Доклад на тему: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Эффективность работы школы в настоящее время определяется развитием творческих способностей каждого ученика, формированием творческой личности, подготовкой её к жизни в процессе учебы.
Известно, что важным средством формирования таких способностей является развивающая направленность образования.
Более 10 лет работы по системе Н.Ф.Виноградовой (технология развивающего обучения) позволяют создать необходимые условия для проявления познавательной активности учащихся. Это способствует личностному развитию, раскрытию их творческих способностей.
Для достижения цели используется много путей, основным из которых является создание проблемных ситуаций, когда дети не получают знания в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
Развитию у школьников навыков исследовательской деятельности способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения используются такие ситуации, где ученик должен защищать своё мнение, приводить в его защиту доказательства, выяснять непонятное, задавать вопросы учителю, одноклассникам. Это может быть рецензирование сочинений и других работ товарищей, что связано с экспертизой, советом, поиском главного.
Исследовательская работа в начальной школе ведётся в двух направлениях.
Первое- это групповая исследовательская работа, которая связана с программным материалом. К таким урокам приходится просматривать большой объём материала, продумывать активные формы работы, так как это урок-исследования. Исследование может занять весь урок или только пять минут, но дети должны видеть его результат. На этих уроках уделяется большое внимание активным и групповым формам работы. На таких уроках дети учатся представлять информацию разными способами, так как это необходимо для работы над личным исследовательским проектом. Формы представления информации могут быть разными: плакаты, рисунки, задачники, книжки - малышки, рассказы, фотографии.
Другое направление в исследовательской работе – это личный исследовательский проект. Общая тенденция личного исследовательского проекта – поисковый проект, который акцентирует внимание именно на поиске, исследовании, ученик выбирает и внимательно изучает ту тему, которая ему интересна.
В большей степени увлекает ребят групповая работа, где они учатся работать сообща. Они учатся систематизировать и анализировать информацию, которую они собирают из разных источников, учатся обобщать и делать выводы. Примером такого вида деятельности может служить проект, который направлен на исследование взаимозависимости компонентов экосистемы.Вся работа проходила в четыре этапа.
Первый этап (1 час) – связан с актуализацией проблемы сохранения окружающей среды. Ученики разделились на три группы, у каждой было своё задание. 1-я группа занималась проведением социальных опросов с целью – выявить, как разные слои населения понимают экологические проблемы, какие видят пути для их решения
2-я группа – готовила материал о загрязнении окружающей среды в виде фотографий, иллюстраций журналов, детских рисунков.
3-я группа работала со справочной литературой. У неё было задание: дать определение понятиям «экосистема» и «экология», найти примеры экологических бедствий.
Второй этап проходил в течение недели, где дети обменивались собранной информацией, решали экологические задачи, заполняли схемы взаимозависимости компонентов экосистемы, вырабатывали единые правила поведения в окружающем мире, создавали запрещающие знаки.
Третий этап по продолжительности занял 2 часа и включал в себя:
создание группы экспертов для отбора лучших работ;
защита работ учащихся каждой группы;
объединение ключевых моментов в стендовую презентацию;
создание стенгазеты на тему: «Человек, помни, ты часть природы!»
На заключительном четвёртом этапе ребята представляли своё исследование учащимся других классов начальной школы. Успех вдохновил детей, выросла их самооценка. У них появилось желание пробовать себя в других исследованиях.
В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащихся требуется умение систематизировать и анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты, делать выводы.
Познавательная активность школьников приближается к исследовательской деятельности учёного. Получится ли поставить ребёнка в позицию исследователя, учёного? Такой шанс представляет урок изучения нового материала. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Дальше разворачивается поиск решения. Выдвигаются разные гипотезы, но только одна проходит строгую проверку и превращается в решение.
Существуют следующие методические приёмы создания проблемных ситуаций:
постановка проблемной задачи (с ошибкой, с избыточными или недостающими данными, с противоречивыми данными);
подведение учащихся к противоречию и самостоятельный поиск ими его решения;
столкновение с противоречием в практической деятельности;
побуждение учащихся делать сравнения, выводы, обобщение из ситуаций;
рассмотрение явлений с разных сторон, позиций.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик, дети недоумённо смотрят на учителя. Учебная проблема поставлена, начинается вторая фаза проблемного урока – поиск решения. Учитель помогает ученикам открыть новые знания. На этом этапе осуществляется решение проблемы, поиск которого осуществляют сами ученики в ходе исследовательской деятельности. В результате данной работы учащиеся делают выводы, формулируют правила, составляют опорные сигналы, схемы, таблицы.
Исследовательская деятельность направлена на развитие познавательной активности, способствует максимальной самореализации учащихся. Это хорошо можно проследить в работе над индивидуальным исследовательским проектом. Примером этого может служить исследовательская работа на тему: «О чём могут рассказать годичные кольца деревьев?».
Ученица Семушенкова Екатерина, увидев спил дерева, заинтересовалась, почему оно такое большое? В ходе исследования к ней присоединился одноклассник Власов Виктор. Ребята выезжали в лес для сбора спилов и кернов деревьев (образцы брали с помощью специального бурава), побывали в лаборатории, где с помощью микроскопа узнали возраст каждого дерева. Они составили хронологию пяти живых деревьев и двух пней, словарь новых понятий. Побывали на метеостанции и составили графики погоды с 1950 года. Проанализировав и обобщив собранную информацию, ребята пришли к выводу, что на ширину годичных колец влияет не только погода, но и пожары. Таким образом, в ходе этого исследования ребята максимально самореализовались.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. «Навязанная» тема, какой бы важной она ни казалась, должного эффекта не даст.
Вывод
Давно известно, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок рождается исследователем. Он постоянно жаждет новых впечатлений, стремится познать мир через наблюдения, эксперимент, самостоятельный поиск новых сведений о мире. И это нормальное, естественное состояние ребёнка. Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что исследовательский метод обучения может и должен применяться в начальной школе, так как он активизирует познавательную деятельность учащихся и повышает качество обучения.
Литература:
Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н.. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир».- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература» 2003.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками. М., 2002.
Савенков А.И., «Методика исследовательского обучения младших школьников», издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература» 2014.