума; можно отдельно понаблюдать за растениями, за улитками и так далее.
Организация наблюдений:
1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу, а вокруг аквариума - не более пяти человек.
2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.
4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.
Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:
призыв вместе посмотреть что-то интересное;
ласковая интригующая интонация;
загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.
Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.
Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:
продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;
убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;
настроить правильную подсветку и так далее.
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
13PAGE 15
13PAGE 143315
Root Entry#,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-1
·
·Й Й #,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-1
·
·