Игровые формы работы на уроках математики
Игровые формы работы на уроках математики.
По мнению Сухомлинского, «игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», поэтому она так необходима для развития личности. На первый взгляд, казалось бы, математика – серьезный предмет и заниматься игрой совершенно недопустимо. Тем не менее, именно игра является одной из форм активизации восприятия учебного материала. Игра для школьников – это часть его жизненного опыта. Она позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия нового, процесс повторения и закрепления пройденного материала.
Игры подразделяются на классы: 1) по содержанию (это может быть урок- изучение нового материала или же обобщающий урок повторение); 2) по количеству учащихся (когда участвует весь класс или же класс делится на группы, и работа ведется по группам); 3) по продолжительности (3-4 минуты, 15-20 минут и весь урок); 4) по форме проведения (устная и письменная).
Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике.
Игра «Пас». Заранее вывешивайте перечь вопросов, 2-3 вопроса закрыты. Какой там вопрос дети узнают во время игры. (Сколько ног у кошки? Сколько лет маме? И т.д.) Называю номер вопроса и прошу, например, Гареева ответить. Тот отвечает на вопрос, затем называет № вопроса и просит другого ответить и т.д. Это устная форма игровой деятельности хороша для повторения и закрепления пройденного материала.
Физкультминутки провожу тоже в форме игры. Повторяем таблицу умножения. Если говорю правильный ответ, то дети встают, неверный ответ, например, 2×3=8, то дети сидят. Эта игра развивает внимательность, умение слушать, так как 2 раза не повторяю. Эта форма игры длится 3-4 минуты.
В начале урока, как разминку, провожу игру «Конвейер» - это примеры для устного счета. Здесь групповая форма работы. Конечно каждая команда старается решить первой.
Групповую форму игры применяю при повторении пройденного материала: заранее класс делю на группы:( я их называю экипажи), выбирается командир экипажа, конечно же это «сильный» ученик. Деление на экипажи начинаю с 5 класса. Сначала изучаю детей, выясняю уровень их знаний, степень обученности и начинаю пересаживать.
Главными признаками групповой работы на уроке являются:
1) выполнение определенных заданий сообща под непосредственным руководством командира группы;
2) подбор командира, состава группы по принципу объединения учащихся с разным уровнем обученности, внеурочной информированности, совместимостью учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга (в группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся);
3) выполнение задания способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Групповая работа характеризуется непосредственным взаимодействием учащихся, совместной согласованной деятельностью без подсказки учителя. Результаты такой работы всегда значительно выше, чем при выполнении тех же заданий каждым учеником индивидуально. Это объяснятся взаимопомощью и взаимной ответственностью учеников. Защита знаний происходит по-разному, в зависимости от того, какой жетон вытянет командир. Жетонов несколько. Жетон с надписью «Выбор» означает, что учитель сам выбирает для ответа одного из членов экипажа. Жетон «Делегат» дает возможность самому экипажу решить, кого послать отвечать. Жетон «Все, всё» означает, что каждый член экипажа защищает свои знания. Жетон «Доверие» самый любимый у ребят, он означает отсутствие контрольной проверки: учитель выставляет каждому ту оценку, которую ему поставили в его экипаже. Вытянув жетон «Экзаменаторы», члены экипажа становятся помощниками учителя в предварительной проверке и проведении защиты у других экипажей.
Если вытянули жетон «Выбор», то для защиты решений ученика из экипажа выбираю сама. Он как бы защищает решения, от его ответа зависит какую оценку получит вся группа. В случае, если он при защите получит оценку, например, на один балл меньше, чем ему поставили товарищи, то отметка на один балл снижается каждому члену экипажа. Если же знания ученика при контроле оказывается не удовлетворительными, то весь экипаж готовится к защите заново. Так вводится в действие принцип «один за всех и все за одного». Поэтому командир экипажа должен внятно объяснить решения каждому члену экипажа, при этом его знания активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении им учебного материала однокласснику.
Если вижу, что кто-то в группе остается в стороне, то приходится вносить изменения в составе группы.
Следующая форма игровой работы учащихся - урок-игра «Восхождение на пик Знаний». Он рассчитан на весь урок и является уроком повторения и обобщения пройденного материала. Игровое поле состоит из красочного планшета, на котором изображен горный пейзаж с нанесенным на нем маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы, их-10; старт обозначен флажком. С боку на планшете находится карманы (тоже прономерованы), в которые помещены карточки с заданиями для каждого привала.
Перед игрой формируются две команды, в каждой выбирают капитана. Команды находятся на старте-исходной базе. Затем капитаны по очереди бросают игровой кубик, и получают число, указывающее номер правила, на которой переходит данная команда. Продвижение команд по маршруту отмечается цветными флажками. На каждом привале команды выполняют определенные задания, «вынутые» из соответствующего кармашка (например, на привале 3 – из кармашка 3). На некоторых привалах команду ожидает «сюрприз» - неудача; так, на карточке, относящейся к привалу 4, написано: туман, снегопад, команде вернуться на базу; на карточке, относящейся к привалу 7, - запись: «Ожидается сход лавины, срочно спуститься на 1 переход». В этом случае альпинисты выполняют отходный маневр. Выиграет та команда, которая раньше другой достигнет пика Знаний.
Учитель первой квалификационной категории
МОБУ Караидельская СОШ №1
Сарбаева Рушания Хамидуловна