Изменения в системе «педагог-воспитанник» основа преобразования методов, форм, средств обучения, воспитания и развития дошкольников

Изменения в системе «педагог-воспитанник»
основа преобразования методов, форм, средств обучения, воспитания и развития дошкольников

Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому - и я научусь.
Китайская мудрость

Если раньше основная цель дошкольного образования (ДО) была подготовка дошкольника к школе, то на современном этапе, в контексте ФГОС ДО, главная и основная цель дошкольного образования – поддержка разнообразия детства, индивидуальности, инициативы и самостоятельности каждого ребенка в ДОО (ФГОС ДО п. 3.2.5.).

Признание новых целей системы образования должно повлечь за собой изменения в системе «педагог – воспитанник», что в свою очередь станет основой преобразования других структурных компонентов педагогического процесса: методов и приемов педагогической деятельности, средств обучения, воспитания, развития дошкольников.

Основа педагогического процесса – это взаимодействие взрослых и детей.

Педагогическое взаимодействие осуществляется в форме:
совместной деятельности педагога и воспитанников, а также
самостоятельной деятельности детей.

Рассмотрим более подробно форму совместной деятельности педагога и воспитанников.

Признаки различных моделей организации образовательного процесса


1 модель
2 модель

Участники образовательного процесса
Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого (взрослый управляет, манипулирует ребенком, занимает более активную позицию)
Ребенок – субъект взаимодействия со взрослым (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок если не равен, то равноценен взрослому; ребенок активен не менее взрослого



Организация образовательного процесса
Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых образцов и шаблонов
Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей



Форма организации учебного процесса
Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная.
Монолог взрослого – преобладание словесных методов работы).
Рассадка «взрослый напротив ребенка).
Организация детской деятельности в различных, адекватных дошкольному возрасту формах.
Диалог (общение) взрослого и ребенка.
Рассадка взрослых и детей «по кругу».



Участие в образовательном процессе
Обязательность участия в образовательном процессе.
Основной мотив участия в образовательном процессе – авторитет взрослых.

Необязательность участия.
Основной мотив участия (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка.


Итак, мы рассмотрели с вами 2 модели организации образовательного процесса. Какая модель, по - вашему мнению, соответствует новым целям и содержанию образования? (2 модель).

Организация ОД в такой форме связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога и отличается наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой организации деятельности, что предполагает:
Включение воспитателя в деятельность наравне с детьми.
Добровольное присоединение детей к деятельности
Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации рабочего пространства).
Открытый временной конец образовательной деятельности.

Теперь рассмотрим самостоятельную деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей - свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей среды, обеспечивающий выбор каждым ребенком деятельности по интересам, позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому сейчас так востребован деятельностный подход при организации образовательного процесса в ДОО.

Деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной активности ребенка.

На первый план здесь выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Цель ДП - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом - значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни.
Ребенок учится самостоятельно ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.

ДП к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

Роль педагога в осуществлении ДП велика, т.к. педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе.
Формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он принимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового знания.
Ребенок – деятель в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса.

В рамках ДП перед педагогом стоят следующие задачи:
1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения ребенком знаний мотивированным.
2. Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения.
3.Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

«Золотые правила» деятельностного подхода:

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
Веди ребенка от собственного опыта к общественному.
Будь не «над», а «рядом».
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
Учи анализировать каждый этап работы.
Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Изменение принципов построения взаимодействия между педагогами и детьми определяет необходимость пересмотра арсенала методов, используемых воспитателем.
Метод ( с. 7) способ действия, достижения цели
Беседа о методах. Какие методы вы знаете?
Наглядные – показ картин, иллюстраций, использование средств ТСО, дидактические пособия и т.д.
Словесные – рассказ, беседа, чтение без опоры на наглядность.
Практические – реализация полученных ЗУН на практике – упражнения, игры, инсценировки, проекты, поручения и т.д.
Это все пассивные методы, когда знание ребенку дается в готовом виде.

Решение современных задач дошкольного образования требует использования активных методов организации детских видов деятельности:
Активный метод обучения - система методов, которые обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе освоения знаний.

Они строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, на использовании знаний и опыты обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечение в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению.

Активные методы обучения
Метод проблемного изложения.
Частично поисковый метод.
Исследовательский метод.

Давайте рассмотрим примеры организации познавательно – исследовательской деятельности.

Метод проблемного изложения.

Метод
Содержание задания

Репродуктивный
Назовите птиц, изображенных на картинке. Расскажите, чем они питаются.

Проблемного изложения
К нам в гости прилетела Синичка с просьбой о помощи. Она хочет устроить птичью столовую, но не знает, как это сделать.


В первом случае задание дается напрямую и предполагает воспроизведение детьми определенной информации.
Использование метода проблемного изложения обеспечивает мотивационную основу деятельности, стимулирует выбор и припоминание детьми необходимой информации, ее систематизацию, дает последовательность изложения.





Частично – поисковый метод в работе с загадками.

Традиционными методами работы с загадками в ДОУ являются ознакомление с отгадкой и угадывание. Таким образом, не используется развивающий потенциал загадок.
Использование эвристической беседы (частично поисковый метод) по тексту загадок позволяет решить ряд образовательных задач: учить следить детей за ходом рассуждения, анализировать текст загадки, выделять признаки и характерные действия загаданного объекта, при помощи педагога систематизировать полученную информацию, делать вывод, развивать воображение, способность концентрировать внимание, происходит активизация словарного запаса.

Преогромный великан
Поднял руку к облакам.
Он работник очень важный
Строит дом многоэтажный. (Подъемный кран).

Содержание беседы строится в зависимости дали дети правильный ответ или нет.

Содержание беседы

Неправильный ответ
Правильный ответ

Внимательно слушайте еще раз и ответьте на вопрос: «Что делает великан». (Строит дом многоэтажный).
Где строят дома?
Персонаж рассказывает нам о тех машинах, которые видел в городе. Какая машина есть на стройке?
Для чего используют подъемный кран?
Как вы думаете, почему персонаж назвал подъемный кран великаном?

Чем похожа стрела крана на руку?


Таким образом, выбор активных методов организации детских видов деятельности позволяет обеспечить субъектную позицию ребенка в образовательном процессе, поддержать и амплифицировать естественный ход развития психических процессов, коммуникативных способностей, личностного становления.

Важным условием эффективности использования активных методов, решения задач поддержки процессов развития дошкольников, является увеличение доли самостоятельности детей при осуществлении различных видов деятельности.
Педагогу необходимо не только правильно выбирать методы обучения (воспитания), но и обеспечивать соответствующей зоне ближайшего развития ребенка уровень сложности заданий, ситуаций, в которые погружаются дети, всегда поддерживать у детей инициативу, активность, любознательность, самостоятельность, умение принять решение, не бояться, что получится не правильно, а также чувство успешности и гордости за свои достижения. Активизировать детей на обязательное обоснование своего мнения при ответе. В процессе образовательной деятельности у ребенка должен главенствовать дух открытия.

Материал для презентации «Изменения в системе «педагог-воспитанник»
основа преобразования методов, форм, средств обучения, воспитания и развития дошкольников». (См. Презентацию с одноименным названием).





















15