РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Фунтиков В.В.,
учитель физической культуры
МАОУ «СОШ№2 с УИОП»
г.Губкин Белгородская область
Направления развития современного школьного образования заставляют по-новому смотреть на проблему преподавания физической культуры в школе. Одной из главных задач образовательной деятельности является формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, увеличение двигательной активности и физической подготовленности.
Как показывает практика, современных условиях школьники стали меньше двигаться, поэтому дефицит движения могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы- уроки физической культуры и занятия во внеурочной деятельности.
Если ученик систематически их посещает, это способствует своевременному формированию мышечной системы, обеспечивает предотвращение дисбалансов в ее развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Регулярные занятия физкультурой позволяют развивать координационные способности и двигательные навыки, что может помочь ребенку, если он окажется в экстремальной ситуации.
Стремясь заинтересовать учеников в ведении здорового образа жизни, приобщить их к регулярным занятиям физической культурой, строю уроки на основе разнообразных, в том числе нестандартных, приемов и методов. Использую современные педагогические технологии: интерактивного, дифференцированного обучения, игровые, в том числе на основе народных, подвижных и спортивных игр. Применение активных форм и методов обучения на основе современных образовательных технологий позволяет вовлекать учащихся в процесс совершенствования собственной физической природы, развивать двигательную активность.
Среди разнообразный форм и типов уроков особое внимание уделяю урокам на основе подвижных игр, поскольку в игровой самостоятельной двигательной деятельности развиваются как двигательные качества детей, так и нравственно-волевые - инициатива, самостоятельность, коллективизм. Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются учащимися в систематических упражнениях. Как показывает практика, систематическое проведение подвижных игр развивает у учащихся умение управлять своими движениями, дисциплинирует тело. Благодаря игре у детей развиваются ловкость, быстрота, они учатся строго выполнять правила, ценить товарищество и взаимовыручку. Кроме того, игра всегда сопровождается радостными и бурными эмоциями, которые оздоравливают организм детей. Помимо радости и удовольствия, игра содействует работе крупных мышечных групп; разнообразие движений в ней препятствует утомлению; она развивает личную инициативу, психофизические качества; смелость, находчивость, дисциплину; тренирует анализаторные системы.
Игровой метод использую как на уроках физической культуры, так и во внеурочной деятельности. При планировании игры учитываю возраст детей, уровень их подготовки, а также сложность и подвижность игры. Упражнения и виды деятельности подбираю таким образом, чтобы они способствовали развитию координационных, скоростно-силовых, силовых, скоростных способностей, а также гибкости. К примеру, на уроках физической культуры в начальных классах, а также во внеурочной деятельности провожу следующие игры:
- на координацию движений, развитие ловкости и гибкости – «Охотники и утки», «Подвижная цель»;
- на развитие скоростно-силовых качеств – «Эстафеты с прыжками в длину, в высоту», «Движущийся барьер», «Не погаси факел»;
- на развитие быстроты – «Самый быстрый», «Поймай скакалку», «Воробушки»;
- на развитие силы – «Хитрая лисичка и курочки», «Петушки- забияки»;
- на развитие выносливости –«Кузнечики», «Уйти от преследования».
Все подвижные игры основаны на разнообразных двигательных действиях, однако, при подборе игр учитываю как их комплексное воздействие, так и влияние на развитие определенных качеств.
Так, в играх, способствующих развитию силы, использую набивные мячи, гантели, скамейки, гимнастическую стенку, брусья, вертикальный канат. Подбираю упражнения, направленные в основном на укрепление крупных мышечных групп - спины, живота, шеи, плечевого пояса, рук и ног. Для развития силы мышц спины и таза учащиеся выполняют наклоны, повороты туловища, поднимание ног, при этом задания усложняются с возрастом, при переходе из класса в класс.
Важным физическим качеством является быстрота. Для его развития применяю различные упражнения в быстром темпе, старты, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью, бег с ускорением, прыжки в длину с разбега, игры, требующие быстрой реакции и двигательных действий. Целесообразны также игры и упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, поэтому использую мяч, действия с которым укрепляют мышцы рук и плечевого пояса, способствуют выполнению быстрых движений.
Скоростные качества развиваются при выполнении упражнений с предметами – при бросании, ловле, перекладывании.
Особое внимание уделяю развитию выносливости – важнейшему физическому качеству, проявляющемуся как в спортивной, так и в повседневной жизни людей. Основным средством развития общей выносливости служат подвижные игры, эстафеты, преодоление «полос препятствий».
Сложным комплексным двигательным качеством является ловкость. Это качество проявляется в умении быстро перестраиваться в соответствии с меняющейся обстановкой. Ее основу составляют координационные способности быстро, точно, целесообразно, находчиво решать двигательные задачи. Развитию данных способностей особенно способствуют спортивные игры.
Как показывает опыт, подвижные игры - одно из самых любимых занятий детей, они являются комплексным средством физического развития, способствуют полноценному развитию растущего организма. В частности, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки, активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, улучшают кровообращение и содействуют закаливанию.
Забота о здоровье детей - дело государственной важности. уроки физической культуры, занятия во внеурочной деятельности, направленные на развитие двигательной активности, совершенствование физических способностей позволяют нам, педагогам, внести в него свой вклад.