Статья по изобразительному искусству по теме Особенности преподавания изобразительного искусства в условиях в введения ФГОС.
" Особенности преподавания изобразительного искусства в условиях в введения ФГОС".
Учитель изобразительного искусства МКОУ Джогинская СОШ Гаева Е.И.
Главная особенность современного этапа развития отечественного образования – кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС.
Во-первых, на уроке должны преобладать такие действия, как: поиск, исследование, проектная деятельность, работа со знаково-символическими средствами, которые называются моделями. Знание дается не в готовом виде, а ребенок сам под руководством учителя конструирует это знание. Естественно, система оценивания такого знания ориентирована прежде всего не на конечный результат, а на то, как ребенок сам каким-то способом достигает этого знания.
Во-вторых, системно-деятельностный подход предполагает, что знание интегрировано, и акцент делается не на большое количество учебных дисциплин, а на создание интегративных курсов и модулей, которые комплексно, системно дают возможность ребенку увидеть определенную группу знаний.
В-третьих, системно-деятельностный подход опирается на возрастные возможности школьника. Если исходить из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, то ведущей деятельностью в начальной школе является учебная деятельность, где дети решают систему учебных задач, которые ориентируют ребенка на конструирование общих способов, позволяющих решать большой круг частных задач. При переходе в подростковую школу ведущей становится личностная и общественно значимая деятельность. Причем для разных подростков разная деятельность становится ведущей: для одних - проектная, для других - учебная, для третьих - спортивная, для четвертых - художественная. Такой подход в подростковой школе показывает, что на первое место в основной школе выходит не собственно урок, не учебная деятельность, а поcледеятельностное пространство, наличие разных видов деятельности, которые и делают шаг в развитии ребенка.
Деятельностный подход влияет и на структуру результатов обучения в школе, представленных в новом стандарте. В новых стандартах начальной и основной школы образовательные результаты носят комплексный характер, и имеют уже не две составляющие (ЗУН по предмету и общеучебные умения, навыки), а три (предметный, метапредметный результат (или универсальные учебные действия) и личностный результат). Описание самих образовательных результатов можно найти в примерных основных образовательных программах ступеней обучения.
Так, в ФГОС основной школы определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Младший школьный возраст – самый плодотворный период для выявления потенциальной художественной талантливости почти всех детей и вместе с тем период, когда дети наиболее восприимчивы к обучению изобразительному искусству. Развитие художественных способностей в этот период происходит лишь при определённых условиях, главное из которых – единство учения и творчества. Для выполнения этого условия программа развивающего обучения предусматривает определённые виды работ на занятиях изобразительным искусством: обсуждение рисунков, решение учебных задач и заданий, самодеятельность детей.
На одних занятиях могут осуществляться все три вида, на других – два, и не обязательно в указанной последовательности. Важно, чтобы все они проводились при освоении каждого нового способа или средства изобразительной деятельности. Рассмотрим, какие функции выполняют эти виды работ в развитии художественных способностей детей.
Обсуждение рисунков формирует у детей учебное действие оценки и развивает способность к эстетической оценке. В основном обсуждение проводится в начале урока, что позволяет через оценку связывать между собой одно занятие с другим в непрерывном освоении художественной деятельности учениками и их развитии. Учитель подбирает рисунки для обсуждения с таким расчётом, чтобы с наряду с удачным применением освоенных способов, в некоторых из них были сделаны попытки использовать средства художественного изображения, которые намечены для освоения на этом занятии. В конце обсуждения вместе с такими рисунками рассматриваются произведения художников-мастеров, где новый для детей способ выступает в явно выраженном виде. Таким образом, дети подводятся к постановке задачи на поиск нового, неизвестного способа.
В зависимости от целей урока обсуждение рисунков может проводиться по-разному. Это может быть фронтальная форма, когда учитель задаёт критерии оценки, а суждения высказывают ученики.
Может быть, и коллективное распределение позиций «художников» и «зрителей». Учитель организует две группы и направляет диалог между группами, выступает в роли посредника. Может быть, и такая форма обсуждения, как свободная дискуссия. Учитель, оставаясь организатором обсуждения, передаёт посреднические функции самим ученикам. Бывает, ребята сами делятся на две группы и начинают дискуссию. Ребята - «художники» видят и оценивают в своих рисунках преимущественно то, что хотели выразить, а как это получилось реально, чаще всего не замечают. С другой стороны, те же ребята, становясь зрителями, не всегда пытаются понять замысел рисунка, а рассматривают качество изображения, т.к. «зрители» в большей мере нацелены на критическое отношение к воспринимаемой картине и чаще склонны к отрицательной оценке того, что им недоступно.
Очень важным является решение учебных задач и выполнений заданий. При решении учебной задачи обнаруживается средство, наиболее важное для учения и творчества – это поиск. При поиске способов решаются задачи, где построение задуманного образа выноситься из головы на лист бумаги. Тогда становится возможен активный, совместный с учителем и индивидуальный поиск, приводящий ко многим разнообразным и интересным решениям. Мои наблюдения показали, что поставленная перед ребятами задача нацеливает их на поиск способа решения задачи. Для ребят очень важно самим выделить для себя конкретную цель и искать способы её решения, обсуждать и корректировать свою работу, приходить к одному или нескольким решениям, пробовать и анализировать, достигнута ли цель. Если цель достигнута, ребята делают для себя вывод, что они хорошо поработали, и довольны результатом. Если не справились, т.е. нашли не совсем верные способы, то ребята анализируют, делают выводы, что было сделано неверно и почему. И что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.
Как непосредственно на моих уроках осуществляется поиск самими ребятами?
Вот, например, урок в 5 –м классе. Тема: «Творческая работа по созданию эскиза афиши». Ребята сначала решили определиться: «Какая афиша, тема афиши?» Сначала ребята решили, что это подобие объявления. Но потом пришли к мнению, что это более подробная информация о предстоящем событии, т.е. праздник это (ярмарка, концерт), распродажа. Дальше у ребят возникли затруднения: как сделать эскиз афиши и что для этого необходимо.
Здесь мнения ребят разошлись, и они разделились на две группы. Первая группа ребят считала, что очень важно при создании эскиза учитывать цвет, шрифт, общий дизайн и т.д. и что есть даже специальные художники-дизайнеры, которые занимаются созданием эскизов. Вторая группа ребят настаивала, что оформление и дизайн не так уж и важны, главное, чтобы была необходимая информация о человеке. В результате на уроке возникла дискуссия между группами. На этом этапе я заняла позицию организатора дискуссии, но решила не навязывать своё мнение, а помочь ребятам самим прийти к выводу. Ребята стали приводить разные доводы в пользу своего мнения. Все ребята, кроме двух учеников, согласились, что их мнение было не совсем верным. А двое остались при своём мнении.
Затем мы с ребятами выработали план действия и приступили к работе. А два ученика решили работать по-своему. Моя задача заключалась в том, чтобы помочь ребятам воплотить задуманное на листе бумаги.
Закончив работу, ребята предложили сделать просмотр работ. В результате просмотра ребята сами стали делать выводы, что у тех, кто нашёл интересное цветовое решение и гармоничное сочетание всех элементов, получилась очень оригинальная работа. Ребята для себя определили все нюансы и недочёты и почему они возникли, но работой были довольны. Единственные, кто был немного огорчён, это Максим и Никита. Когда они сравнили свою работу с работами ребят, то признали, что их мнение было не верным. В итоге ребята сами сделали вывод: очень важна информация о событии и его организаторах; кроме того, большую роль играет оформление и дизайн, её владельца. Урок закончился на оптимистичной ноте. Ребята решили, что в следующий раз учтут все плюсы и минусы и сделают ещё лучше и оригинальнее.
Т.к. ребята очень любят играть, то игра – это ещё одно средство для решения учебной задачи. Игра строится так, чтобы повторить и закрепить тот или иной учебный материал. Можно давать ребятам возможность самим придумать игру и обсудить её правила и условия. Ребята могут проявить себя, сами принять решение.
Мои ученики участвуют и в определении темы, цели урока. Бывает, что ребята вместе где-то были или у большинства из них появилось желание выразить себя именно в какой-то определённой теме. Тогда все вместе мы договариваемся, определяем тему и цель урока и работаем. Если не разрешать или уговаривать ребят работать по запланированной теме, у них возникает ощущение дискомфорта, гаснут искорки в глазах и пропадает желание работать. А так ребята осознают, что я тоже учитываю их настроение и прислушиваюсь к их мнению.
Вместе с этим внимание уделяется всему классу и каждому ребёнку индивидуально. Так как у каждого своё цветовидение, своя манера, свой стиль, своё мировоззрение, на уроках изобразительного искусства я стараюсь держать одну непрерывную линию – это всевозможная поддержка и помощь развитию индивидуального творческого самовыражения. Для ребят это очень важно, они это понимают и чувствуют. Рассматривая рисунки школьной выставки, они сами осознают, как важна неповторимость, оригинальность и индивидуальность.
Для развития индивидуального творчества каждого ребёнка я веду работу с теми ребятами, которые по разным причинам не могут включиться в работу. Используя свои наблюдения, я начинаю работу с теми детьми, у которых в дошкольном периоде была психологическая травма, и в результате сложился комплекс: боязнь рисовать, страх перед отрицательной оценкой окружающих и т.д. С такими ребятами приходится работать крайне осторожно, т.к. они очень ранимы. Эти пути не такие лёгкие для учителя, зато дают большие результаты. Работая, таким образом, ребёнок постепенно сам для себя открывает, что он, оказывается, может рисовать прекрасные рисунки. У таких ребят появляется огонёк в глазах: желание творчески себя выразить из глубины вырывается наружу. Им хочется себя реализовать, доказать себе и всем, что он может и на что способен. Такие ребята впоследствии творческие, работоспособные, всегда наполнены энергией.
Есть ребята, которые замыкаются в себе, проявляют своё нежелание работать. Очень часто перед всем классом демонстративно заявляют, что им это не надо и что это пустая трата времени. Для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении. Ребёнку необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. Поэтому технике рисунка детей следует обязательно учить.
Бывает, что, не зная технических примеров рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приёмы и, как результат – неудачный рисунок, что очень огорчает ребёнка. Если таким ребятам делать замечания, у них совсем пропадает интерес. И всё это может привести к тому, что у ребёнка навсегда исчезнет тяга к изобразительному творчеству. Чтобы избежать этого, я действую так. Учитывая индивидуальные особенности, ненавязчиво, осторожно подсказываю правильный способ работы. В результате я увидела, что когда ребёнок овладевает техническими навыками, способами работы, происходит яркий всплеск творчества. Это отражается не только на собственно художественных, но и на общих способностях ребёнка. В результате каждый ребёнок включается в работу, и у него полноценно развиваются интеллектуальные, эмоциональные, моторные и творческие способности.
Для закрепления темы уроков хорошо себя зарекомендовал такой прием, как синквейн. Синквейн очень любят сочинять и сами учащиеся. Например, в 6 классе при изучении темы «Черное и белое – основа языка графики. Силуэт как выразительное средство графики» в конце урока учащиеся сочиняют синквейн «Силуэт».
Синквейн – это французский стихотворный жанр, не требующий рифмы, смысл синквейна укладывается в пяти строках.
Схема синквейна Синквейн
1. Одно существительное 1. Силует
2. Два прилагательных 2. Черный и белый
3. Три глагола 3. Изображает, обводит, выделяет
4. Четыре слова (связное высказывание о значимости объекта) 4. Правдиво, выразительно характеризует объект
5. Одно существительное (синоним, выражающий личное отношение к объекту) 5. Контраст
Как прием синквейн очень продуктивен при изучении темы «Мы и мир наших вещей». Отношение человека к миру вещей» в 6 классе. Цель этого урока – показать учащимся ценность каждой вещи, сформировать умения видеть ценность каждой вещи, заложенную в вещи часть человека. После вступительного слова учителя учащиеся выполняют п р а к т и ч е с к у ю р а б о т у:
- Нарисовать ценную для учащегося вещь.
- Написать на этом же листе маленькую новеллу или синквейн о ней.
Материалы, которые используют учащиеся в работе: альбомные листы, цветные карандаши, пастель, акварель или гуашь.
Предварительно учащимся дается домашнее задание: Найти дома памятные вещи семьи, узнать их историю, поговорив с родителями.
Учащиеся пишут синквейны об орденах и медалях военных лет, старинных фотографиях, любимых книгах, подарках, игрушках, сувенирах, цветах, талисманах, кубках и призах, велосипедах, шахматах и лыжах.
Например:
Книга.
Интересная и поучительная.
Повествует, учит, увлекает.
Рассказывает о приключениях Шерлока Холмса.
Увлечение.
Медаль.
Золотая и круглая.
Украшает, восхищает, радует.
Напоминает о победе в танцах.
Счастье!
Многие синквейны могут быть посвящены неотъемлемой части нашей жизни: мобильным телефонам, музыкальным центрам, компьютерам.
Рисунки с изображением любимых вещей и синквейны о них позволяют учащимся осознать роль вещей в жизни человека. У каждой вещи есть своя судьба с момента рождения и до «смерти». Одни вещи – аристократы: дорогие, красивые, почетные. Ими гордятся, любуются, редко к ним прикасаются. Другие – труженики, наши каждодневные вещи помощники. Есть особенные, памятные вещи: орден дедушки, пушистая варежка, связанная бабушкой, розовая раковина, привезенная с моря…В каждом доме есть какая-то особая вещь, которая дорога как память о любимом человеке или интересном событии, путешествии.
На уроке учащиеся создают альбом, где рисуют и пишут синквейны и новеллы о любимых вещах. Таким образом, технологию критического мышления можно с успехом использовать и на уроках изобразительного искусства. Она развивает активность учащихся, способствует повышению качества художественного образования, развитию интереса к изобразительному искусству и художественной деятельности.
Игра «Собери слова».
Художник на плакате хотел сделать надписи, а определения, состоящие из отдельных слов, «рассыпались». Командам их надо собрать. Можно каждой команде предложить по два разных задания-определения или одинаковых. (Правильный порядок следования слов в определении каждого понятия указан цифрами.)
Репродукция - (2) полиграфическими; 6) искусства; 4) произведений; 1) это воспроизведение; 5) изобразительного; 3) средствами).
Графика – (3) карандашом; 2) бумаге или картоне; 4) пером, углем или 1) это рисунок на; 6) приспособлений, машин; 5) с помощью специальных).
Ритм – 2) каких-либо элементов; 1) это повторение; 6) последовательности; 3) узора через; 5) расстояния и в определенной; 4) определенные).
Орнамент – 2) на ритмическом; 6) растительного и животного мира; 3) чередовании и; 5) элементов или элементов форм; 1) это узор, построенный; 4) сочетании геометрических).
Жанр – присущих (2); них от других (6); по по которым мы (4); произведениям искусства, 3) отличаем одни из (5); это несколько особенных признаков, (1).
Портрет – человеческое лицо, (2); его видит (6); художником(4); это прежде всего (1); так, как он (5); это несколько особенных признаков, (1).
Пейзаж – изображение (2); природы (4); это (1); художником (3).
Натюрморт – на которой (2); дары моря и другое (8); изображены обычные (3) ; жизни (5) – домашняя утварь, (6); это картина, (1); плоды, цветы, дичь, (7); предметы повседневной (4).
Игра – задание: «Установи соответствие»
В одной стопке находятся репродукции, в другой - таблички с названиями, а в третьей – таблички с фамилиями художников. Надо установить соответствие (провести стрелки): определить, кисти какого художника принадлежат картина.
1 вариант
Фамилия художника Название картины
Брюллов «Тройка»
Рубо «Грачи прилетели»
Врубель «Не ждали»
Левитан «Всадница»
Саврасов «Демон»
Перов «Полдень»
Васнецов «Бородино»
Ярошенко «Богатыри»
Репин «Студент»
Шишкин «Март»
2 вариант
Фамилия художника Название картины
Перов «Бурлаки на Волге»
Васнецов «Рожь»
Тропинин «Московский дворик»
Левитан «Рыболов»
Кустодиев «Девочка с персиками»
Репин «Аленушка»
Поленов «Явление Христа народу»
Шишкин «Кружевница»
Иванов «Масленица»
Серов «Владимирка»
Игра – задание: «Установи соответствие»
В одной колонке даны названия художественных красок, в другой – цвета. Установить соответствие между цветом и названием краски.
Художественная краска Цвет
Кобальт черный
Ультрамарин красный
Умбра рыжая
Киноварь желтая
Охра фиолетовый
Жженная кость Буро-желтый
Сиена бурый
Кадмий синий
Крон красный
Кармин Желто-оранжевый
Тест.
Цифры, данные в скобках, обозначают правильную последовательность.
1. Соотнесите имена и фамилии художников: Илья, Андрей, Михаил, Кузьма.
А. Петров-Водкин (4) В. Репин (1)
С. Врубель (3) Д. Рублев (2)
2. Соотнесите названия картин с фамилиями художников, написавших их «Вечер на Украине», «Вечер», «Вечерний звон», «Масленица».
А. Саврасов (2) В. Куинджи (1)
С. Кустодиев (4) Д. Левитан (3)
3. Расставьте фамилии художников согласно годам жизни каждого из них: В. Суриков, И. Репин, В. Васнецов, В. Перов.
А. 1833-1882 (4) В. 1848-1916 (1)
С. 1848-1926 (3) Д. 1844-1930(2)
4. Расставьте в соответствующей последовательности скульптурные памятники, которые создали эти скульпторы: Роден, Фальконе, Мирон, Микеланджело.
А. «Дискобол» (3) В. «Медный всадник» (2)
С. «Давид» (4) Д. «Мыслитель» (1).
5. Расставьте в соответствующей последовательности архитектурные памятники, которые создали эти архитекторы: Кваренги, Бове, Воронихин, Растрелли.
А. Большой театр (2) В. Зимний дворец (4)
С. Казанский собор (3) Д. «Смольный» (1)
6. Расставьте в соответствующей последовательности населенные пункты, в которых изготовлены следующие предметы ДП творчества: шкатулки, матрешки, кружева, подносы.
А. Загорск (2) В. Жостово (4)
С. Вологда (3) Д. Палех (1)
7. Символика цвета есть в поговорках, крылатых словах. Подберите пары: тоска, скука, зависть, радость.
А. Серая (2) В. Светлая (4)
С. Зеленая (1) Д. Черная (3)
Игра - задание по теме: «Число».
1. Сколько детей на картине А.А. Пластова «Жатва»?
Ответ: трое.
2. Сколько человек находится на картине И.Е. Репина «Не ждали».
Ответ: семь человек.
3. Лица скольких детей мы видим на картине З.Е. Серебряковой «За завтраком»?
Ответ: лица троих детей.
4. Сколько глухарей на картине П.П. Кончаловского?
Ответ: три глухаря.
5. Сколько яблок на картине И.Е. Репина «яблоки и листья»?
Ответ: шесть яблок.
Игра – задание по теме: «Музеи»
1. Этот музей по праву гордится «Джокондой» Великого Леонардо да Винчи.
Ответ: Шедевр украшает Квадратный зал Лувра.
2. Этому музею принадлежит картина «Сватовство майора» Павла Федотова.
Ответ. Третьяковская галерея.
3. Этому музею принадлежит картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля.
Ответ: Шедевром гордится Дрезденская галерея.
4. Эта жемчужина Кижей освящена в 1714 году.
Ответ: 22-главвая красавица – Преображенская церковь.
5. Он подарил России не только великую поэтессу, но и Музей изящных искусств.
Ответ: Профессор И.В. Цветаев.