Специфические методы и приемы обучения и воспитания учащихся
Специфические методы и приемы обучения и воспитания учащихся с ЗПР
1.1.Актуальность.
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Быстрое изменение социальных стереотипов, трансформация материальных ценностей в совокупности с объективно ухудшающимися условиями жизни большинства семей ведут к росту психоэмоциональных перегрузок детей, стрессовых ситуаций, применению насилия со стороны родителей. В последнее время четко отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья подростков. Основными формами психической патологии детей и подростков являются неврозы, психопатии, девиантное поведение. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается.
В исследованиях личностной сферы детей с задержкой психического развития отмечаются инфантильные черты характера, проявляющиеся в преобладании игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость и уход от ответственности, неадекватная самооценка, слабо сформированная саморегуляция. Детям трудно управлять своим поведением, вести себя в соответствии с требованиями ситуации, намеренно регулировать различные психические процессы и состояния.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, генетические факторы и т.д.
У детей с задержкой психического развития на фоне первично-сохранной познавательной деятельности отмечается недоразвитие наиболее сложных форм мышления, обусловленное повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться над предложенным заданием. Все это приводит к неуспеваемости детей в массовой школе.
В педагогическом отношении именно эти дети представляют собой «группу риска». Учебные нагрузки, посильные для здоровых, развитых школьников для них оказываются непосильными или связанными с опасным перенапряжением умственных и физических сил. Многие из них уже с первых лет обучения становятся хронически отстающими, неуспевающими. Обычные среди педагогов объяснения причин школьной неуспеваемости и трудновоспитуемости – нерадивость, лень, нежелание учиться, отсутствие познавательных интересов в этих случаях оказываются несоответствующими действительной природе этих явлений.
Любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения определяются термином «школьная дезадаптация». Основные признаки: затруднения в учебе, различные нарушения школьных норм поведения. К категориям детей с нарушениями школьной адаптации относятся, прежде всего, дети с недостаточными способностями к обучению.
В школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, ее формирование обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка.
У неуспевающего ребенка возникает немало проблем, порождаемых, прежде всего неадекватностью педагогических воздействий и формирующимся на их основе взаимным чувством неприязни. Основные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости:
недостатки в подготовке ребенка к школе, социально – педагогическая запущенность;
длительная психическая деривация (ограничение, угнетение);
соматическая ослабленность ребенка;
нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
нарушения формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия);
нейродинамические нарушения (гипердинамический синдром, психомоторная заторможенность);
эмоциональные расстройства и т. д.
Таким образом, трудности, которые могут возникать, у ребенка в период обучения связаны с воздействием большого числа факторов, которые сочетаются друг с другом, образуя сложную структуру нарушения школьной адаптации.
1.2. Проблема.
Выделение слабоуспевающих учеников в классы коррекционно–развивающего обучения (КРО) полностью проблему не решает, так как каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности и типологические различия. Поэтому важной задачей организации КРО является изучение и учет индивидуальных особенностей ученика.
Такие дети, в силу различных причин генетического, физиологического и социального свойства, приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. У таких детей плохо развито логическое мышление, хотя патологических изменений в памяти нет. Они не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания учебного материала, у них отсутствуют навыки концентрации внимания. Уровень интуитивно – практического мышления выше словесно – логического. Они предпочитают показать, как надо сделать, чем объяснить. Им трудно перейти от отвлеченного к конкретному и наоборот. Для них характерно смещение понятий, трудности в формировании содержательных обобщений, формализм в усвоении знаний. Они проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, стремятся копировать уже известные способы решения, избегая интеллектуального напряжения даже при решении доступных им задач. У них низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас. Прием и переработка информации требует более длительного периода, чем у обычных детей.
Все перечисленные особенности представляют собой результат снижения тонуса общей познавательной активности, которая неразрывно связана с мотивационной сферой таких учащихся. Содержание этих особенностей разное.
Особенности, относящиеся к психическому развитию:
сниженная мотивация;
отсутствие волевых усилий;
отсутствие навыков запоминания и концентрации внимания;
психическая расторможенность;
задержка эмоционального развития;
гиперактивность;
быстрая утомляемость;
низкая работоспособность.
Особенности, относящиеся к мыслительной деятельности:
несформированность логических операций;
преобладание наглядно – действенного мышления;
мышление либо отвлеченное, либо конкретное;
более высокий уровень интуитивно – практического мышления по сравнению с логическим;
низкий темп продвижения по учебному материалу.
Особенности, относящиеся к организации учебной деятельности:
отсутствие интереса к предмету;
низкий самоконтроль;
низкая организованность учебной деятельности;
отсутствие навыков планирования учебной деятельности;
слабая заинтересованность в оценке.
Общие обязательные правила работы с детьми:
Осуществление на уроках индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его физического и психического развития;
Создание специальных условий обучения с использованием разнообразных методов, средств и организационных форм работы для максимальной активизации познавательной деятельности, развития логического мышления, формирования навыков учебной работы, запоминания учебного материала, концентрации внимания.
Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей ЗПР, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, своевременно и деликатно оказывать помощь каждому ребенку, постоянно подмечая все хорошее и развивать у них, таким образом, веру в свои силы и способности.
Применять разнообразные методы и средства обучения, с тем, чтобы предотвращать наступление переутомления и повышать работоспособность.
Осуществлять такую работу с использованием традиционных методов и средств обучения очень трудно и не всегда возможно.
2.Организация учебной деятельности.
2.1.Задачи обучения.
В связи с низким уровнем сформированости общеучебных знаний и умений программа должна быть составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учеников. Она должна предусматривать повторяемость в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса с постепенным переходом к отвлеченным и обобщенным знаниям. Следует предусмотреть работы по моделированию, составлению схем, планов, разнообразных упражнений и т.д. Программой должно быть предусмотрено формирование общеучебных умений и навыков и на их основе – усвоение, по крайней мере, минимума специальных опорных знаний, имеющих значение для всего курса. Такие ученики должны овладеть более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой знаний. Образовательно-практические задачи решаются путем формирования системы элементарных, но четких и правильных знаний и умений, которые необходимы каждому человеку.
2.2.Система специальных упражнений.
Систему коррекционно–развивающих упражнений (КРУ) следует рассматривать как важную систему процесса обучения, воспитания и развития школьников. Система КРУ – педагогически обоснованная совокупность заданий, адресованных тем или иным учащимся с учетом их способностей и уровня подготовки, направленная на коррекцию недостатков предшествующего развития личности. Ученики могут решать упражнения разной степени сложности, овладевать темами с разной степенью силы и устойчивости. Преимущества системы заключаются в том, что коррекция осуществляется непосредственно во время учебного процесса, на любом уроке, в любой его момент. Чтобы, система КРУ была эффективна необходимо, соблюдать ряд педагогических и методических требований:
Все упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения и учитывать требования программы к знаниям и умениям учащихся;
Система упражнений базируется на логической системе учебного процесса и развивается вместе с сопредельными науками;
Задания должны учитывать индивидуально–типологические особенности учащихся в познавательной деятельности, т.е. они должны быть посильными, но не слишком легкими;
Упражнения должны быть составлены так, чтобы умственное действие соответствовало характеру изучаемого материала и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий;
Задания должны активизировать и развивать различные познавательные умения, кроме того, при разнообразной деятельности школьники меньше утомляются, и быстрее развивается интерес к предмету и к учению вообще.
Особенности обучения:
Изложение учебного материала небольшими порциями;
Повторение осуществлять на протяжении длительного времени;
Задания с постепенным увеличением сложности;
Использование вспомогательных средств (инструкции, шаблоны, планы, алгоритмы, опорные конспекты);
Постоянный контроль над учебной деятельностью;
Помощь и внимание со стороны учителя;
Применение наглядности;
Стимулы повышения интереса к учению (занимательность)
Приемы обучения:
Работа в малых группах;
Глазами «написать» дату, тему….;
Дополнить запись;
Какая буква лишняя;
Цифровой диктант;
Кроссворд;
2.3.Дидактические функции комплексов КРУ
№ Комплексы КРУ Дидактические функции
1. Комплекс КРУ, обеспечивающий произвольность психических процессов, сформированность важнейших учебных действий.
Ориентация ученика на всю систему требований, определенных учебной задачей; принятие целей, заданных учителем; сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче; систематизация знаний, перенос учебных навыков; коррекция восприятия, тренировка памяти, развитие навыков запоминания.
2. Комплекс КРУ, направленный на развитие мышления.
Учет особенностей мышления, овладение навыками логических операций (абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, классификация, сравнение); выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей; развитие навыков самоконтроля.3. Комплекс КРУ, обеспечивающий коррекцию деятельности анализаторов.
Развитие произвольного восприятия, переключение внимания с одного вида деятельности на другой; тренировка доминантных анализаторов в ходе урока; работа по аккуратному оформлению заданий; самоконтроль и взаимоконтроль.
4. Комплекс КРУ, обеспечивающий поведенческую саморегуляцию.
Регуляция поведения и естественной двигательной активности, сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; способность к ответственному поведению, эмоционально- положительное восприятие учеником системы своих отношений со сверстниками и учителем; овладение навыками самоанализа, самоконтроля.
2.4.Примеры применения КРУ на уроках.
№ Тип упражнения Примеры
1. Коррекция восприятия. Какие буквы лишние? (например, в теме урока).
2. Развитие и концентрация внимания и памяти. Мозговой штурм (дается определение какого-то понятия с пропуском слова, нужно дополнить).
3. Словарная работа. Работа с новыми понятиями, вводимыми на уроке.
4. Коррекция зрительного восприятия, развитие оперативной памяти. Просмотр чего-нибудь, ответы на вопросы.
5. Упражнения на развитие зрительной памяти. Сравнение, сопоставление.
6. Развитие аналитико-синтетической деятельности. Прочитать тему урока, записанную с помощью знаков или цифр.
7. Развитие операции соотнесения. Математическое домино.
8. Коррекция слухового восприятия и логического восприятия. Найти лишнее слово.
9. Коррекция зрительного восприятия. Работа с цветом, карточки, различные геометрические фигуры.
10. Коррекция зрительного образа букв. Например, тема записана только верхней половиной букв, нужно найти (угадать) нижнюю половину букв.
11. Коррекция слухового восприятия. Отгадать загадку, кроссворд.
12. Синтез деятельности анализаторов. Работа с моделями, схемами, таблицами.
2.5.Уровни усвоения знаний и познавательной активности.
Воспроизведение знаний в готовом виде.
Выполнение по образцу.
Творческое применение знаний.
Примеры репродуктивных заданий:
задания по информации учителя (запись под диктовку плана, тезисов, определения; нахождение в объяснении прямого ответа на цепочку вопросов; составление схем);
задания по тексту учебника (нахождение ответа на вопрос; выписывание новых терминов; составление таблицы по тексту; составление плана);
задания по дополнительной литературе (нахождение ответов на вопросы учителя; рассказ, сообщение).
Примеры вариативных заданий:
запись фрагмента, информации по плану; составление схемы по устной информации, таблицы;
составление тезисов, заполнение сравнительной таблицы, выстраивание системы доказательств;
отбор материала, подготовка сообщения, доклада.
2.6.Уровни обучаемости (уровни самостоятельности в учебной деятельности):
3уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умения проектировать новые способы решения и т. д.).
2уровень обучаемости – высокий, прикладной (способность активно использовать новые знания в знакомой ситуации).
1уровень обучаемости – репродуктивный (понимает, запоминает новую информацию, применяет по алгоритму).
0уровень обучаемости – не проявляет даже минимальных возможностей (группа учебного риска).
2.7.Методика определения уровня обучаемости.
Выбрать небольшой по объему новый учебный материал, изложение и представление которого займет не более 7-8 минут (5-7 класс), 8-10 минут (8-9 класс), 10-12 минут (10-11класс).
Объяснить новый материал, работая по возможности в разных модальностях, чтобы создать равные условия для «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков».
Провести этап первичного закрепления информации (5-7 минут).
Провести самостоятельную работу из 5 вопросов:
Напишите, что вы узнали нового на уроке?
Ответьте на вопрос по содержанию нового материала (назвать, дать определение новому термину, воспроизвести формулу и т. д.);
Выполните задание по образцу;
Выполните задание в измененной ситуации;
Примените полученные знания в новой ситуации, найдите связь с предыдущим материалом, реальной жизнью, с другими учебными предметами.
Если выполнены все задания – 3уровень,
4 задания – 2уровень,
1,2, 3 задания – 1уровень.
2.8.Циклограмма мониторинга результативности учебного процесса.
месяц Этап и параметр диагностики Цель диагностики
сентябрь Уровень обученности и обучаемости;
уровень владения учеником основными общеучебными навыками;
уровень и вектор учебно-познавательной мотивации, проявляемой учеником на уроках;
особенности памяти, внимания. Установить: дозу педагогической помощи, какие виды заданий давать на разных этапах, формы работ и т. д.
декабрь Определить обученность по предмету за полугодие. Выявить динамику изменения обученности.
февраль Определить уровень сформированности мыслительных ОУУН. Динамика изменения владения мыслительных ОУУН
март Провести контрольно-методические срезы, определить уровень обучаемости Динамика изменения общего уровня учебных предметов.
апрель
май Определение уровня обученности, уровня владения учеником всеми ОУУН, уровень развития памяти, внимания, модальности. Определение динамики в обученности за год, определение роста владения учеником ОУУН, определение результативности работы учителя по развитию психофизической сферы ученика.
2.9.Ресурсы учебного успеха ученика
Ресурс учебного успеха Параметры индивидуального стиля учебной деятельности Единица или система измерения
«Знаю»
Объем и качество знаний. Обученность Оценка по предмету
«Умею»
Предметные и общеучебные навыки. Организационные 0(недопустимый уровень)
1 (недостаточный уровень)
2 (оптимальный уровень)
Коммуникативные Информационные мыслительные «Могу»
Психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы. Внимание 0(недопустимый уровень)
1 (недостаточный уровень)
2 (оптимальный уровень)
Память Модальность Аудиал, визуал, кинестетикДоминирование полушарий мозга Левое, правое, равные
«Хочу» Уровень развития мотивационно-потребностной сферы Социально-духовный,
социальный,
познавательный
базовый
В процессе формирования личности таких детей особенно важны успехи во время первых лет обучения в школе, поскольку на этом этапе ими осваиваются не только базисные навыки и знания, но и складываются взаимные отношения с одноклассниками, учителями. Оценка окружающих людей сильно влияет на самооценку ребенка. Очень важно, чтобы в ребенке присутствовала вера в свои силы, ощущение комфорта и защищенности, интерес и позитивное отношение к окружающему.
Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п.
В большинстве своем такие дети проживают в неблагополучных семьях. Такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.