Педсовет Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста
Конспект педсовета
Тема «Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста»
Повестка дня:
Выполнение решений предыдущего педагогического совета
Тихомирова И.В.
Актуальность социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста в современном обществе.
Тихомирова И.В.
Доклад «Общение дошкольников со сверстниками в онтогенезе»
Смирнова В.П.
Анализ взаимодействия детского коллектива в течение дня
Смирнова В.П.
Доклад «Развитие способов сотрудничества в совместной деятельности у детей дошкольного возраста»
Забродина Т.Г.
Аукцион педагогических идей:
Смирнова В.П.
Обсуждение проекта решения педагогического совета
Тихомирова И.В.
Тихомирова И.В.:
Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада видеть вас сегодня на нашем педагогическом совете, который непосредственно проблемам формирования навыков сотрудничества в детском коллективе.
Выбор этой темы обусловлен необходимостью активизации теоретических знаний педагогов по данному вопросу, совершенствования умений применить их в своей педагогической деятельности.
Итак, мы начинаем!
Смирнова В.П.:
Наш педагогический совет мы начнем с небольших вопросов. Вам будет представлено пять положений, если вы согласны с ними, выполните требуемое действие. Будьте внимательны!
Если вы считаете, что самое главное в деятельности педагогов любовь к детям, похлопайте в ладоши.
Если вы полагаете, что для воспитания детей полезнее практический опыт, чем теоретические знания, потопайте ногами.
Если вы уверены, что у каждого человека свой стиль общения, дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете, что взрослые обучаются общению так же, как и дети, кивните головой.
Если вы полагаете, что при общении эмоции не важны, закройте глаза.
Я вижу, что у вас открытые глаза, и все мы понимаем, что эмоции – это один из способов поднятия настроения, снятия напряжения и эмоциональной нагрузки. Вот вы и готовы к работе, у вас хорошее настроение.
Тихомирова И.В.
Результаты текущего контроля показали, что воспитатели детского сада выполняют решения предыдущего педагогического совета «Оптимизация работы по здоровьесбережению через создание здоровьесберегающего пространства и внедрение современных технологий, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья». Они увеличили время пребывания детей на свежем воздухе. На прогулке обязательно организуется двигательная деятельность. При организации подвижных игр, индивидуальных упражнений особое внимание уделяется движениям циклического характера. В течение дня рационально сочетают физические упражнения и технологии здороьесбережения.
Кроме того, в детском саду с начала учебного года начала работать творческая группа по разработке программы «Здоровый дошкольник». В течение прошлого учебного года была разработана брошюра «Методика засыпания «Волшебная звезда», буклеты «Гимнастика после дневного сна (картотека)» и Дыхательная гимнастика в детском саду (картотека)». Для организации физкультурных занятий педагоги освоили метод круговой тренировки.
Теперь перейдем к теме сегодняшнего педагогического совета «Формирование навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста».
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и свое место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Основные структуру личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально – коммуникативного развития – развитие ребенка во взаимодействии с окружающим его миром – становится особо актуальной на данном современном этапе.
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально – личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта ФГОС ДО.
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе своей является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Само слово «общество» произошло от латинского слова, означающего «товарищ», «друг», «приятель». Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима (позы). Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон и интонацию голоса.
Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как они, поэтому им трудно войти в положении другого человека, поставить себя на его место. Именно недостаточное взаимопонимание между людьми чаще всего является причиной конфликтов. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.
Еще сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребенка. Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства и желания других людей, причины их поступков, а ведь только в этом случае между людьми могут устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребенка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность вашего ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать.
Наша задача – сформировать навыки общения.
Как же развивается общение детей со сверстниками по мнению ученых?
Смирнова В.П.
Доклад «Развитие общения дошкольников со сверстниками в онтогенезе»
Тихомирова И.В.
В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В 4-5 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество. Какие же условия для развития навыков общения созданы у нас в детском саду?
Смирнова В.П.
Анализ взаимодействия детского коллектива в режиме дня.
Тихомирова И.В.
Таким образом, воспитанники детского сада имеют средний уровень развития коммуникативной деятельности. Сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно – непосредственный характер, то есть дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать оббщий способ решения задачи. Дети умеют слушать и договариваться, но не обнаруживают способности эмоционально пристраиваться к партнеру или в некоторых ситуациях проявляют недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате возникают конфликты, которые самостоятельно воспитанники решить не могут.
Какие же существуют способы формирования навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста?
Забродина Т.Г.
Доклад «Развитие способов сотрудничества в совместной деятельности у детей дошкольного возраста»
Тихомирова И.В.
Таким образом, для формирования навыков сотрудничества у детей необходимо:
Организация предметно – пространственной среды с использованием разнообразных наглядных форм.
Профилактическая работа психолога с детьми по личностному развитию.
Использование технологии сотрудничества в непосредственно образовательной деятельности.
Дидактические игры на развитие сотрудничества.
А сейчас, я приглашаю вас на аукцион педагогических идей, на котором вы сможете купить товар, который вам понравился.
Смирнова В.П.
Уважаемые коллеги!
Аукцион – это публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих - покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.
Лот достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки – купоны, которые лежат на столах. У каждого из вас имеется 5 купонов.
Итак, внимание! Аукцион открыт! Объявляются торги педагогическими идеями.
Сегодня на продажу выставлены следующие лоты:
Лот 1 «Современная педагогическая технология – технология сотрудничества»
Лот 2 «Цветок желаний»
Лот 3 Коробочка добрых дел»
Лот 4 Сборник дидактических игр на развитие навыков сотрудничества
Лот 5 «Современная педагогическая технология разрешения конфликта – техника активного слушания»
Представляем Лот 1 «Современная педагогическая технология – технология сотрудничества»
Захарова Г.П.
Сообщение «Использование технологии сотрудничества при организации непосредственно образовательной деятельности»
Смирнова В.П.
Итак, на продажу выставляется памятка по использованию технологии сотрудничества в непосредственно образовательной деятельности. Стартовая цена 2 купона.
Победителю вручается памятка
Смирнова В.П.
Представляем Лот 2 «Организация развивающей среды для формирования навыков сотрудничества»
Артемьева Н.Ю.
Сообщение «Организация развивающей среды для формирования навыков сотрудничества»
Смирнова В.П.
Итак, на продажу выставляется дидактическое пособие «Доска желаний». Стартовая цена 2 купона.
Победителю вручается пособие
Смирнова В.П.
Представляем Лот 3 «Организация развивающей среды для формирования навыков сотрудничества»
Сорокина И.Е.
Сообщение «Организация развивающей среды для формирования навыков сотрудничества»
Смирнова В.П.
Итак, на продажу выставляется дидактическое пособие «Коробочка добрых игр». Стартовая цена 2 купона.
Победителю вручается пособие
Смирнова В.П.
Представляем Лот 4 «Организация дидактических игр на развитие навыков сотрудничества»
Бахарева О.В.
Сообщение «Организация дидактических игр на развитие навыков сотрудничества»
Смирнова В.П.
Итак, на продажу выставляется сборник дидактических игр на развитие навыков сотрудничества. Стартовая цена 2 купона.
Победителю вручается сборник
Смирнова В.П.
Представляем Лот 5 ««Современная педагогическая технология разрешения конфликта – техника активного слушания»
Шипулина А.С.
Сообщение «Современная педагогическая технология разрешения конфликта – техника активного слушания»
Смирнова В.П.
Итак, на продажу выставляется памятка «Правила активного слушания». Стартовая цена 2 купона.
Победителю вручается памятка
Смирнова В.П.
Вот и завершился аукцион. Сегодня вы познакомились с формами работы по формированию навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста. И в заключение, мне бы хотелось, чтобы вы проранжировали эти формы работы, т.е. поставили баллы от 5 до 1 по степени значимости личнодля вас.
Тихомирова И.В.
В заключении педагогического совета, мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопросы:
Что нового вы сегодня узнали?
Что было самым запоминающимся?
Какие формы работы вам захотелось использовать в своей работе?
Ваши предложения.
Спасибо.
Итак, выношу на голосование проект решения педагогического совета.
Педагогу – психологу организовать и провести семинар для воспитателей «Техника активного слушания»
Ответственная – Шипулина А.С.
Срок – ноябрь 2015 г.
Старшему воспитателю организовать и провести:
Семинар «Технология сотрудничества в непосредственно образовательной деятельности»;
- мастер – класс по изучению дидактических игр, направленных на развитие навыков сотрудничества»
Ответственная – Смирнова В.П.
Срок – ноябрь 2015г.
Педагогам детского сада:
- использовать технологию сотрудничества при организации непосредственно образовательной деятельности;
- использовать технику активного слушания для решения конфликтных ситуаций;
- планировать дидактические игры, направленные на развитие навыков сотрудничества ежедневно;
- внести в развивающую предметно – пространственную среду группы дидактические пособия, направленные на развитие навыков сотрудничества.
Ответственные – воспитатели дошкольных групп
Срок – постоянно
Есть какие -то дополнения к проекту.
Голосуем.
Кто – за?
Кто против?
Кто воздержался?
Решение педсовета:
Педагогу – психологу организовать и провести семинар для воспитателей «Техника активного слушания»
Ответственная – Шипулина А.С.
Срок – ноябрь 2015 г.
Старшему воспитателю организовать и провести:
Семинар «Технология сотрудничества в непосредственно образовательной деятельности»;
- мастер – класс по изучению дидактических игр, направленных на развитие навыков сотрудничества»
Ответственная – Смирнова В.П.
Срок – ноябрь 2015г.
Педагогам детского сада:
- использовать технологию сотрудничества при организации непосредственно образовательной деятельности;
- использовать технику активного слушания для решения конфликтных ситуаций;
- планировать дидактические игры, направленные на развитие навыков сотрудничества ежедневно;
- внести в развивающую предметно – пространственную среду группы дидактические пособия, направленные на развитие навыков сотрудничества.
Ответственные – воспитатели дошкольных групп
Срок – постоянно
Голосовали: За – 9 человек
Против – 0
Воздержались – 0
Секретарь В.П. Смирнова
Председатель педагогического совета И.В.Тихомирова