Развитие двигательной активности на уроках физкультуры
«Развитие двигательной активности и двигательных способностей посредством подвижных игр»
Выполнила:
С.Ю. Бриллиантова
учитель физической культуры
МАОУ «Григоровская основная общеобразовательная школа»
Новгородского муниципального района
Великий Новгород 2015
Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Люди давно знают, что здоровье – наивысшая ценность в жизни, но последнее время проблема развития двигательных способностей детей выступила на первый план. Жизнь современного человека характеризуется высоким удельным весом гипокинезии и гиподинамии, и все это при том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность, отсутствие физических нагрузок в первую очередь отрицательно сказываются на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводят к ожирению, нарушению осанки, эндокринным заболеваниям (диабет), снижают устойчивость к инфекционным заболеваниям и нервно-психическим стрессам. Особенно страдают от гиподинамии школьники: согласно статистике, 85 % времени своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить, сидя за рабочим столом, просмотру телепередач уделяется до 24 часов в неделю. Наукой давно доказано вредность сидячего образа жизни. Если мы раньше большее время находились в спортивном зале, то появившиеся в последнее время компьютерные игры усугубили обездвиженность детей и подростков. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 %, все это и обуславливает актуальность моей разработки, направленной на улучшение здоровья, привитию им потребности в здоровом образе жизни, развитию двигательных качеств посредством применения на уроках физической культуры подвижных игр.
Актуальность заявленной темы обуславливается тем, что в нашем регионе, как и в других, 50 % детей имеют различные функциональные отклонения и низкий уровень физического развития. У детей ослаблен интерес к предмету.
Кроме того, результаты диагностики в нашей школе показали, что уровень развития двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости находится у многих детей на слабом уровне. Есть дети, страдающие различными заболеваниями, 3 % учащимся врачами рекомендованы занятия в группах лечебной физической культуры. Все выше сказанное и определяет актуальность выбранной темы.
Формирование двигательных качеств разработано в методиках физкультуры, однако в этих пособиях недостаточно учитывалась эта проблема. Нельзя насильно заставить школьника заниматься какой-либо деятельностью, а тем более заботиться о своем здоровье, нужны определенные мотивы, стимулы. Ребенок должен сам захотеть изменить отношение к самому себе.
Теоретическая предпосылка моей разработки вытекает из тезиса о том, что школьникам всех времен гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя активно и настойчиво трудиться.
Под игрой, вслед за Селевко Г.К., я понимаю – вид деятельности, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовали в древности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение. Существуют: подвижные, обучающие, тренирующие, сюжетные, подражающие игры. Но особое место на уроке физической культуры среди них занимают подвижные игры.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, считает ученый Е.М.Минскин, что в своей совокупности они исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, лазание и поэтому являются самым универсальным средством физического воспитания.
Применяемые мною на уроках подвижные игры способствуют развитию таких физических качеств, как: ловкость, сила, выносливость, быстрота, гибкость и т.д.
Под силой понимаю – способность преодолевать внешние усилия воздействия. Под ловкостью – способность человека перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с обстановкой. Под быстротой понимаю – способность человека совершать максимум движений в единицу времени. (Г.К.Селевко)
Из опыта работы доктора педагогических наук Ю.Г.Коджаспирова, для меня наиболее важно, то, что используемые им игры одновременно облегчают и конкретизируют пути их практической реализации, преследуют цели стимулированного, избирательного развития наиболее важной в данных конкретных условиях группы физических и психических качеств, умений и навыков, обеспечивающих более успешное выполнение запланированных на данном уроке основных учебных заданий.
При реализации двигательных навыков я использовала опыт учителя из Омска. Для меня наиболее значимо то, что весь комплекс педагогических задач при обучении двигательным действиям для учащихся младших классов, возможно решать, используя игры.
В процессе создания моей разработки я использовала опыт работы учителя С.П.Журкова из Брянской области. Он считает, и это важно для меня, что в процессе игры оптимизируется подвижность нервных процессов, что приводит к усилению умственной деятельности, порождаемые игрой положительные эмоции способствуют проверке в условиях максимального напряжения физических и психических возможностей учащихся.
При этом четко придерживаюсь рекомендаций известного психолога М.Р.Львова, о принципе последовательности и систематичности использования игр, а не от случая к случаю, постепенно их усложняя. Только в этом случае игра будет не только обучать, развивать и воспитывать, но и выполнять профилактическую функцию, стирать страхи, неврозы, стрессы, агрессию.
Мой педагогический замысел основывается на том, чтобы успешно развивать двигательные качества посредством подвижных игр. Использую подвижные игры, где особое значение уделяется решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. При этом особый акцент надо делать на привитии интереса и потребности к повседневным занятиям физической культурой и спортом, получении необходимых знаний, формируемыми игровой деятельностью, укреплению здоровья, двигательных качеств, учитывая условия проведения игр, исходя из поставленных задач на уроке, уровень подготовленности учащихся, их индивидуальные и умственные особенности.
В многогранности игры, как метода обучения и воспитания, я убеждаюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности. Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. При умелом руководстве игрой, она способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку ( знающим, неумелого ( умельцем. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанье, метание, передаче и ловле, и, таким образом, является эффективным средством для развития двигательных качеств.
Двигательные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряженных физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха. Правильно проводимые игры способствуют развитию ловкости, силы, выносливости, быстроты, а также внимательности, сообразительности, а коллективные игры ( воспитанию дружбы и товарищества.
Мною отработаны и систематизированы подвижные игры для каждого раздела учебной программы. Я считаю, что применяемые мною подвижные игры, являются одним из важнейших средств физического воспитания, так как требуют активных двигательных действий. Как показывает опыт, эти игры приспособлены к типовым условиям школьных занятий и осуществляются преимущественно фронтальным методом, когда одновременно играет весь класс, и никто из учеников не простаивает в долгом и томительном ожидании своей очереди, теряя драгоценное время.
Каждый урок строится на воспитании интереса к занятиям. Я знакомлю детей с подвижными играми, которые можно рассматривать как тренировку перед серьезной и ответственной работой. Привожу детей к пониманию, что игра является специальным упражнением, нацеленное на овладение тех или иных двигательных качеств.
Следует заметить, предлагаемые мною игры не требуют длительной организационно-подготовительной работы, доступны по содержанию, на разучивание не требуется много времени.
В процессе проведения подвижных игр серьезное внимание уделяю строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники безопасности, корректному поведению играющих и соблюдению правил игры.
При проведении игры особое внимание уделяю, наряду с физическим развитием, нравственному воспитанию, развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности, честности, справедливости.
Играя, учащиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель.
Применяемые мною подвижные игры обеспечивают разностороннее развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости.
Мой опыт применения подвижных игр в практике может быть представлен в виде блоков.
I блок представлен на развитие выносливости.
Особенностью этого блока является проведение игр на свежем воздухе.
Выносливость – это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.
Выделяют общую выносливость, а также выносливость к деятельности силового и скоростного характера.
Для развития различных видов выносливости необходимо:
выполнять двигательные действия, постепенно увеличивая их длительность до наступления утомления;
воспитывать свою волю для развития способности стойко переносить неприятные ощущения утомления;
повторять упражнения или игры после полного восстановления.
Наиболее распространенными средствами развития выносливости являются: продолжительный бег, передвижение на лыжах.
Игры:
«Гонка с выбыванием»
Подготовка: с помощью флажков размечается круг Д = 9-12 м, отмечается линия старта-финиша.
Описание: по сигналу все бегут по внешнему кругу против часовой стрелки.
После двух кругов из игры выбывает участник, который последним пересек контрольную линию старта.
Участники могут бежать:
с набивными мячами;
в поясах с отягощением;
с рюкзаками с грузом.
Победителем становится тот, кто останется лидером.
«Карусель»
Подготовка: из веревки длиной 8-10 м со связанными на земле, концами делается круг.
Описание: по сигналу ведущего играющие подбегают к веревке, поднимают ее с земли и, держась за нее правыми (или левыми) руками, ходят по кругу и говорят нараспев:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом!
Сначала дети двигаются медленно, а после слова «бегом!» бегут. По команде ведущего «Поворот!» играющие быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположном направлении. Ведущий подает следующую команду:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра.
Движение карусели постепенно замедляется, а затем карусель останавливается. Дети кладут веревку на землю и разбегаются по площадке. По новому сигналу они снова спешат сесть на карусель (взяться рукой за веревку), и игра возобновляется.
Занимать места на карусели можно только после сигнала в течение 3-5 секунд, опоздавшие на карусели не катаются.
II блок представлен на развитие силы.
Хорошо развитая сила – это крепкие мышцы, красивая осанка, залог успеха в любом виде двигательной активности.
Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Для развития силовых способностей используются упражнения с повышенным сопротивлением.
Основным условием для их развития является максимальное напряжение различных групп мышц. Оно может достигаться небольшим количеством повторений упражнений с отягощением (до 1,5-2 кг), максимальным числом повторений или выполнением их с наибольшей скоростью с большим весом (до 1-1,5 кг).
Для развития силы используют отягощения гантели, набивные мячи, гири, бег в гору, по воде, против ветра и т.п. или преодоления собственного веса. Проявлять максимальные усилия не рекомендуется, так как они отрицательно влияют на рост подростка.
Упражнения для развития силы сначала повторяются 8-10 раз. Затем в течение 1,5-2 месяцев, тренируясь с тем же весом, увеличивая количество повторений до 15-20 раз.
Упражнения для развития силы следует выполнять 2-3 раза в неделю, после каждого занятия делать упражнения на растягивание и расслабление мышц.
Игры:
«Кто сильнее»
Подготовка: посредине площадки чертится линия. Справа и слева от нее параллельно ей чертятся еще две линии на расстоянии 1-1,5 м от средней линии. Играющие делятся на две равные команды и строятся около средней линии одна команда лицом к другой.
Игроки команд (противники) должны быть примерно одинаковы по росту и силе.
Описание: игроки, стоящие друг против друга, подходят к средней линии, берутся за правые руки (желательно за запястье), левые кладут за спину.
По сигналу ведущего игроки начинают тянуть в свою сторону противников, стараясь перетянуть их за черту, находящуюся за спиной. Перетянутый за черту игрок остается на стороне противника до подсчета очков.
Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или другую сторону. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть больше игроков.
«Бой петухов»
Подготовка: чертится круг диаметром в 2 м.
Описание: в него встают два игрока, каждый из них одну ногу сгибает в колене и поддерживает рукой, другую руку держит за спиной. По сигналу ведущего игроки плечом стараются вытолкнуть друг друга из круга. Побежденным считается тот, кто опускает вторую ногу или выходит за круг.
III блок представлен на развитие ловкости.
Наличие ловкости способствует развитию таких важнейших качеств личности, как воля, решительность, инициатива, сообразительность, память, внимание и др.
Ловкость – это комплекс определенно психических двигательных способностей, обеспечивающих выполнение любой двигательной задачи правильно, точно, быстро, рационально, экономно и находчиво.
Для развития ловкости необходимо освоить как можно больше разнообразных двигательных навыков, научиться использовать их в разных условиях, т.е. уметь быстро перестраивать свои двигательные качества в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
В процессе развития ловкости применяются необычные исходные положения, зеркальное выполнение упражнений, изменение скорости или темпа движений, границ площадок и количества играющих, смена способов выполнения упражнений, усложнение условий, в которых выполняются движения, изменение противодействий занимающихся при парных или групповых упражнениях, условия, повышающие проявление двигательной активности, имеющиеся двигательные навыки в подвижных, спортивных играх.
Упражнения, направленные на развитие ловкости, достаточно быстро ведут к утомлению, поэтому их лучше выполнять до силовых упражнений.
Игры:
«Волк и ягненок»
Подготовка: играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друга за талию. Первый изображает пастуха, последний ( ягненка, остальные ( овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему).
Описание: по сигналу ведущего «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», ведущий назначает новых «волков», «пастуха», и «ягненка», и игра возобновляется.
«Защита укрепления»
Подготовка: играющие образуют круг, в центре которого укрепление (треножник из гимнастических палок или нескольких гимнастических булав). Один игрок назначается сторожем.
Описание: игроки за линией круга пытаются разрушить мячом укрепление, а сторож пытается отбить мяч любой частью тела (руками, ногами, туловищем). Игрок, разрушивший укрепление, становится сторожем. Если укрепление построено из большого количества булав, например, из пяти, ( оно считается разрушенным лишь в том случае, когда повалены все пять булав. Одну-две поваленные булавы сторож может поставить опять, но в это время разрешается бить мячом по укреплению.
В рамках урока, подвижные игры в тесной взаимосвязи с общеразвивающими и специальными упражнениями, помогают мне решать запланированные задачи. Планируя подвижные игры, учитываю нагрузку урока и, собственно определяю их цель и место среди других упражнений.
Оригинальность и новизна моего подхода заключаются в том, что зачастую, особенно с младшими школьниками, уроки начинаю и заканчиваю нетрадиционно. Дети входят в зал, преодолевая различные посильные препятствия (например, шина от автомобильного колеса), войдя, ищут спрятанный предмет. Такое начало нацеливает на предстоящую работу, вводит их в атмосферу занятий.
Игры-эстафеты сопровождаю стихами. Когда произносятся стихи, эстафеты превращаются в красочное зрелище, создается концертный колорит.
Используемая система игр обеспечивает сознательное выполнение учащимися действий, направленных на формирование и реализацию внутренней мотивации к двигательной активности, повышает уровень физического здоровья учащихся, положительно изменяется психика школьников, появляется целеустремленность, оптимизм, уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию.
Результативность моей работы выразилась в том, что у детей повысился интерес к физической культуре и игровым формам обучения. Они стали творчески относиться к учебному предмету. Это выразилось в том, что учащиеся стали осознанно работать над формированием своего физического развития.
Если в начале дети имели низкие результаты в беге, прыжках, подтягивании, сгибании и разгибании рук в упоре лежа (особенно девочки), то теперь научились и успешно справляются с президентским тестированием, являющимся основной оценкой уровня физического развития учащихся. Многие учащиеся выполняют нормы I, II и III юношеского спортивного разряда по легкой атлетике и лыжам.
Раньше учащиеся не владели в достаточной мере спортивной терминологией, не знали разделов учебной программы физической культуры, не в полном объеме знали правила спортивных игр, то в процессе планомерной теоретической подготовки учащиеся научились различать виды строя, знают определения строевых упражнений, могут грамотно и последовательно провести разминку, составить комплекс утренней гимнастики, освоили правила спортивных игр, даже тех, которые не входят в школьную программу, такие как русская лапта, настольный теннис. В девятом классе выпускники охотно сдают по выбору экзамен по физической культуре. Наряду с высоким уровнем физической подготовленности, учащиеся показывают хорошие знания теоретического материала. На «4» и «5» в среднем сдают 95 % учащихся.
Многие учащиеся приобщились к активным занятиям – активным видам спорта, 60 % учащихся посещают спортивные секции, организованные у нас в школе и секции Великого Новгорода.
Мои учащиеся неоднократно становились призерами первенства Новгородского района по легкой атлетике, русской лапте, лыжным гонкам. Защищали честь Новгородского района на областных соревнованиях. Ученица 8 класса была третьей в легкоатлетическом кроссе.
Своим опытом я делилась на методическом объединении района, на педсовете в школе. Делилась своим опытом на курсах. Мой опыт в целом был достаточно высоко оценен коллегами, особенно их заинтересовали разработанные мною игры-эстафеты, сопровождающиеся стихами.
Учителями было признано, что мой опыт может быть использован учителями физической культуры нашего района. Кроме того, мой опыт может быть взят на вооружение и учителями группы продленного дня.
Литература
Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Кофмана Л.Б. М., 1998
Знаменский Б.Т. Здоровье и окружающая среда. М., 1992
Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе М., 1998
Коротков И.М. Подвижные игры детей М., 1987
Физическая культура. Под ред. Виленского М.Я. М., 2002
Вилитченко В.К. Специфика занятий отдельными видами спорта М., 1998
Лях В.И. Мой друг ( физкультура М., 2002
Гурвич Л.Б. Работа воспитателя в группе продленного дня М., 1982
Беляева Л.В., Коротков И.Н. Подвижные игры. М., 1981
Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. Под ред. В.И.Ляха и
Г.Б. Мейксона. М., 2002
15